Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно - эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Савчук Ольга Владимировна

В данном материале описан индивидуальный маршрут ребенка первой младшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно - эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Цель индивидуального образовательного маршрута - помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.

Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

В сентябре к нам в группу пришла девочка Лиза. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, что она очень активна, любознательна, уверенна в себе. Любимым занятием Лизы является рисование. У девочки явно выражена способность к рисованию. Она тщательно, не выходя за линии разукрашивает картинки, может нарисовать простейшие фигуры.

Для раскрытия творческого потенциала Лизы был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Поскольку в сентябре и октябре была адаптация ребенка к детскому саду, было принято решение составить программу, начиная с ноября, длительностью 7 месяцев.

Ф. И. ребенка –Елизавета Б.

Дата рождения – февраль 2017г.

Вид одаренности – художественно-эстетическое (рисование).

Срок реализации индивидуального маршрута – 7 месяцев (ноябрь 2019г. – май 2020г.)

Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.

Запрос родителей: интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.

Длительность – 20-30 минут.

Воспитатель: Савчук Ольга Владимировна.

Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования ребенком.

Задачи:

- развивать способности ребенка в области художественного творчества,

- овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования,

- воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»,

- совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

Ожидаемые результаты:

- ребенок овладеет нетрадиционными приемами и техниками рисования,

- развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения,

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Работа с девочкой:

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- продуктивная деятельность под музыку,

- игры и упражнения под тексты стихотворений;

- наблюдение за природой;

- рассматривание игрушек;

- оформление выставки.

План индивидуальных занятий по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Лизой Б. по месяцам.

Ноябрь.

1. Мониторинг

- Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. - Наблюдение за девочкой во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.

Занятие 1. «Кленовый лист». Разукрашивание цветными карандашами.

- аккуратное разукрашивание, не заходя за контур,

- выбор ярких цветов для создания осенних красок,

- рассматривание настоящих кленовых листьев,

- составление букета из листьев.

Занятие 2. «Дождь, какой он?» Рисование штрихами. Использование гуаши.

- совершенствовать умение рисовать штрихи красками,

- прослушивание записи дождя (спокойного, ливня, с другими звуками природы),

- изучение синей палитры красок – от светло голубого до темно синего,

- вызов эмоционального интереса к дождю, изображение звуков дождя с помощью пальчиков, голосом, другими предметами.

Занятие 3. «Лужи». Рисование свечой.

- учим девочку технике рисования свечой,

- беседа о свече,

- рассматривание картинки с лужами и детьми,

- обсуждение, что надеть, чтоб не промокнуть.

Занятие 4. «Веселое настроение». Рисуем кистью и красками.

- пробуем выразить наше настроение с помощью красок,

- учимся смешивать цвета,

- слушаем веселую музыку.

Декабрь.

Занятие 5. «Падает снежок». Рисование снега методом «тычка».

- учить рисованию техникой «тычки»,

- наблюдение за падающим снегом,

- чтение стихов о снеге.

Занятие 6. «Елочка». Рисование ладошками.

- совершенствовать умения рисовать в данной технике,

- развивать композиционные умения,

- воспитывать аккуратность,

- рассматривание картин с елочками,

- чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

Занятие 7. «Снеговик». Рисование ватными палочками.

- совершенствовать умения рисования в данной технике,

- рассматривание снеговика,

- чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса».

Занятие 8. «Белые снежинки». Рисование снежинок мелками для рисования. Рисуем прямыми линиями.

- учимся рисовать прямые линии разной длины,

- рассматривание рисунков разных снежинок,

- прослушивание песенки про снежинки,

- представление себя снежинкой, импровизированный танец под прослушанную песенку.

Январь.

Занятие 9. «Елочные игрушки». Рисование кисточкой с краской кругов  и закрашивание их.

- пробуем рисовать гуашью ровные круги – елочные шары, раскрашиваем,

- составление из нарисованных шаров длинной гирлянды и развешивание в группе,

Занятие 10. «Снегирь». Рисование ладошкой.

