Главные вкладки

    кружковая работа по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе "Веселые пальчики "
    учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)

    Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.

    Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов создания изображения, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник изображения способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, разноцветными нитками, пластилином, использовать клей для рисования и т. д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhkovaya_rabota_po_risovaniyu.docx38.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    "Центр развития ребенка- Детский сад №3 "Катюша"

    городского округа "город Якутск"

                                                                                                 "Утверждаю"

                                                                                                  Заведующий

                                                                                                  ___________Павлова Г.В.

                                                                                                  "  ____"_____2019г.

    Рабочая программа

    кружковой работы по рисованию в нетрадиционных  техниках в средней группе "Веселые пальчики "

    на 2019-2020 учебный год

    Средняя группа "Белоснежка"

    Воспитатель: Босикова Марина Романовна

    г. Якутск 2019 год

    Пояснительная записка

    Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.

    В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельностирисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

    Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

    Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.

    Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

    Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов создания изображения, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник изображения способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, разноцветными нитками, пластилином, использовать клей для рисования и т. д.

    Нетрадиционные техники изобразительной деятельности имеют ряд преимуществ:

    многообразие способов изображения;

    многообразие средств изображения;

    способствует проявлению характера ребенка, его индивидуальности;

    вызывает целый комплекс положительных эмоций;

    развивает мелкую моторику руки;

    Новизной и отличительной особенностью программы «Веселые пальчики» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисованияНетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

    прививает любовь к изобразительному искусству;

    непринужденно развивает творческие способности. 

    Целью кружка является: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.

    Задачи программы:

    1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками    рисования.

    2. Сформировать у детей технические навыки рисования.

    3. Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.

    4. Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

    Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериало опирается на принципы построения общей дидактики:

    - Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

    -Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

    -Принцип развивающего характера художественного образования.

    -Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

    -Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

    - Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

    - Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

    В программе используются различные методы и приемы:

    1. одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности2. метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

    3. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

    4. практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

    5. эвристический (развитие находчивости и активности);

    6. частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

    7. метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

    8. мотивационный (убеждение, поощрение).

    Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 1 год.

    Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.

    Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин

    Материалы и инструменты, необходимые для работы: Бумага разного цвета и формата, гуашь, акварельные краски,  баночки для воды, крупы, ватные палочки, заготовки рисунков, поролон, салфетки, клей ПВА, кисточки и т.д.

    Наглядные пособия: Картинки с иллюстрациями, образец воспитателя.

    Рабочая программа кружковой деятельности на 2019-2020 год

    Месяц

    Тема

    Цель занятия

    Форма проведения

    Материалы

    Ноябрь

    1. «Ежик»

    Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

     Беседа, загадки, рисование

    Бумага, гуашь, жесткие кисти

    2.«Черепашка»

    Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

    Беседа, аппликация

    Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

    3.«Первый снег»

    Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

    Беседа  Оттиск печатками из салфетки 

    Листы бумаги, цветные краски, салфетки

    4.«Два петушка».

    Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Цветные карандаши, листы бумаги

    Декабрь

    1.«Снежная семья». 

    Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

    2. «Елочка»

    Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне

    Беседа, рассматривание иллюстраций

    лепка

    Рисунок с изображением елочки; пластилин.

    3."Шубка для зайчика"

    Закрепление знаний и представлений об изменении окраса зайца в зимний период; освоение техники рисования тычком полужесткой кистью

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Краски гуашь, кисти с жесткой щетиной, бумага с рисунком зайца, тарелочки под краску.

    4. «Ёлочка пушистая, нарядная»

    рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    Беседа, загадка, рисование

    Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

    Январь 2020 год

    1.«Узоры на окнах»

    Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. 

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

    2.«Мои рукавички»

    Оттиск пробкой, рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность

    Загадки, рассматривание иллюстраций рисование

    Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

    3.«Снеговичок»

    Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    Беседа, рассматривание иллюстраций

     рисование

    Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

    4.«Снегири на ветке»

    Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

    Февраль

    1.«Зимний пейзаж»

    Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

    Беседа, рассматривание иллюстраций

     рисование

    Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

    2.«На что похоже?»

    Техника монотипии Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию 

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

    3.«Подарок папе»

    Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

    Беседа, рассматривание иллюстраций

     аппликация

    Материал для аппликации

    4.«Музыка».

    Пальцевая живопись Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

    Беседа, рисование

    Бумага, гуашь

    Март

    1. «Букет для мамы»

    Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

    2.«Какого цвета весна»

    Монотипия. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварельюрисованию по мокрой бумаге, смешивая краски 

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки


    3.«Волшебная страна – подводное царство»

    Рисование ладошками

    Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

    Беседа, рисование

    Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

    4.«По замыслу»

     Совместное рисование Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать

    Беседа, рисование

     Карандаши, листы бумаги

    Апрель

    1.«Звездное небо»

    Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. 

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

    2.«Пасхальное яйцо»

    Аппликация из салфеток. Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Салфетки, основа яйца из пластилина.

    Беседа, рассматривание иллюстраций аппликация

     Паста от ручки или стержень.

    3.«Солнышко»

    Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие 

    Загадка, рассматривание иллюстраций рисование

    Листы бумаги, гуашь, салфетки.

    4.«Совушка - сова»

    Пластилиновая живопись Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).

    Беседа, рассматривание иллюстраций

    Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки

    1.«Букет к 9 мая».

    Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

    Беседа, рассматривание иллюстраций

    Открытки с цветами, картон, пластилин.

    2.«Цветочная поляна».

    Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

     готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

    3.«Цветущая веточка».

    Смешенная техникаРисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

    Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки

    4.«Салют»

    Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка

    Беседа, рассматривание иллюстраций рисование

     Акварель или гуашь, восковые мелки

    Использованная литература:

    1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

    2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

    3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль«Академия развития»«Академия К», 1998.– 256с.

    4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

    5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – МАСТ: Астрель, 2005. – 63с.

    6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

    7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

    8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

    9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

    10. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с..

    11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

    12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М«Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

    13. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

    14.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.

    15. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

    16. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста»Нетрадиционные техники.

    17. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

    18. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

    19. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

    20. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

    21. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кружковая работа на тему «Путешествие по сказкам» средняя группа.

    Учить  воспринимать и осознавать образное содержание сказки,  замечать образные слова и выражения в тексе  воспитывать умение в  определенной последовательности расставлять г...

    Кружковая работа "По волнам художественной литературы" ТРИЗ средняя группа

    Кружковая работа "По волнам художественной литературы" с использованием ТРИЗ технологии. средняя группа...

    Конспект кружковой работы"Снежинка" (рисование манкой)

    Конспект кружковой работы в нетрадиционной технике рисования    «Снежинка» во второй младшей группеЗадачи:...

    Перспективный план кружковой работы по рисованию

    Кружок "Волшебные пальчики" по теме: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"...

    Программа кружковой работы по рисованию "Радуга"

    Знакомство с нетрадиционными видами рисования, освоение основных приёмов изодеятельности....