Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Горовая Ольга Абдуллаевна

План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Месяц

    Рассказывание на занятиях.

                Тема. Задачи.

 Предварительная

     работа. Игры.

  Рассказывание на занятиях.

           Тема. Задачи.

  Сентябрь.

  Октябрь.

 

  Ноябрь.

   

Декабрь.

   

 Январь.

 

 Февраль.

   

   

 Март.

  Апрель.

   

Май.

Обучение составлению рассказов из личного опыта.

Тема: «Как я провёл лето».

Задачи: - учить детей с помощью вопросов составлять рассказы о проведённом лете; обогащение словаря детей; следить за правильным звукопроизношением; учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Составление описательного рассказа по игрушке.

Тема: «Моя игрушка».

Задачи: - развитие зрительного внимания и слухового внимания; учить детей составлять описательные рассказы об игрушках с помощью моделей; обогащение словаря детей прилагательными и глаголами.

Составление описательных рассказов. Тема: «Фрукты».

Задачи: - учить детей составлять описательные рассказы о фруктах с помощью моделей; закрепить знания о фруктах, их назначении и использовании. Обогащение словарного запаса детей прилагательными и глаголами; учить детей делать аппликацию фруктов из манной крупы.

Составление рассказов из личного опыта.

 Тема: «Моя любимая прогулка в воскресенье».

Задачи: - учить детей составлять рассказы из личного опыта по плану, составленному вместе с воспитателем; развитие слухового внимания и звуковой культуры речи; обогащение словаря детей; развивать умение составлять полные, распространённые предложения.

Составление описательных рассказов. Тема: «Дом мод».

Задачи: - уточнить знания детей об одежде, её значении, где можно приобрести одежду; познакомить детей с понятием «Дом мод»; учить детей демонстрировать одежду и составлять описательные рассказы о ней; работа над развитием связной речи детей, звуковой культурой речи; учить рисовать «эскизы» одежды.

Составление описательных рассказов на тему: «Приют для потерявшихся животных».

Задачи: - уточнить знания детей о домашних животных, уточнить знания детей о том, что такое приют для животных, какие животные чаще всего являются гостями приюта; учить детей составлять небольшие рассказы – «объявления», описывающие внешний вид животного и его повадки; развивать слуховое внимание детей; работа над связной речью детей. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным, желание заботится о них.

Составление описательных рассказов на тему: «Зимушка Зима».

Задачи: - учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные); учить детей подбирать определения к заданным словам. Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы. Учить составлять описательные рассказы о зиме с опорой на план.

Составление описательных рассказов. Тема: «Зимующие птицы».

Задачи: - закрепить знания детей о зимующих птицах, почему они так называются, где обитают зимой, чем питаются; учить детей преобразовывать существительные в уменьшительно – ласкательную форму; учить отвечать полными предложениями; учить составлять рассказы с помощью моделей и наглядного материала.

Составление творческих рассказов. Тема: «Сочинение сказки про Деда Мороза».

Задачи: - активизация детского воображения; подготовка детей к литературно – словесному творчеству; учить детей употреблять в речи согласованные существительные и глаголы; учить детей придумывать сказку с помощью вопросов воспитателя и наглядного материала.

Составление рассказов из личного опыта: «Как я с мамой ходил в магазин за продуктами».

Задачи: - уточнить знания детей о понятии «продуктовый магазин»; учить детей составлять полные, распространённые предложения; обогащать словарь детей, развивать слуховое и зрительное внимание; учить детей включать в свой рассказ описание окружающей действительности, своих действий.

Составлении описательных рассказов о предметах быта. Тема: «Как человек себе помогал».

Задачи: - углублять и расширять знания детей о предметах быта. Проследить процесс создания предметов; обогащать словарь детей словами: первобытный, пещера, лучина, керосиновая лампа, колодец, корыто. Учить детей составлять описательные рассказы о предметах. Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание узнать историю их происхождения.

Составление творческих рассказов, придумывание сказок (рассказов) по аналогии с народными или волшебными.

Тема: «Сказки карандаша».

