Главные вкладки

    Перспективный план работы по логоритмике для группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина) Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области
    календарно-тематическое планирование по музыке (подготовительная группа) по теме

    Данное  методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ФФНР. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по логоритмике

    для группы компенсирующей направленности

     для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина)

    Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области

    Пояснительная записка

    Данное  методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ФФНР.

      Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

      На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

    - активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

    - развитие слухового и зрительного восприятия;

    - увеличение объема памяти;

    - развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

    - развитие двигательных кинестезий;

    - развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;

    - формирование двигательных навыков.

    Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.

    Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

    - логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс  упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.Буденной, О.Крупенчук, Т.Воробьевой;

    - чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, т.к. к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;

    - пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

    - упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно – двигательного и координационного тренинга;

    - вокально – артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

    - фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

    - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

    - музыкально – ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

    - музыкальные игры, способствующие развитию речи, вниманию, умению ориентироваться в пространстве;

    - упражнения на развитие мимических мышц лица для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно – образного мышления;

    - коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

    - упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

    Автор рекомендует проводить логоритмические занятия 1 раз в неделю. Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.

    Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

    Месяц

    неделя

            Тема

          Задачи

    Материал,оборудование

    Сентябрь

    3 неделя

    «Медведь и хвост»

    Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Развивать мелкую моторику пальцев, фонематическое восприятие.

    Фонограмма пьесы «Октябрь», иллюстрация дрозда, буквы К,З,М,Б,Ч,Р; игрушки- медведь,заяц,дятел,ежик,сова;

    Веер, маска совы.

    Занятие№ 3М.Ю.Картушина, стр.19.

    4 неделя

    Магазин «Природа»

    Развивать темпо-ритмическую сторону речи, артикуляционный аппарат,общую и мелкую моторики.

    Фонограмма «Осень» из концерта «Времена года» А.Вивальди, песни «Вместе весело шагать»В.Шаинского, шума дождя; платочки красного, желтого,оранжевого цвета; иллюстрации орехов, грибов,калины,цветов; маски осины, березы;металлофон.

    Занятие №4 М.Ю.Картушина, стр.23.

    Октябрь

    1 неделя

    «Сивка – Бурка»по мотивам русской народной сказки

    Согласовывать речь с движениями, укреплять мышцы языка, мелкую моторику, диффиринцировать звуки с-сь в чистоговорках.

    Фонограмма русской народной лирической песни

    в исполнении оркестра народных инструментов и пьесы «Октябрь» П.Чайковского; иллюстрации к сказке; металлофон; иллюстрация дрозда; маски березы и осины; разноцветные платочки каждому ребенку; перстень.

    Занятие № 5  М.Ю.Картушина, стр.28.

    2 неделя

    «Как заяц и дрозд урожай растили».

    Развивать фонематическое восприятие, согласовывать речь с движением, ритмический слух, укреплять мышцы глаз, спины, рук, ног.

    Фонограмма песни «Вместе весело шагать»В.Шаинского; фланелеграф, картинки для него – избушка, огород, заяц, дрозд, пугало, ежик, дрозд; металлофон, иллюстрации овощей, разноцветные платочки; перстень.

     Занятие № 6  М.Ю.Картушина, стр.33.

    3 неделя

    «Вершки и корешки» по мотивам русской народной сказки.

    Передавать характер музыки в движении, реагировать на изменение динамики в музыке, развивать эмоциональную отзывчивость, расширение лексического запаса, мелкой, артикуляционной и общей моторики.

    Фонограмма спокойной русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации – мужик, медведь, горох, репа, рожь; маска петушка; шляпа для чучела; разноцветные платочки; металлофон, деревянные палочки.

    Занятие №7  М.Ю.Картушина, стр.39.

    4 неделя

    «Петушок – Золотой Гребешок и Чудо - Меленка « по мотивам русской народной сказки.

    Выполнять различные виды ходьбы, передавать характер песни, четко и внятно произносить слова, развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, уточнение артикуляции.

    Фонограмма спокойной русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации к сказке; шапка чучела; маски помидора, огурца, моркови, капусты, петушок; металлофон.

    Занятие №8  М.Ю.Картушина, стр.44.

    Ноябрь

    1 неделя

    «Лягушка – Путешественница»

    по мотивам сказки В.Гаршина.

