Перспективный план работы по логоритмике для группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина) Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области
календарно-тематическое планирование по музыке (подготовительная группа) по теме

Данное  методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ФФНР. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по логоритмике

для группы компенсирующей направленности

 для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина)

Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области

Пояснительная записка

Данное  методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ФФНР.

  Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

  На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- увеличение объема памяти;

- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

- развитие двигательных кинестезий;

- развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;

- формирование двигательных навыков.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс  упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.Буденной, О.Крупенчук, Т.Воробьевой;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, т.к. к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно – двигательного и координационного тренинга;

- вокально – артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

- музыкально – ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, вниманию, умению ориентироваться в пространстве;

- упражнения на развитие мимических мышц лица для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно – образного мышления;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Автор рекомендует проводить логоритмические занятия 1 раз в неделю. Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Месяц

неделя

        Тема

      Задачи

Материал,оборудование

Сентябрь

3 неделя

«Медведь и хвост»

Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Развивать мелкую моторику пальцев, фонематическое восприятие.

Фонограмма пьесы «Октябрь», иллюстрация дрозда, буквы К,З,М,Б,Ч,Р; игрушки- медведь,заяц,дятел,ежик,сова;

Веер, маска совы.

Занятие№ 3М.Ю.Картушина, стр.19.

4 неделя

Магазин «Природа»

Развивать темпо-ритмическую сторону речи, артикуляционный аппарат,общую и мелкую моторики.

Фонограмма «Осень» из концерта «Времена года» А.Вивальди, песни «Вместе весело шагать»В.Шаинского, шума дождя; платочки красного, желтого,оранжевого цвета; иллюстрации орехов, грибов,калины,цветов; маски осины, березы;металлофон.

Занятие №4 М.Ю.Картушина, стр.23.

Октябрь

1 неделя

«Сивка – Бурка»по мотивам русской народной сказки

Согласовывать речь с движениями, укреплять мышцы языка, мелкую моторику, диффиринцировать звуки с-сь в чистоговорках.

Фонограмма русской народной лирической песни

в исполнении оркестра народных инструментов и пьесы «Октябрь» П.Чайковского; иллюстрации к сказке; металлофон; иллюстрация дрозда; маски березы и осины; разноцветные платочки каждому ребенку; перстень.

Занятие № 5  М.Ю.Картушина, стр.28.

2 неделя

«Как заяц и дрозд урожай растили».

Развивать фонематическое восприятие, согласовывать речь с движением, ритмический слух, укреплять мышцы глаз, спины, рук, ног.

Фонограмма песни «Вместе весело шагать»В.Шаинского; фланелеграф, картинки для него – избушка, огород, заяц, дрозд, пугало, ежик, дрозд; металлофон, иллюстрации овощей, разноцветные платочки; перстень.

 Занятие № 6  М.Ю.Картушина, стр.33.

3 неделя

«Вершки и корешки» по мотивам русской народной сказки.

Передавать характер музыки в движении, реагировать на изменение динамики в музыке, развивать эмоциональную отзывчивость, расширение лексического запаса, мелкой, артикуляционной и общей моторики.

Фонограмма спокойной русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации – мужик, медведь, горох, репа, рожь; маска петушка; шляпа для чучела; разноцветные платочки; металлофон, деревянные палочки.

Занятие №7  М.Ю.Картушина, стр.39.

4 неделя

«Петушок – Золотой Гребешок и Чудо - Меленка « по мотивам русской народной сказки.

Выполнять различные виды ходьбы, передавать характер песни, четко и внятно произносить слова, развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, уточнение артикуляции.

Фонограмма спокойной русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации к сказке; шапка чучела; маски помидора, огурца, моркови, капусты, петушок; металлофон.

Занятие №8  М.Ю.Картушина, стр.44.

Ноябрь

1 неделя

«Лягушка – Путешественница»

по мотивам сказки В.Гаршина.

Развивать темпо-ритмическую сторону речи, вырабатывать четкие и координированные движения во взаимосвязи с речью, расширять лексичекий запас.