Задачи: - формировать умение придумывать сказку по аналогии с народной сказкой «Колобок»; передавать специфику сказочного жанра; развивать, обогащать словарь детей, работать над употреблением существительных женского и мужского рода; учить передавать с помощью интонации различные чувства; продолжать учить детей составлять творческие рассказы, воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Составление рассказов по картине «Подарки маме на 8 марта».

Задачи: - активизировать словарь детей; закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 марта; учить детей составлять рассказы по картине, описывая сюжет; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок на тему «Ранняя весна».

Задачи: - уточнить знания детей о временах года; название месяцев; характерных признаках ранней весны;

закрепить у детей умение образовывать уменьшительно – ласкательные существительные, существительных множественного числа; учить составлять описательные рассказы о весне по серии сюжетных картин с помощью сюжетно – графического плана; развивать у детей слуховое и зрительное внимание.

Составление описательных рассказов. Тема: «Весенние цветы».

Задачи: - уточнить знания детей о весенних цветах, их строении, особенностях; обогащать словарь детей прилагательными и уменьшительно – ласкательными существительными; учить детей составлять рассказы описательного характера, используя полные, распространённые предложении и образец рассказа воспитателя.

Составление сказки на тему «Путешествие муравьишки».

Задачи: - вспомнить с детьми рассказ про муравья; уточнить знания детей о насекомых, где обитают, чем питаются, где живут; учить детей придумывать сюжет сказки; учить инсценировать придуманную сказку, входить в образ, рассказывать от лица героя сказки.

Составление рассказов по картине «В школу».

Задачи: - учить детей составлять сюжетные рассказы по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым; активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Школа»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи; учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости, восклицания.

Составление описательных рассказов.

Тема: «Мы гордимся нашим городом».

Задачи: - закрепить умение составлять описательные рассказы по предложенной схеме; закрепить умение употреблять предлоги в активной речи (в, из, по, от, до, через, к, около); продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экскурсовод); обобщать знания о Санкт – Петербурге; развивать познавательную активность, выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения. Воспитывать у детей любовь, гордость к своему городу.

  Д/и «Когда это    бывает?»; «Четвёртый лишний»; «Чего не хватает?». Игры на развитие слухового внимания «Где позвали?»; «скажи что слышишь?». Словесные игры «Что сажают в огороде?»; «Назови ласково», «Какое время года?», «Доскажи словечко».

Словесные игры: «Узнай по описанию», «Что сажают в огороде?», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Назови ласково».

Игры на развитие слухового внимания: «Тихо – громко», «Скажи, что ты слышишь?», «Где звенит?».

 Игры на развитие артикуляционной моторики: «Почистим зубы», «Лошадка».

Д/и «Лото» - фрукты, овощи, ягоды, грибы.

«Собери урожай», «4-й лишний», «Один – много», «Найди нужное дерево».

Предварительная работа: рисование, лепка, аппликация на темы занятий.

Д/и «Одень куклу по сезону», «Юные модницы», «Сложи вещи в шкаф», «4-й лишний», «Чего не хватает?», «Один много», « Подбери по цвету», «Кто где живёт?», «Найди маму», «В лесу, за забором». Словесные игры: «Слушай внимательно», «Подскажи звук», «Зоопарк», «Заблудились в лесу», «Кто как голос подаёт». Игры на дыхание: «Барабанщик», «Качели», «Гудок», «Вой ветра», «Ныряльщик».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, беседы о животных, инсценировки сказок о животных.  

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций зимы, зимующих птиц, лепка, рисование, аппликация по темам занятий; зимние игры с детьми на прогулке, наблюдение за птицами, природой зимой. Изготовление и роспись посуды, изготовленной из глины, из картона. Д/и «4-й лишний», «Чего не хватает?», «Один – много», «Какое время года?», «Украшаем ёлку», «Собери посуду». Игры со звуками: «Эхо», «Обручи», «Посчитай и скажи», «Загадки Петрушки». Игры на дыхание: «Мельница», «Кто дальше загонит мяч?». Словесные игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково».

