Самообразование "Нетрадиционная техника рисования на воде "Эбру""
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Балахнина Ольга Александровна

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебные краски Эбру"68.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА»

(МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

Рабочая программа

для детей средней группы

«Радуга»

Выполнила:

                                                                         Балахнина Ольга Александровна,

воспитатель

1 квалификационной категории

Срок  реализации -1 год.

с. Алтайское, 2019 г

Содержание

 I. Целевой раздел                                                                                    стр.

1.1 Пояснительная записка……………………………………………

1.2 Направленность программы………………………………………

1.3 Новизна и оригинальность программы…………………………..

1.4 Актуальность программы…………………………………………

1.5 Педагогическая целесообразность программы………………….

1.6 Цели и задачи программы…………………………………………

1.7 Принципы и подходы к формированию программы…………….

1.8 Ожидаемые результаты……………………………………………

II. Содержательный раздел

2.1 Структура программы………………………………………………        

2.2 Комплексно -тематическое планирование………………………...

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников………………………

III. Организационный раздел

3.1 Описание техники эбру используемые в работе……………………

3.2 Описание материально- техническое обеспечение…………………

3.3 Заключение…………………………………………………………….

3.4 Вывод…………………………………………………………………..

IV. Перечень методической литературы....................................

  1. Целевой раздел

                                                                                   

     1.1.  Пояснительная записка

 ... Творчество существует не только там,
где оно создаёт великие произведения,
но и везде, где человек воображает,
комбинирует, изменяет и

создаёт что-то новое. "                                                                                                        Выготский Л.С.

 

   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Автор В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, а у нас их пять на одной руке, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли»

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Рабочая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – эбру. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству эбру, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

   Новизна программы «Волшебные краски » заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. «Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам  возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Техника «эбру» дает  возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.                

 Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей и преследует основную цель: содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества у детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребёнка.

Содержание детской деятельности распределено по месяцам

Отличительной особенностью и инновационностью является то, что:

в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества;

! нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций;

! созданы условия для использования этой техники в самостоятельной деятельности;

! созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

! существует возможность реализовать индивидуально-личностный и деятельности подходы в обучении детей и решить проблему с быстрой утомляемостью детей;

По мере освоения техники рисования Эбру обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования Эбру, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

       Использование техники Эбру в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования красками на воде хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя красками на воде, не надо ждать, когда краски высохнут, не надо пользоваться ластиком.

      В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

      Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Использование технологии Эбру в ходе изобразительной деятельности способствует приобретению умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передавать пропорции изображения, владение оттенками цвета, гармоничное сочетание пятен, линий, цветов и оттенков. У детей развиваются внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

        Используя технику Эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но Эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог.

       Эбру – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее состояние. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.

      В традиции Эбру, идущей из Турции много философии. Символичность традиционных сюжетов делает их воспроизведение не просто упражнением в совершенствовании техники, а своеобразной медитацией на тему значения изображаемого объекта.  

     

1.4. Актуальность

Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.

А так же:

  • -вырабатывается усидчивость у детей
  • -успокаиваются и дисциплинируются
  •  -развивается мелкая моторика рук –
  • тренируется зрение
  • -развивается координация движения
  • -открывается творческий потенциал
  • -развивается фантазия и мышление
  •  -умение сочетать цвета и формы;
  • -навык видеть прекрасное в обыденном;
  • -возможность мыслить нестандартно;
  • -умение расслабляться и получать удовольствие. 

1.5.Педагогическая целесообразность программы состоит в пробуждении

интереса у детей к новой деятельности. Проведение таких занятий использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает

уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей

свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и

решениям, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Время работы, учащиеся получают эстетическое удовольствие, воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование данной технике.

 1.6. Поэтому основной целью программы «Волшебные краски эбру» выступает развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использование нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру».

 Задачи:

  Обучающие

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
  • Познакомить с различными художественными материалами в технике Эбру;
  • Овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру;
  •  Обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.

 Развивающие

  • Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать нетрадиционными техниками;
  •  Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
  • Развивать воображение, фантазию;
  • Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;
  • Развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитывающие 

  • Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
  • Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • Воспитание аккуратности.