    Развивать темпо-ритмическую сторону речи, вырабатывать четкие и координированные движения во взаимосвязи с речью, расширять лексичекий запас.

    Фонограмма кваканья лягушек; схема для попевки «Тучка»; деревянные палочки; игрушка лягушка; иллюстрации - енот, заяц, лягушка, белка, крот; бубен; маски овощей; шапка для чучела.

    Занятие №9  М.Ю.Картушина, стр.49.

    2 неделя

    « Новый каравай» по стихотворению В.Приходько.

    Развивать ориентировку в пространстве, мелкую и артикуляционную моторики, песенные навыки, развивать мелодико- интонационные и просодические компоненты.

    Иллюстрации – трактор пашет поле, летний дождь, солнце, комбайн убирает пшеницу, грузовики везут мешки с зерном, каравай, дети водят хоровод,калачи, плюшки; металлофон; схема для попевки «Тучка»; деревянные палочки; бутафорские колоски; маски овощей.

    Занятие №10  М.Ю.Картушина, стр.54.

    3 неделя

    «Четыре желания»

    по мотивам рассказа К.Ушинского

    Вырабатывать четкие, координированные с речью движения. Совершенствовать общую и мелкую моторики. Развивать динамический слух.

    Иллюстрации- зима, весна, лето, осень; деревянные палочки, колоски; маски – цапли, березы, осины, овощи; 2-3 металлофона.

    Занятие №11 М.Ю.Картушина, стр.58.

    4 неделя

    «Разноцветная книга»

    Развивать творческие способности и воспитывать выдержку, чувство ритма, звукопроизношение звуков (з,зь), артикуляционную и мелкую моторики.

    Большая книга о временах года с разноцветными страницами; маски- петушка и цапли; треугольник; музыкальный молоточек; 3-4 металлофона; деревянные палочки.

    Занятие №12 М.Ю.Картушина, стр.63.

    Декабрь

    1 неделя

    «Проказы зимы»

    по мотивам сказки

    К. Ушинского

    Развивать артикуляционный и двигательный праксис, формирование двигательных навыков, певческих данных и дыхание с музыкальным сопровождением.

    Иллюстрации 4 сестер- Весны,

    Лета, Осени, Зимы; картинки к сказке – птицы улетают на юг, звери зимой, домашние животные в хлеву, рыбы подо льдом, люди дома пьют чай с пирогами, дети лепят снеговика; музыкальные молоточки; шапка снеговика.

    Занятие №13 М.Ю.Картушина, стр.68.

    2 неделя

    «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»

    по мотивам сказки

    В.Бианки

    Развивать координацию речи с движениями, чувство ритма, мимической мускулатуры.

    Активизировать высшую психическую деятельность через развитие слухового и зрительного восприятия.

    Иллюстрации – заяц, тетерев, медведь, Дед Мороз; фланелеграф; картинки для него – снегири большие и маленькие; музыкальные молоточки; белые ленточки; шапка снеговика.

    Занятие №14 М.Ю.Картушина, стр.72.

    3 неделя

    «Почтовая история»

    Развивать слуховое и зрительное восприятие, формирование двигательных навыков, кинестезий, упражнения на координацию речи с движением, мелкой моторики.

    Иллюстрации – бурые медведи, сорока, белые медведи, Дед Мороз, снегири, подарки; письма бурых и белых медведей; музыкальные молоточки; бубен; металлофон; шапка снеговика; белые ленточки.

    Занятие №15 М.Ю.Картушина, стр.76.

    4 неделя

    «Как ворона снегурочкой стала»

    Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, общую, артикуляционную и мелкую моторики, звукопроизношение (проговаривание скороговорок) ,уреплять мышцы языка.

    Белые ленточки; колокольчики; треугольники – мальчикам; музыкальные молоточки; ритмоформулы; схема к попевке «Снегири»; шапка снеговика.

    Занятие №16 М.Ю.Картушина, стр.81.

    Январь

    1 неделя

    «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С.Маршака

    Развивать двигательный и артикуляционный праксис, чувство ритма, согласованию речи с движениями, закреплять музыкальный материал, посвященный празднику «Новый год»

    Новогодняя елка; игрушечный Дед Мороз; иллюстрации к сказке; 2 белые ленточки; музыкальные молоточки; музыкальные молоточки.