Фонограмма кваканья лягушек; схема для попевки «Тучка»; деревянные палочки; игрушка лягушка; иллюстрации - енот, заяц, лягушка, белка, крот; бубен; маски овощей; шапка для чучела.

Занятие №9  М.Ю.Картушина, стр.49.

2 неделя

« Новый каравай» по стихотворению В.Приходько.

Развивать ориентировку в пространстве, мелкую и артикуляционную моторики, песенные навыки, развивать мелодико- интонационные и просодические компоненты.

Иллюстрации – трактор пашет поле, летний дождь, солнце, комбайн убирает пшеницу, грузовики везут мешки с зерном, каравай, дети водят хоровод,калачи, плюшки; металлофон; схема для попевки «Тучка»; деревянные палочки; бутафорские колоски; маски овощей.

Занятие №10  М.Ю.Картушина, стр.54.

3 неделя

«Четыре желания»

по мотивам рассказа К.Ушинского

Вырабатывать четкие, координированные с речью движения. Совершенствовать общую и мелкую моторики. Развивать динамический слух.

Иллюстрации- зима, весна, лето, осень; деревянные палочки, колоски; маски – цапли, березы, осины, овощи; 2-3 металлофона.

Занятие №11 М.Ю.Картушина, стр.58.

4 неделя

«Разноцветная книга»

Развивать творческие способности и воспитывать выдержку, чувство ритма, звукопроизношение звуков (з,зь), артикуляционную и мелкую моторики.

Большая книга о временах года с разноцветными страницами; маски- петушка и цапли; треугольник; музыкальный молоточек; 3-4 металлофона; деревянные палочки.

Занятие №12 М.Ю.Картушина, стр.63.

Декабрь

1 неделя

«Проказы зимы»

по мотивам сказки

К. Ушинского

Развивать артикуляционный и двигательный праксис, формирование двигательных навыков, певческих данных и дыхание с музыкальным сопровождением.

Иллюстрации 4 сестер- Весны,

Лета, Осени, Зимы; картинки к сказке – птицы улетают на юг, звери зимой, домашние животные в хлеву, рыбы подо льдом, люди дома пьют чай с пирогами, дети лепят снеговика; музыкальные молоточки; шапка снеговика.

Занятие №13 М.Ю.Картушина, стр.68.

2 неделя

«Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»

по мотивам сказки

В.Бианки

Развивать координацию речи с движениями, чувство ритма, мимической мускулатуры.

Активизировать высшую психическую деятельность через развитие слухового и зрительного восприятия.

Иллюстрации – заяц, тетерев, медведь, Дед Мороз; фланелеграф; картинки для него – снегири большие и маленькие; музыкальные молоточки; белые ленточки; шапка снеговика.

Занятие №14 М.Ю.Картушина, стр.72.

3 неделя

«Почтовая история»

Развивать слуховое и зрительное восприятие, формирование двигательных навыков, кинестезий, упражнения на координацию речи с движением, мелкой моторики.

Иллюстрации – бурые медведи, сорока, белые медведи, Дед Мороз, снегири, подарки; письма бурых и белых медведей; музыкальные молоточки; бубен; металлофон; шапка снеговика; белые ленточки.

Занятие №15 М.Ю.Картушина, стр.76.

4 неделя

«Как ворона снегурочкой стала»

Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, общую, артикуляционную и мелкую моторики, звукопроизношение (проговаривание скороговорок) ,уреплять мышцы языка.

Белые ленточки; колокольчики; треугольники – мальчикам; музыкальные молоточки; ритмоформулы; схема к попевке «Снегири»; шапка снеговика.

Занятие №16 М.Ю.Картушина, стр.81.

Январь

1 неделя

«Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С.Маршака

Развивать двигательный и артикуляционный праксис, чувство ритма, согласованию речи с движениями, закреплять музыкальный материал, посвященный празднику «Новый год»

Новогодняя елка; игрушечный Дед Мороз; иллюстрации к сказке; 2 белые ленточки; музыкальные молоточки; музыкальные молоточки.

Занятие №17 М.Ю.Картушина, стр.86.