1.7.Принципы и подходы к формированию программы

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы работы:

 - наглядный:

 информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций видеоряда;

  наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;

  показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения композиции;

- словесный:

 слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;

 прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественно-эстетическое развитие;

 беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний;

  исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;

- практический:

 экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов изображения знакомых предметов;

 моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;

 сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:

  пальчиковая гимнастика - способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.

Отличительными особенностями программы являются доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемами построения рисунка на воде, доступность в восприятии детьми всех разделов программы за счет методики построения занятия, смены видов деятельности, которая обеспечивает интегрированный характер обучения. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания, фантазии. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал.

Особенностью организации образовательного процесса является:

1. Использование древне-восточной технологии и приема рисования на воде в технике «эбру».

2. Формирование художественно-творческого мышления, способности разбираться в видах, стилях, жанрах восточного искусства.

3. Подготовка детей  к профессиональной деятельности в области художественно эстетического направления.

1.8. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы:

 позитивные изменения в психологическом состоянии детей;

 развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

 освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;

 свобода творческого самопроявления;

 умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);

 раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

 стремление к самопознанию и самовыражению;

 снижение эмоциональной тревожности;

 повышение самооценки;  развитие коммуникативных навыков; Организация и проверки ожидаемых результатов реализуется через:

  беседу;

 устный опрос;

 кружковую работу,

  индивидуальную работу,

  выставки детских работ,

  праздники, развлечения, инсценировки. Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни.

 Активно используется:

 музыкальный центр;

  аудио и видео-коллекция;

 имеются методические разработки к занятиям по арт-терапии и изо-терапии;

 творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения. При реализации программы используются техника изотерапии (Эбрурисование на воде).

      В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.

К концу первого года обучения будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); 8
  •  понятие симметрии;
  • свойства красок и графических материалов.

 Уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • контрасты цвета;
  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
  •  соблюдать последовательность в работе;
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет).

  1. Содержательный раздел

 

2.1. Структура программы

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

.  Программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста 4-6 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровье сберегающие технологии. рисования на воде, учатся выполнять фоны, отдельные элементы цветов, животных, создавать простейшую композицию из 2-3 цветов и умеют её презентовать. Особенности работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому учащемуся, материал преподносится в игровой форме, дети с 4 лет могут совместно с родителями участвовать в творческом процессе.

 Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора иподготовки к отчетным выставкам.

Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (приложение 1-3).

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа красками на воде по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся 1раз в неделю по 20 мин. 

• 1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;

• 2-й – освоение основных приемов рисования: салют, ёлочки, ромашки, сердечки и тюльпаны.

• 3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу

Методы и формы, представленные, в программе способствуют: 1.Повышению качества усвоения учащимися знаний в рамках программы, расширению кругозора.

2.Развитию умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.

3.Формированию эмоционально-ценностного отношения процессу изучения рисования на воде.

          4.Повышению адаптивных возможностей личности в современной социальной среде по формированию гибкого, нешаблонного мышления

При обучении используются основные формы и методы организации образовательного процесса

Методы организации образовательного процесса:

 - словесные (беседа, дискуссия, описание);

- наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);

- практические (наблюдения, самостоятельная работа, опыты, эксперименты, ..)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- проектный.

Формы организации образовательного процесса:

 - групповой (организация работы по малым группам);

- индивидуальный (участие в олимпиадах, слетах, конкурсах, фестивалях исследовательских работ, самостоятельная работа, ).

Формы занятий:  

-практическое занятие.

2.2. Комплексно тематическое планирование

Месяц

        Тема

                   Задачи

Сентябрь

2 неделя

.Знакомство с  красками Эбру,  инструментами.

1.Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними. Дать представление о красках Эбру – танцующих красках.

2.Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении.  Развивать детскую индивидуальность.  Воспитывать любознательность.

Сентябрь

3 неделя

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками Эбру:

1.Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода;

2.Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки;

3.Перед использованием краски необходимо взболтать;

4.После каждого пользования кистью – её промывать водой, шило нужно протирать салфеткой;

5. Не следует «утапливать» шило в воде.

Развивать желание экспериментировать в рисовании. Воспитывать аккуратность.