    Занятие №17 М.Ю.Картушина, стр.86.

    2 неделя

    «Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова

    Согласовывать речь с движением, чувство ритма, песенные способности, укреплять мышцы языка, артикуляционную, общую и мелкую моторики.

    Фонограмма пьесы «Уральские самоцветы» в исполнении оркестра русских народных инструментов; иллюстрации к сказке; колокольчики, треугольники, деревянные палочки, бубны,металлофоны; по 2 ленточке каждой девочке.

    Занятие №18 М.Ю.Картушина, стр.90.

    3 неделя

    «Зима – Пекариха»

    Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать координацию движений. Реагировать на изменения в музыке сменой движения. Развивать слуховое внимание, совершенствовать общую и мелкую моторики.

    Фонограмма топота копыт коня; иллюстрации – зима на телеге с мешками муки, синица, заяц, лиса, олень, дети, делающие ледяные фигуры, снегири; 2-3 металлофона; деревянные палочки.

    Занятие №19 М.Ю.Картушина, стр.95.

    4 неделя

    «Госпожа Метелица» по мотивам сказки братьев Гримм

    Развивать артикуляционный и двигательный праксис, речевое дыхание, звукопроизношение путем проговаривания скороговорок, чувство ритма.

    2-3 металлофона; маски зайца и лисы.

    Занятие №20 М.Ю.Картушина, стр.100.

    Февраль

    1 неделя

    «Каша из топора»

    по мотивам русской народной сказки

    Развивать чистоту интонации, четко произносить слова, дыхание между фразами.

    Взаимодействовать речь и образные движения, развивать фонематическое восприятие, двигаться под музыку.

    Фонограмма военного марша в исполнении духового оркестра; барабан; маски зайца и лиса.

    Занятие №21 М.Ю.Картушина, стр.103.

    2 неделя

    «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена

    Развивать слуховое и зрительное восприятие, двигательного и артикуляционного праксиса, формирование двигательных навыков, певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.

    Иллюстрации к сказке; цветные флажки; маски зайца и лисы; фонограмма любого военного марша в исполнении духового оркестра.

    Занятие №22 М.Ю.Картушина, стр.107.

    3 неделя

    «Сказка об  Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре»

    Развивать мускулатуру губ, щек, мелкую моторику, образованию прилагательных от существительных, чувство ритма, координировать речь с движением.

    Музыкальные молоточки; иллюстрация русского богатыря в полном вооружении; шапка сапожника; цветные флаги.

    Занятие №23 М.Ю.Картушина, стр.111.

    4 неделя

    «Звездный мальчик» по мотивам сказки О.Уайльда

    Развивать зрительное и слуховое восприятие, мимические мышцы лица, на примере показа пиктограмм эмоций. Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторики.

    Иллюстрации к сказке; пиктограммы эмоциональных состояний; музыкальный молоточек; ритмоформулы; шапка сапожника.

    Занятие №24 М.Ю.Картушина, стр.115.

    Март

    1 неделя

    «Заколдованный холм» по мотивам английской народной сказки

    Развивать слуховое внимание, творческие способности, взаимодействию движения с речью, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.

    Шапка сапожника; музыкальные молоточки- каждому ребенку.

    Занятие №25 М.Ю.Картушина, стр.120.

    2 неделя

    «Два клена»

    по мотивам русской народной сказки

    Развивать слуховое восприятие, координацию речи с движением, звукопроизношение сонорных звуков в связной речи, артикуляционный аппарат, певческие данные.

    Фонограмма лирической русской народной мелодии в иполнении оркестра русских народных инструментов; шапка сапожника.

    Занятие №26 М.Ю.Картушина, стр.125.

    3 неделя

    «Как поп работницу нанимал» по мотивам сказки С.Писахова

    Передавать образные движения, развивать творчество, чувство ритма, чисто интонировать, смягчать концы фраз.

    Иллюстрации к сказке «Как поп работницу нанимал»; кастаньеты; шапка сапожника.

    Занятие №27 М.Ю.Картушина, стр.131.

    4 неделя

    «Снегурочка» по мотивам русской народной сказки

    Чисто пропевать мелодию, слышать высокие, низкие звуки. Двигаться легко, выразительно. Развивать творческую фантазию, воображение.

