План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Голоскокова Елена Евгеньевна

План - программа  работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_kruzhka.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ  ЦРР - детский сад № 10г. Россоши  Россошанского муниципального района  Воронежской области

План-программа работы     кружка

 «Веселая логоритмика»

с детьми средней  группы №8

        (4-5 лет)

на 2015 – 2016  учебный год

Воспитатель: Голоскокова Е.Е.

Россошь

2015-2016 уч. год

Название кружка: «Веселая логоритмика»

Руководитель кружка: Голоскокова Елена Евгеньевна

 

Список участников кружка:

1.Александрова Даша (4 года)

2. Анищенко Артем(4 года)

3. Вербицкая Варя  (4 года)

4. Гусев Никита  (4 года)

5. Кухарь Илья (4 года)

6. Ланина Настя (4 года)

7. Сухоруких Даша (4 года)

8. Шишиморова Соня  (4 года)

9. Шматова Полина  (4 года)

10. Ушакова Лера (4 года)

11. Юнаковский Влад  (4 года)

        

Расписание работы кружка: 1 раз в неделю.

Начало занятия: 16 часов.

Программа кружка разработана на основе программы Картушиной М.Ю.  «Логоритмические занятия в детском саду».

Используемая в работе литература:

  •  Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  • Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;
  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  • Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007;

Программа кружка  составлена  с  учетом  межпредметных  связей  по  областям:

  1.     Познанавательное развитие :  наблюдения,  беседы,  игры.
  2.    Социально-коммуникативное развитие: используются   дидактические,  сюжетно  -  ролевые  игры;   разучиваются  различные  танцы, используются  произведения познавательной  направленности  (стихи,  потешки,  прибаутки,  частушки,  тексты  песен).
  3. Художественно-эстетическое развитие:   используются  музыкальные  произведения,   песни,  танцы, музыка  для  релаксации,  упражнений,  игр   в  соответствии  с  тематикой  занятия.
  4. Физическое развитие:   проводятся  подвижные  игры,   развлечения,  досуги,   упражнения   для  профилактики  плоскостопия.

 5.  Речевое развитие:  овладение способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Пояснительная  записка.

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

и  свободное  движение  под  музыку.

И  ребенка можно    этому   научить.

А.. И.. Буренина.

  Ритмическая  организация  является  основой  жизни. Все,  окружающее нас,  живет  по  законам  ритма.  Смена  времен  года,  дня  и  ночи, биение  сердца,  возрастные  процессы -   все  это  и  многое  другое  подчинено  определенному  ритму.  По  выражению  Э. Жака Далькроза,  «  ритм  есть  движение  материи,  логически  и  пропорционально   распределенной  во  времени  и  пространстве».

          Данные  физиологии  и  психологии  доказывают  тесную  взаимосвязь  слуховых  ощущений   с  мышечными .  Еще  великий  русский  физиолог  И.М.  Сеченов   отмечал, что  слуховое  и  мышечное  восприятие  связано  с  временными  ощущениями   .Советский ученый,  невролог,  и  психиатр  Б.. М.. Бехтерев  доказал,  что  вначале   на  маленького  ребенка  заметное  воздействие  оказывает  ритм,  а  лишь  затем звуковысотные  сочетания  и  тембр  звучащей  музыки.  

     Ритмические  движения  способствуют  активации  различных  анализаторных  систем,  становлению  интегративной  деятельности  человека.  Поэтому  развитием  чувства  ритма  рекомендуется  заниматься  с  самого  раннего  возраста  и  в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях и  играх.

     Различные  педагогические  системы  придают  большое  значение  воспитанию.

     Логоритмика  является  своеобразной  формой  активной  терапии,  средством  взаимодействия  в  комплексе   методик  и  учебной  дисциплины. Первое  понимание  логоритмики   основано  на  сочетании  слова,  музыки  и  движения.  Взаимоотношения  указанных  компонентов   могут  быть  разнообразными,   с  преобладанием  одного  из  них  или  связи  между  ними.

     Второе  понимание  логоритмики  обусловливает  включение  ее  в  любую  реабилитационную  методику  воспитания,  обучения  и  лечения  людей  с  различными  аномалиями  развития  и  нарушения  речи. Целью  логоритмики  является  преодоление  речевого  нарушения  путем  развития   и  коррекции  неречевых  и  речевых  психических   функций  и  в  конечном  итоге  адаптация  человека  к  условиям   внешней  и  внутренней  среды.  Задачи  логоритмики  определяются  как  оздоровительные,  образовательные,  воспитательные,  коррекционные.