2 неделя

«Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова

Согласовывать речь с движением, чувство ритма, песенные способности, укреплять мышцы языка, артикуляционную, общую и мелкую моторики.

Фонограмма пьесы «Уральские самоцветы» в исполнении оркестра русских народных инструментов; иллюстрации к сказке; колокольчики, треугольники, деревянные палочки, бубны,металлофоны; по 2 ленточке каждой девочке.

Занятие №18 М.Ю.Картушина, стр.90.

3 неделя

«Зима – Пекариха»

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать координацию движений. Реагировать на изменения в музыке сменой движения. Развивать слуховое внимание, совершенствовать общую и мелкую моторики.

Фонограмма топота копыт коня; иллюстрации – зима на телеге с мешками муки, синица, заяц, лиса, олень, дети, делающие ледяные фигуры, снегири; 2-3 металлофона; деревянные палочки.

Занятие №19 М.Ю.Картушина, стр.95.

4 неделя

«Госпожа Метелица» по мотивам сказки братьев Гримм

Развивать артикуляционный и двигательный праксис, речевое дыхание, звукопроизношение путем проговаривания скороговорок, чувство ритма.

2-3 металлофона; маски зайца и лисы.

Занятие №20 М.Ю.Картушина, стр.100.

Февраль

1 неделя

«Каша из топора»

по мотивам русской народной сказки

Развивать чистоту интонации, четко произносить слова, дыхание между фразами.

Взаимодействовать речь и образные движения, развивать фонематическое восприятие, двигаться под музыку.

Фонограмма военного марша в исполнении духового оркестра; барабан; маски зайца и лиса.

Занятие №21 М.Ю.Картушина, стр.103.

2 неделя

«Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена

Развивать слуховое и зрительное восприятие, двигательного и артикуляционного праксиса, формирование двигательных навыков, певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.

Иллюстрации к сказке; цветные флажки; маски зайца и лисы; фонограмма любого военного марша в исполнении духового оркестра.

Занятие №22 М.Ю.Картушина, стр.107.

3 неделя

«Сказка об  Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре»

Развивать мускулатуру губ, щек, мелкую моторику, образованию прилагательных от существительных, чувство ритма, координировать речь с движением.

Музыкальные молоточки; иллюстрация русского богатыря в полном вооружении; шапка сапожника; цветные флаги.

Занятие №23 М.Ю.Картушина, стр.111.

4 неделя

«Звездный мальчик» по мотивам сказки О.Уайльда

Развивать зрительное и слуховое восприятие, мимические мышцы лица, на примере показа пиктограмм эмоций. Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторики.

Иллюстрации к сказке; пиктограммы эмоциональных состояний; музыкальный молоточек; ритмоформулы; шапка сапожника.

Занятие №24 М.Ю.Картушина, стр.115.

Март

1 неделя

«Заколдованный холм» по мотивам английской народной сказки

Развивать слуховое внимание, творческие способности, взаимодействию движения с речью, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.

Шапка сапожника; музыкальные молоточки- каждому ребенку.

Занятие №25 М.Ю.Картушина, стр.120.

2 неделя

«Два клена»

по мотивам русской народной сказки

Развивать слуховое восприятие, координацию речи с движением, звукопроизношение сонорных звуков в связной речи, артикуляционный аппарат, певческие данные.

Фонограмма лирической русской народной мелодии в иполнении оркестра русских народных инструментов; шапка сапожника.

Занятие №26 М.Ю.Картушина, стр.125.

3 неделя

«Как поп работницу нанимал» по мотивам сказки С.Писахова

Передавать образные движения, развивать творчество, чувство ритма, чисто интонировать, смягчать концы фраз.

Иллюстрации к сказке «Как поп работницу нанимал»; кастаньеты; шапка сапожника.

Занятие №27 М.Ю.Картушина, стр.131.

4 неделя

«Снегурочка» по мотивам русской народной сказки

Чисто пропевать мелодию, слышать высокие, низкие звуки. Двигаться легко, выразительно. Развивать творческую фантазию, воображение.

Маска медведя;  4-5 облаков- силуэтов животных.