Сентябрь

4 неделя

«Осенний листопад»

Учить изображать листья на воде с помощью круга, проводя шпажкой от края круга через противоположную сторону, тем самым заостряя один конец. Учить готовый рисунок отпечатывать на лист бумаги, стягивать его, оставляя воду в лотке. Развивать воображение. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

Октябрь

1 неделя

«Грустный дождик»

Продолжать учить детей разбрызгивать краску веерной кисточкой, слегка постукивая по пальцам левой руки, продолжать учить создавать круг, учить растягивать краску по воде, создавая капельку. Развивать чувства композиции, цветовосприятие. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Октябрь 2 неделя

«Осенние цветы-астры»

Учить творчески выражать свой замысел. Продолжать учить пользоваться веерной кистью, отпечатывать рисунок на бумаге. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать самостоятельность.

Октябрь 3 неделя

«Живые витаминки»

Рисование овощей, фруктов и ягод.

Продолжать учить детей рисовать веерной кисточкой, шилом, создавая у ежика иголки. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к живой природе.

Октябрь 4 неделя

«Гроздь рябины»

Учить передавать образ грозди рябины, добиваться выразительного образа. Закрепить умение пользоваться кисточкой, шилом. Развивать аккуратность, самостоятельность. Воспитывать интерес к рисованию.

Ноябрь

1 неделя

«Перелетные птицы летят в теплые края»

Учить рисовать простых птиц в виде галочки. Продолжать использовать веерную кисточку для равномерного заполнения пространства. Закрепить знания о перелетных птицах нашей родины. Развивать эстетическое восприятие, чувства прекрасного. Воспитывать интерес и любовь к нашей родины.

Ноябрь

2 неделя

«Фантазеры»

Учить детей смешивать краски, закреплять правила работы с инструментами. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.

Ноябрь

3 неделя

«Блюдечко»

Расширять представление о чайной посуде. Продолжать формировать умения рисовать в технике эбру. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

Ноябрь

4 неделя

«Платье для мамы» Подарок ко дню матери.

Продолжать формировать умения рисовать в технике эбру, самостоятельно разбрызгивать краску веерной кисточкой, наносить краску пипеткой, придумывать узор. Развивать желание экспериментировать  в рисовании.

Декабрь

1 неделя

«Снежинка»

Продолжать учить рисовать красками эбру. Осваивать технику растягивания, закручивания. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Развивать моторику чувство композиции, воображение, творчество, самостоятельность. Воспитывать интерес к творчеству.

Декабрь

2 неделя

«Морозный узор на окне»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать фантазию.

Декабрь

3 неделя

     

       «Ёлочка»

Формировать умения рисовать елочку с удлиненными к низу ветками. Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать аккуратность.

Декабрь

4 неделя

«Ёлочные игрушки»

Продолжать знакомить  с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 4 цвета красок (белый, зелёный, жёлтый, красный). Продолжать учить работать веерной кистью и шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать желание экспериментировать  в рисовании.

Январь

3 неделя

«Наряд для снегурочки»

Продолжать учить детей рисовать узоры на воде. Продолжать  учить готовый рисунок отпечатывать на лист бумаги, стягивать его, оставляя воду в лотке на шаблоны.

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать формировать умение радоваться красивым рисунком.

Воспитывать аккуратность, интерес к занятию.

Январь

4 неделя

«Зима-чудесница»

Продолжать учить смешивать краски аккуратно наносить их на поверхность воды. Закреплять правила работы с красками, кистью. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать аккуратность.

Февраль 1 неделя

«Салют для папы»

Февраль 2 неделя

«Военная техника»

Февраль 3 неделя

«Рубашка для папы»

Подарок для папы.

Рассказать как называется ткань с военным рисунком- камуфляж. Формировать умение складывать бумагу способом оригами. Создать военный принт на воде и отпечатать его  на листе бумаге для конструирования рубашки оригами. Вызвать интерес у детей к подготовке подарков. Развивать художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний. Воспитывать любовь к родине, уважение к папе, дедушке, дяди.

Февраль

4 неделя

«В феврале- зима с весной встречается»

Март

1 неделя

Подарок маме

«Цветы для мамы »

Закреплять навык знакомых техник рисования. Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитывать аккуратность, любовь к маме.

Март

2 неделя

«Ежик»

Продолжать учить детей рисовать веерной кисточкой, шилом, создавая у ежика иголки. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к живой природе.