     В педагогическом  аспекте  логоритмика -  это  система  физических  упражнений, построенная на  связи движений  с  музыкой. Она  способствует  воспитанию  познавательной,  волевой  и  эмоциональной  сфер  личности,  гармоническому  физическому  и  художественному  развитию  детей,  развитию  музыкального  слуха,  внимания  и  восприятия,  комплексных  видов  памяти,  выразительности  движений,  формирует  эмоциональную  отзывчивость  и  музыкально – ритмическое  чувство,  учит  движениями  выражать  характер  и  темп музыкального  произведения,  развивает  музыкально -  речевые  способности, расширяет  певческий  диапозон.  На  занятиях  логоритмики   формируются  представления  о  музыкальном,   двигательном,  речевом,  изобразительном  ритмах  и  осуществляется  в  неразрывном  единстве.

      В  игровой форме  дети  осваивают  и  закрепляют  понятия  величины,  формы  и  цвета  предметов,  овладевают  движениями  общей  и  мелкой  моторики,  учатся  находить  ритмическую  организацию  в  музыке  и  речи,  знакомятся  с  элементарными  приемами  самомассажа.

      Сюжетно -  тематическая  организация  кружковой работы   позволяет  каждому  ребенку  чувствовать  себя  комфортно,  уверенно,  так как  в  игре  максимально  реализуются  потенциальные  возможности  детей.  Комплексно – игровой  метод  наиболее целесообразен  для  развития  познавательных  процессов  и  соответствует  детским  психо – физическим  данным.  Такое   построение   кружковых  занятий   позволяет  добиться  устойчивого  внимания  на  протяжении всего   занятия  и  соответственно  повышает  результативность  в  усвоении знаний.    

      Кружковые   занятия  включают  в  себя  пальчиковые  и  подвижные  игры,  песни  и  стихи.  Сопровождаемые  движениями,  двигательные  упражнения,  несложные  танцы.  Элементарное  музицирование  на  музыкальных  инструментах,  дидактические  игры,  способствующие  развитию  чувства  ритма .  Речевой  материал  доступен  в  лексическом   отношении,  включает  малые  формы  русского  фольклора  и  стихи  современных  детских  поэтов.  Значительная  роль  в  работе  по  осознанию  ритмического  строя  речи  принадлежит  играм,  созданным  на  основе  стихотворного  текста.  Эти  игры  учат  малышей  координировать  движения  со  словом,  что  способствует,  в  первую  очередь,  речевому  развитию  детей.  Обучение  детей  на  музыкально -  шумовых  инструментах  является  средством  для  решения  следующих  (  помимо  развития   чувства  ритма )  задач:  развития  внимания   и  памяти,   координации  движений,  мелкой  моторики и  т.  д.

      Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  предварительно  не  выучивается.  

При  разработке  кружковых  занятий  использовались   рекомендации  Министерства  образования  Российской  Федерации (Инструктивно  -  методическое  письмо  «  О  гигиенических  требованиях  к  максимальной  нагрузке  на  детей  дошкольного  возраста  в  организованных  формах  обучения »  от  14.03. 2000 г.  №  65/23-  16),  где  предпочтение  отдается  интегрированным  занятиям,  включающим  развитие  музыкальных  способностей,  речи,  движения,  познавательную  деятельность  с  оздоровительной  направленностью.

Кружок  рекомендуется  проводить  во второй  половине  дня,  так  как   занятия  являются  интегрированными.  Продолжительность  занятий  -  25  минут,  в  зависимости  от  возраста  детей.  Тема  кружка  берется  на  1  -2  занятия  в  зависимости  от  сложности  материала и индивидуальных  психо -  физиологических  особенностей  детей.  Кружок  проводится  один  раз  в  неделю. Главная  задача  педагога- создание  на  занятиях  атмосферы праздника,  радости. По  желанию  педагога   возможно  заменить  музыкальный  или  речевой  материал  на  аналогичный,  сократить  занятие  в  зависимости  от  индивидуальных возможностей  детей.

Работа  по  развитию  чувства  ритма  продолжается  в  процессе  овладения   детьми  различных  видов  деятельности   не  только  на  музыкальных  и  физкультурных  занятиях.  Но  и  на  занятиях  по  рисованию,  конструированию,  аппликации,  развитию  речи.  В  ходе  подвижных, хороводных,  дидактических  игр  и  игр – драматизаций.