Предварительная работа: рассматривание открыток с изображением сказочных героев; чтение художественной литературы на темы занятий; рисование, аппликации по темам занятий. Д/и: «Найди пару», «Кто где живёт?», «Чего не хватает?», «Один – много», «4-й лишний», «Пазлы музеи нашего города». Словесные игры: «Телефон», «назови детёнышей», «Города», «Что ты слышишь?».

Игры со звуками: «Слушай внимательно», «Кто заметил», «Слова из сказки».

Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница».

Рассматривание иллюстраций на темы занятий; рисование, лепка и аппликации на темы: предметы быта; мама, папа, я – дружная семья; новые приключения колобка.

Д/и «Чего не хватает?», «Зачем это нужно», «Узнай и назови профессию», «Древо семьи», театрализация русских народных сказок.

Словесные игры «Угадай пропущенное слово», «Назови ласково», «Узнай по описанию».

Предварительная работа: изготовление подарков к 8 марта; чтение художественной литературы о весне; целевые прогулки; рассматривание картин «Весенняя прогулка», «Весеннее утро»; рассматривание иллюстраций отражающих труд люде весной. Д/и: «4-й лишний», «Что изменилось», «Какое время года», «Назови , собери птицу», «Чего не хватает?», «Разрезные картинки», «Лабиринты». Словесные игры: «Путаница», «Подбери слова действия».

Игры со звуками: «Найди пропущенный звук», «Повтори за мной».

Предварительная работа: рассматривание весенних цветов на улице; чтение художественной литературы о насекомых, рисование на темы: первоцветы, транспорт нашего города, рассматривание иллюстраций по темам.

Д/и: «Когда это бывает?», «4-й лишний», «Чего не хватает?», «Разрезные картинки», «Узнай цветок по листику», «Собери машину».

Словесные игры: «Опиши цветок», «Узнай по описанию», «Скажи вежливо», «Сосчитай», «Назови транспорт», «Едет, летит, плавает».

Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций; прогулки по городу; рассматривание фото нашего города, чтение художественной литературы по темам занятий, изобразительная деятельность по темам занятий.

Д/и: «Кто где живёт?», мозаики – «Наш город», «Собери портфель», «Узнай произведение по сюжету», «Что милее?».

Словесные игры: «Испорченный телефон», «Города», «Найди пропущенное слово», «Путаница», «Узнай по описанию»

Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень».

Задачи: - учить детей составлять рассказы по картине; обогащение словаря детей определениями; работа по звуковой культуре речи детей; развитие слухового и зрительного внимания.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Тема: «Осень наступила». Задачи: - закрепить представления детей об осени; обогащать словарный запас детей определениями; развивать диалогическую речь; учить детей составлять описательные рассказы по серии сюжетных картинок «Осень наступила»; воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе. 

Вечер досуга. Тема: «Интервью у осени». Задачи: - познакомить с интересной формой работы – интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными; обогащение словаря, пополнять лексику разнообразием слов, закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями; составлять небольшие рассказы от лица героев с помощью моделей и вопросов.

Составление описательных рассказов. Тема: «Овощная сказка».

Задачи: - уточнить у детей обобщение «овощи»; расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи», обратив особое внимание на прилагательные и глаголы. Уточнить место произрастание овощей (в земле, на земле). Развивать внимание детей; учить составлять описательные рассказы с опорой на модели.  

Составление творческих рассказов на тему: «Как Гриша ходил за ягодами».

Задачи: - уточнить знания детей о ягодах, где растут, зачем они нужны; учить детей придумывать название своему рассказу; разучивание стихотворения про ягоды, с помощью мнемотаблицы. Работа над звуковой культурой речи, развитию слухового и зрительного внимания.

Составление описательных рассказов по картинам.

 Тема: «Медведи».

Задачи: - совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы по содержанию картин. Закрепить знания о диких животных. Учить составлять предложения из 2 – 3 слов, анализировать их, делить слова на слоги; развивать память и воображение детей, связную речь; воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе.

Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Задачи: - учить детей составлять рассказ по картине; учить включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их поведения; закрепить у детей умение образовывать существительные с суффиксом – онок, - ёнок. Учить составлять полные, распространённые предложения. Вызвать у детей положительные эмоции к картине, к её героям.

Составление описательных рассказов по теме: «Посуда».