Март

3 неделя

«Подводный мир»

Учить рисовать волны на воде с помощью гребня. Продолжать формировать у детей умения рисовать предмет из целого круга. Обобщить знания о подводном мире. Уточнить строение рыб. Развивать интерес к обитателям моря о подводном мире. Воспитывать усидчивость.

Март

 4 неделя

«Платочек»

Совершенствовать умения переносить рисунок на различные поверхности. Развивать воображение и творчество. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность

Апрель

1 неделя

«Моя расческа»

Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья. Продолжать знакомить с правилами личной гигены, закрепить правила ухода за волосами. Формировать познавательный интерес к человеку. Воспитывать бережное отношение к волосам. Учить переносить рисунок на различные поверхности.

Апрель

2 неделя

«Космические дали»

Учить создавать образ звездного неба, используя приемы разбрызгивание, закручивание. Развивать воображение любознательность. Воспитывать самостоятельность.

Апрель

3 неделя

«Пасхальный перезвон»

 Расширить знания  о православных традициях русского народа; дать представление о  методе окрашивания пенопластовых яиц. Научить приемам работы в технике эбру  декупаж. Рассказать о празднике Пасха. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

Апрель

4 неделя

«Одуванчики»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Май

1 неделя

«Салют»

Учить создавать образ  «Праздничного  салюта».

Развитие художественного творчества, воображения, фантазии, интереса к изобразительной деятельности, умение мыслить не стандартно.

Развитие желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции (радость, удивление).

Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

Май

2 неделя

«Тюльпан»

Создать предпраздничное настроение. Учить детей передавать характерные особенности тюльпана (строение и направление стебля, листьев, бутона). Продолжать использовать в рисовании фона гребень. Развивать воображение и творчество. Воспитывать любовь к живой природе.

Май

3 неделя

      «Загадки»

Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить  правила работу с красками Эбру.

Май

4 неделя

«Бабочка»

Закреплять навык смешивания  красок, закреплять знакомые приемы. Развивать чувство композиции, чувство гармонии. Воспитывать  самостоятельность.

           

2.3.Взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с родителями.

Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.

План работы с родителями.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание с целью ознакомления с новой техникой эбру.

Октябрь

Папка –передвижка «Что такое «Эбру»

Ноябрь

Совместная выставка творческих работ детей.

Декабрь

Совместное рисование родителей и детей «Фантазийные узоры»

Январь

Консультация на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования-Эбру»

Февраль

Фотовыставка «Творческая мастерская Эбру»

Март

Памятка для родителей «Эбру дома»

Апрель

Открытое занятие

Май

Творческий отчет о работе кружка.

  1. Организационный раздел

3.1.Описание техники Эбру

     Эбру – это древнее искусство рисования на воде. «Танцующие краски», «Облака и ветер», «Плавающие краски», «Бумага с облаками», «Волнообразная бумага»- так по разному называют искусство Эбру в странах Востока. Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной Эбру принято считать Турцию. Эбру — это искусство Востока, такое же вечное и красивое. Каждая картина уникальна и неповторима. На воде создаются неповторимые шедевры.

     Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки или проволоки, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.

Существует несколько видов Эбру.

   Баттал Эбру. Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды ( сначала используются более темные цвета, затем светлее), и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя.

   Приливы-Отливы - простой способ создания рисунка. В данном стиле краска разбрызгивается на поверхность водного раствора. С помощью шила проводятся параллели вверх и вниз, вправо и влево. Образуя линии приливов и отливов.

   Эбру Шаль – своеобразный стиль рисования, в котором основой служат Sобразные линии и формы. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «эбру шаль».  

   Эбру Гребенка – метод простой, он даёт возможность работать при помощи гребня и создавать орнаменты в виде волн или просто разнообразных повторяющихся элементов;

   Цветочный Эбру – рисование на поверхности воды цветов, самый популярный вид рисунка на воде

  «Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

   «Эбру с надписью».Другое название — «вписанное эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства

   «Хатип эбру». Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. «Фантазийное эбру».

    Фантазийное эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

 Обеспечение программы различными видами методической продукции

    Программа обеспечена разнообразными видами методической

продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-

творческих игр, адаптированных для младшего и среднего школьного

возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо

по ходу отдельных занятий.

     Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа

вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо

создать такие условия для проведения образовательного процесса, при

которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с

процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту

детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить

творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности

каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью

одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому

так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает

педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к

сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными

возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь

каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером,

темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп

работы.

  Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

   Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка»

детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого

результата. Таким образом, теоретические занятия проходят в игровой

форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях, тематических поездках.

   Программой предусмотрено методическое обоснование процесса

организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В

частности - методика структурирования занятий по ИЗО.

     Как показала практика, оптимален следующий способ построения

учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия,

задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.

Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала,

иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции

работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству,

изделия народных мастеров, лучшие детские работы.

   При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические

материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную

почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления

творческого настроения.

    После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми

переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа

очень важен, т.к. учит детей технике обращения с художественными

материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными

инструментами (кисть, шило, гребень, палитра, и др.). При этом используется

для показа лоток с раствором, приготовленный для педагога. Таким образом

педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым

заданием.

   Дети после объяснения приступают к работе. Практическая

деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных

упражнений до построения композиции.

      В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно

провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. Чтобы

дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение

успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях

программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

     На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за

выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на

продолжение обучения.

     Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях

музыка.

Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей,

составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

    Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить

игровую разминку для кистей рук.

    Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает

ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

    Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,

полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических

приёмов с игровыми заданиями.

   Например, любая работа в технике эбру может послужить фоном для

следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,

дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

   Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых

приёмов. Например, неудачный этюд не выбрасывается. Он может

послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно

вырезать различные элементы для коллажа.

   Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается

настолько удачной, что из рисунка- «золушки» рождается сказочной красоты

«шедевр».

   Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом уверенность в своих потенциальных возможностях.

     Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание

экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

    В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет

проходить легко, вызывая активный интерес каждого воспитанника,

независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь

художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее

способных к изобразительной деятельности детей.

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, презентации, наглядные пособия,

демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.)

используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,

воображения и проверочных занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным условием для занятий искусством эбру является творческая

атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо

организованная среда.

Техническое оснащение программы

    Успешная реализация программы и достижения обучающихся во

многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

    Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими

детскими работами.

     Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим

светом) и оборудована необходимой мебелью.

 В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

   В учебном помещении необходимо иметь специальный методический

фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства

обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер.

Приемы рисования по воде

Разбрызгивание краски с помощью веерной кисти

Растягивание краски шилом(шпажками)

Закручивание

Работа с гребнем

Отпечатывания рисунка на бумаге, декупаже. 

Необходимые материалы для рисования на воде:

     Краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду;

     Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде;  Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки;

     Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы;

      Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако, можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек на рисунке;

      Специальный загуститель для воды (экстракт растения Гевен или красные водоросли.)

      Экран для проектора;

  • бумага Эбру 
  • кисти (желательно веерные, которые изготовлены из ветки розового дерева и конского волоса);
  • палитра для смешивания красок

     Картотека музыкальных композиций.

Требования, предъявляемые к педагогу

    Помимо хорошей профессиональной подготовки, прохождения

специальных курсов и мастер-классов по эбру, педагогу необходимо

обладать определенными способностями к работе в сфере художественного

творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и

заинтересованного общения.

    Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а

также своеобразным режиссером проводимых им занятий.

    Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика,

и манера разговора.

    От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать.

Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное

настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить

учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо

от своих способностей, почувствует себя юным художником, мастером эбру.

3.3. Заключение.

Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

Я  как педагог много изучила материала об истории создания рисунка в технике Эбру  и значении этого слова. Также освоила технологию рисования Эбру профессиональными красками. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников. Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!

3.4.Вывод

Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что  с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.  

Ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство. Знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не остановимся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых сложных нетрадиционных техник  в рисовании, использовать необычный материал для своих работ. .

 Я СЧИТАЮ, ЧТО ДЛЯ ДЕТЕЙ ЭБРУ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ, МОТОРИКИ, ТВОРЧЕСТВА.

IV.      Литература

Список литературы, используемой педагогом

1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.

3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.

4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.

5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.

 Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»        http://ebru-art.ru/

 http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/

 http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...