Кружок  по  логоритмике  хорошо  вписывается  в  учебную  работу  любой  современной  программы  по  воспитанию  дошкольников,  так  как  он  построен  в  соответствии с  современными  подходами  к воспитанию  детей  дошкольного  возраста  и  направлен  на  овладение  чувством  ритма,  что  способствует  формированию  у  ребенка  целостного  восприятия  пространства  и  времени,  гармонизации  психического  развития  детей.

Направленность  программы:

Тематическая  направленность  и  организационная  вариативность  программы  кружка  способствует  формированию  устойчивого  интереса  к  музыкальной  и  речевой  деятельности,  поддерживают    положительное  эмоциональное  отношение  детей  к  логоритмическим  упражнениям,  а,  значит,  помогают  достигнуть  лучшей  результативности  в  обучении  и  воспитании.

Новизна  и  актуальность:

Система  подачи  программных  задач,  методов,  средств  по  знакомству  детей  с  логоритмикой  отработана  с  учетом  возрастных  особенностей  и  методических  требований  в  непосредственно  образовательной  деятельности.  В  занятия  кружка  включены  элементы,  имеющие  оздоровительную  направленность  (общеразвивающие  упражнения,  упражнения  для  профилактики  плоскостопия,  работа  над  певческим  дыханием  и  развитием  певческого  голоса,  простейшие  приемы  массажа,  гимнастики  для  глаз).  В  занятия  включены  пальчиковые  музыкально  -  речевые  игры  или  массаж  пальцев. По  насыщенности  акупунктурными  зонами  кисть  не  уступает  уху  или  стопе.  В  восточной  медицине  существует  убеждение,  что  массаж  большого  пальца  повышает  функциональную  активность  головного  мозга,   указательного  -  положительно  воздействует  на  состояние  желудка,  среднего  -  на  кишечник,  безымянного  -  на печень  и  почки,  мизинца -  на  сердце.   Каждое  занятие    кружка  по  логортмике    включает  в  себя  упражнения  на  релаксацию  под  музыку,  (помогающие  детям  снять  напряжение,  нервную  нагрузку),  чистоговорки,  речевые  или  музыкальные  игры,   упражнения  на  развитие  чувства  ритма  или внимания.

Цель  кружка:

Преодоление  речевого  нарушения  путем  развития  и  коррекции  неречевых  и  речевых  психических  функций  ребенка  через  музыку  и  движение.

Задачи   кружка:

  • Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков  в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по   А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;

-   развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;

- развивать артикуляционную, общую  и пальцевую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.

  • Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.

Использование  наглядного  материала:

  1. Иллюстрации  и  репродукции.
  2. Малые  скульптурные  формы.
  3. Дидактический  материал.
  4. Игровые  атрибуты.
  5. Музыкальные  инструменты.
  6. Аудио  -  видеоматериалы.
  7. Живые  игрушки (преподаватели  или  дети,  одетые  в  соответствующие  костюмы).
  8. Коврики  для  проведения  релаксации.
  9. Техническое оснащение   занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

№ занятия

Название занятия

Сентябрь

1

2

3

4

Прогулка в осеннем лесу Колобок — колючий еж Земляничка

Мишкина малина

Октябрь

5

6

7

8

Полная корзинка

Осенняя ярмарка

Сундучок Осени.

Кто как к зиме готовится

Ноябрь

9

10

11

12

Почему медведь зимой спит Магазин игрушек

Городок игрушек

Поиграем в поезд

Декабрь

13

14

15

16

Снежная баба

Два Мороза Новоселье Новогодний поезд

Январь

17

18

19

20

Зимняя царица Кошкин дом

У кошки новоселье Мы — строители

Февраль

21

22

23

24

Строим дом

Кем быть?

Крокодил Гена идет в армию

Сказка о глупом мышонке

Март

25

26

27

28

Сказка об умном мышонке

Пироги пекла лиса

Веселые музыканты

Кто где живет

Апрель

29

30

31

32

Зайкин день

На лесном перекрестке

Будем космонавтами!

Птицы

Май

33

34

35

36

Находчивый Бобр

В гостях у лягушат

 Приключения Квака

Муха-Цокотуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план подвижных игр в средней группе

Перспективный план подвижных игр в средней группе в табличной форме...

песпективный план утренней гимнастики в средней группе

утренняя гимнастика - вот с чего начинается план образовательной деятельности...

Перспективный план работы по логоритмике для группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина) Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области

Данное  методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленност...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....