    Маска медведя;  4-5 облаков- силуэтов животных.

    Занятие №28 М.Ю.Картушина, стр.134.

    Апрель

    1 неделя

    «Звездный бал»

    Развивать темпо-ритмическую сторону речи, развивать творческие способности, артикуляционную и мелкую моторики, согласовывать речь с движением.

    Мяч; колокольчик – каждому ребенку; маска медведя.

    Занятие №29 М.Ю.Картушина, стр.139.

    2 неделя

    «Космонавтом быть хочу!»

    Развивать темпо – ритмическую сторону речи, согласованию речи с движением, укреплять мышцы языка, развивать музыкально-слуховое восприятие, ориентировку в пространстве.

    Иллюстрации – ракета, скафандр, вид Земли из космоса, Большая Медведица; звездная карта с проложенным маршрутом; маска медведя; музыкальные молоточки - каждому ребенку; мяч.

    Занятие №30 М.Ю.Картушина, стр.143.

    3 неделя

    «Робот» по мотивам стихотворения В.Берестова

    Развивать фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, речевое дыхание, автоматизацию сонорных звуков, артикуляционную и мелкую моторики.

    Иллюстрации роботов – сельскохозяйственный комбайн, подводник, исследователь вулканов, горнодобывающий комбайн, космическая станция, мусороуборочная машина, домашний робот-няня, робот – человек; мяч; колокольчики, музыкальные молоточки; музыка в стиле техно.

    Занятие №31 М.Ю.Картушина, стр.148.

    4 неделя

    «Беляночка и розочка» по мотивам немецкой народной сказки

    Развивать слуховое и зрительное восприятие, двигательный и артикуляционный праксис, силу и высоту голоса, темпо-ритмическую сторону речи.

    Карточки для попевки «Шаловливые сосульки»; иллюстрация рыбы; колокольчики -  каждому ребенку; маска медведя.

    Занятие №32 М.Ю.Картушина, стр.152.

    Май

    1 неделя

    «Баллада о юном Барабанщике»

    Развивать мелодико –интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение детей, выразительное сполнение движений.

    Фонограмма песни «День Победа» Д.Тухманова; фотографии военной техники времен ВОвойны–«катюша», пушка, самолет – штурмовик, бомбардировщик; музыкальные молоточки – каждому ребенка.

    Занятие №33 М.Ю.Картушина, стр.156.

    2 неделя

    «В гостях  у лесных гномов»

    Развивать темпо- ритмическую сторону речи, выразительно передавать образные движения, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

    Изображение 7 гномов – с молотком, кисточкой и ведром краски, лопатой, книгой и подзорной трубой, чинящего башмак, с пирогами, плящущего; музыкальные молоточки – каждому ребенку.

    Занятие №34  М.Ю.Картушина, стр.160.

    3 неделя

    «Подарки гномов»

    Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, расширять лексический запас, вырабатывать  четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Совершенствовать общую и мелкую моторики.

    Колокольчики, треугольники.

    Занятие №35  М.Ю.Картушина, стр.165.

    4 неделя

    «Приключения Буратино» по мотивам сказки А.Толстого

    Развивать артикуляционную и общую моторики, певческие данные, звукопроизношение через проговаривание скороговорок. Воспитывать интерес к произведениям русских писателей.

    Пиктограммы эмоций; буквы (а,б,г,д); треугольник; колокольчики; иллюстрации к сказке «Золотой ключик».

    Занятие №36  М.Ю.Картушина, стр.169.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.

    План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....

    Перспективное планирование работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год

    Календарно-тематический план работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год. Разновозрастная....

    "Перспективный план работы с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности 2015 - 2016 год"

    Цель: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить  компетентность родителей в вопросах развития  и образования, охраны и укрепления здоровья детей....

    Перспективный план работы с родителями для группы компенсирующей направленности

    Важное значение имеет взаимодействие между детским садом и семьей....

    Перспективный план работы по ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 4 до 6 лет группа №9 « Почемучки»

    Перспективный план работы по ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 4 до 6 летгруппа №9 « Почемучки»  Там, где шумный перекресток,Где машин не сосчитать,Пе...

    Перспективный план работы с родителями. Подготовительная группа компенсирующей направленности

    Перспективный план работы с родителями будет инересен воспитателям ДОУ....