Занятие №28 М.Ю.Картушина, стр.134.

Апрель

1 неделя

«Звездный бал»

Развивать темпо-ритмическую сторону речи, развивать творческие способности, артикуляционную и мелкую моторики, согласовывать речь с движением.

Мяч; колокольчик – каждому ребенку; маска медведя.

Занятие №29 М.Ю.Картушина, стр.139.

2 неделя

«Космонавтом быть хочу!»

Развивать темпо – ритмическую сторону речи, согласованию речи с движением, укреплять мышцы языка, развивать музыкально-слуховое восприятие, ориентировку в пространстве.

Иллюстрации – ракета, скафандр, вид Земли из космоса, Большая Медведица; звездная карта с проложенным маршрутом; маска медведя; музыкальные молоточки - каждому ребенку; мяч.

Занятие №30 М.Ю.Картушина, стр.143.

3 неделя

«Робот» по мотивам стихотворения В.Берестова

Развивать фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, речевое дыхание, автоматизацию сонорных звуков, артикуляционную и мелкую моторики.

Иллюстрации роботов – сельскохозяйственный комбайн, подводник, исследователь вулканов, горнодобывающий комбайн, космическая станция, мусороуборочная машина, домашний робот-няня, робот – человек; мяч; колокольчики, музыкальные молоточки; музыка в стиле техно.

Занятие №31 М.Ю.Картушина, стр.148.

4 неделя

«Беляночка и розочка» по мотивам немецкой народной сказки

Развивать слуховое и зрительное восприятие, двигательный и артикуляционный праксис, силу и высоту голоса, темпо-ритмическую сторону речи.

Карточки для попевки «Шаловливые сосульки»; иллюстрация рыбы; колокольчики -  каждому ребенку; маска медведя.

Занятие №32 М.Ю.Картушина, стр.152.

Май

1 неделя

«Баллада о юном Барабанщике»

Развивать мелодико –интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение детей, выразительное сполнение движений.

Фонограмма песни «День Победа» Д.Тухманова; фотографии военной техники времен ВОвойны–«катюша», пушка, самолет – штурмовик, бомбардировщик; музыкальные молоточки – каждому ребенка.

Занятие №33 М.Ю.Картушина, стр.156.

2 неделя

«В гостях  у лесных гномов»

Развивать темпо- ритмическую сторону речи, выразительно передавать образные движения, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Изображение 7 гномов – с молотком, кисточкой и ведром краски, лопатой, книгой и подзорной трубой, чинящего башмак, с пирогами, плящущего; музыкальные молоточки – каждому ребенку.

Занятие №34  М.Ю.Картушина, стр.160.

3 неделя

«Подарки гномов»

Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, расширять лексический запас, вырабатывать  четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Совершенствовать общую и мелкую моторики.

Колокольчики, треугольники.

Занятие №35  М.Ю.Картушина, стр.165.

4 неделя

«Приключения Буратино» по мотивам сказки А.Толстого

Развивать артикуляционную и общую моторики, певческие данные, звукопроизношение через проговаривание скороговорок. Воспитывать интерес к произведениям русских писателей.

Пиктограммы эмоций; буквы (а,б,г,д); треугольник; колокольчики; иллюстрации к сказке «Золотой ключик».

Занятие №36  М.Ю.Картушина, стр.169.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.

План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....

Перспективное планирование работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год

Календарно-тематический план работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год. Разновозрастная....

"Перспективный план работы с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности 2015 - 2016 год"

Цель: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить  компетентность родителей в вопросах развития  и образования, охраны и укрепления здоровья детей....

Перспективный план работы с родителями для группы компенсирующей направленности

Важное значение имеет взаимодействие между детским садом и семьей....

Перспективный план работы по ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 4 до 6 лет группа №9 « Почемучки»

Перспективный план работы по ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 4 до 6 летгруппа №9 « Почемучки»  Там, где шумный перекресток,Где машин не сосчитать,Пе...

Перспективный план работы с родителями. Подготовительная группа компенсирующей направленности

Перспективный план работы с родителями будет инересен воспитателям ДОУ....