Задачи: - уточнить знания детей о посуде, её назначении; учить детей составлять описательные рассказы о посуде с помощью плана; обогащение словаря детей образованием уменьшительно – ласкательных существительных, прилагательных. Развивать зрительное и слуховое внимание детей, монологическую речь детей.

 Составление рассказов из личного опыта.

Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику».

Задачи: - учить детей составлять рассказы из личного опыта по образцу воспитателя; вызвать у детей желание составлять рассказы; обогащать словарь детей, развивать память, воображение, внимание, работа над ЗКР; учить детей изготовлять из бумаги снежинки, разные по форме и цвету.

Составление описательных рассказов по репродукции И.И. Шишкина «На Севере диком…»

Задачи: - развивать творческое воображение детей; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас детей определениями; развивать диалогическую речь; упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных существительных.

Составление рассказов по

предложенному воспитателем сюжету. Тема: «Путешествие старика Хоттабыча по нашему городу».

Задачи: - учить детей составлять рассказы по предложенному сюжету воспитателя; обогащать словарь детей прилагательными и глаголами; уточнить название музеев нашего города; учить детей описывать посещение музеев.

Составление описательных рассказов. Тема: «Путешествие по городу профессий».

Задачи: - учить детей с помощью моделей составлять рассказы, описывающие разные профессии; закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессии»; уточнять и расширять словарный запас по данной теме; совершенствовать грамматический строй речи; совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения; развивать речевую активность, диалогическую речь; развивать фонетические процессы, навыки звукового анализа и синтеза; развивать устную связную речь.

Составление рассказов из личного опыта на тему: «Моя семья».

 Задачи: - уточнить знания о понятии «семья»; взаимоотношениях в семье; обогащение словаря детей уменьшительно – ласкательными существительными; учить детей описывать в своём рассказе отношения в семье, поведение героев рассказа; воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.

Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи: - развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания; учить детей художественному видению пейзажной картины; учить составлению описательного рассказа по пейзажной картине; обогащение словаря детей определениями; активизировать глаголы, синонимы; формировать образную речь.

Комплексное занятие по составлению творческих рассказов на тему «Труд людей весной».

Задачи: - учить детей составлять творческие рассказы; уточнить знания детей о труде людей весной; о пользе их труда; о предметах, помогающих людям; учить детей придумывать сюжет рассказа; развивать творчество детей, их зрительное и слуховое внимание; учить детей в рисунках передавать труд людей, строить композицию, подбирать цветовую гамму в рисунке; учить рисовать людей в движении.

Составление описательных рассказов. Тема: «Транспорт», с опорой на таблицу.

Задачи: - закрепить знание видов транспорта, его назначения; уточнить понятия – наземный, подземный, грузовой, пассажирский и др. транспорт; развивать речь детей, учить использовать в речи предлоги и местоимения, обогащать словарь детей; разучивание стихотворения про транспорт, с помощью мнемотаблицы; учить детей составлять описательные рассказы, опираясь на таблицу.

Составление сюжетных рассказов по картине «Встреча друзей».

Задачи: -  познакомить детей с картиной; учить детей составлять сюжетные рассказы, придумывать события предыдущие и последующие изображённому на картине; развивать у детей зрительное внимание; учить детей как бы входить в картину – представляя себя героями картины; учить детей повествовать свой рассказ от лица героя.

Составление описательных рассказов о предмете. Тема: «рекламируем кафе «Лакомка».

Задачи: - совершенствовать умении соблюдать структуру простых и сложных предложений, активизировать в речи детей слова – прилагательные, образованные по аналогии; закрепить у детей умение использовать в речи вежливую форму обращения; упражнять детей в составлении описательных рассказов о предметах рекламируемого кафе.

Игра – викторина. Тема: «Книга – источник знаний».

Задачи: - продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной и выразительной интонацией. Воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний.

Вечер развлечений «Скоро лето».

Задачи: - уточнить знания о лете, летних признаках; упражнять в ловкости; развитие мышления, логики, фантазии; развитие слухового и зрительного внимания; развивать речь детей, обогащать словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.

план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно речевому развитию...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...