- продолжаем развитие у Лизы  художественных способностей нетрадиционной техникой рисования – рисованием ладошкой,

- воспитываем бережное отношение к птицам,

- рассматривание картинки снегиря,

- загадки о птицах.

Занятие 11. «Рябина». Рисование пальчиками.

- учим рисовать пальчиками ягодки рябины,

- рассматривание картины «Веточка рябины».

Занятие 12. Совместное рисование девочки с родителями (мамой).

- выбор метода рисования самостоятельно,

- совместное оформление картины.

Февраль.

Занятие 13. «Санки». Рисование карандашом по имеющемуся контуру.

- учим аккуратно обводить линии, стараясь не отрывать руку и не выходить за контуры,

- подбираем цвета для санок,

- рассматривание картинок с санками, как и где можно на них кататься,

- прослушивание русских народных песен на зимнюю тематику.

Занятие 14. «Волшебные узоры». Рисование ватной палочкой узоров на окнах.

- рассматривание картинок и беседа о том, какие бывают узоры на окнах и почему они появляются,

- пробуем срисовать уже имеющийся рисунок при помощи ватной палочки,

Занятие 15. «Кораблик для папы». Рисование ладошкой.

- продолжаем учить девочку рисовать с помощью ладошки,

- привить Лизе чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям,

- беседа о Дне защитника Отечества,

- рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.

Занятие 16. «Лопата для снега». Рисование методом «тычка».

- совершенствуем рисование с помощью техники «тычка»,

- беседа о том, чем можно убрать снег с дороги,

- рассматриваем картинки со снегоуборочной техникой,

- стишки про снег.

Март.

Занятие 17. «Весенние цветы для мамы». Рисование ладошкой.

- закрепляем умение рисовать техникой «ладошкой»,

- развиваем образное воображение, цветовое восприятие, творчество,

- воспитываем желание сделать приятное маме,

- рассматривание иллюстраций весенних цветов,

- стихи о празднике 8 Марта.

Занятие 18. «Мимоза для бабушки» Рисование поролоном.

- упражняем в рисовании поролоном,

- учим наносить отпечатки у основания стебля,

- воспитываем аккуратность в работе, развиваем чувство композиции,

- рассматриваем веточку мимозы,

- чтение стихов о бабушке.

Занятие 19. «Пушистая верба» Рисование ватными палочками.

- упражняем в передаче изгибов ветки, маленьких веточек,

- развиваем мелкую моторику руки,

- рассматривание веточки вербы,

- находим отличия от других веток.

Занятие 20. «Пришла весна, бегут ручьи». Рисование кистью.

- продолжаем учить Лизу отражать в рисунке красоту весенней природы,

- закрепляем приёмы работы с кистью,

- рассматриваем картину «Бегут ручьи»

- чтение стихов о весне.

Апрель.

Занятие 21. «Ракета». Рисование свечой.

- продолжаем учить девочку технике «рисование свечой»,

- упражняем в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками,

- рассматривание картинки ракеты.

- рассказ о Юрии Гагарине.

Занятие 22. «Букет сирени». Рисование пальчиком.

- закрепляем умение выбирать технику для выполнения рисунка,

- развиваем мелкую моторику,

- воспитываем желание доводить начатое дело до конца,

- рассматриваем ветки сирени, изучаем цвет, запах, размер.

Занятие 23. «Одуванчики». Рисование методом «тычка».

- упражняем в методе рисования «тычком»,

- создаем картину весеннего луга,

- играем в «Узнай цветок»,

- чтение сказки про одуванчик.

Занятие 24. «Дерево». Рисование ватными палочками.

- учим рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви,

- упражняем в рисовании ватными палочками,

- развиваем моторику кисти рук.

Май.

Занятие 25. «Салют». Рисование методом «тычка».

- закрепляем умение правильно держать кисть,

- закрепляем представления о цвете,

- прививаем аккуратность при работе с краской,

- беседа о празднике День Победы.

- рассматриваем иллюстраций с салютом.

Занятие 26. «День Победы» Разукрашиваем открытку.

- разукрашиваем заранее подготовленную открытку, посвященную Дню Победы (карандашами или мелками на выбор),

- прослушиваем песню «День Победы».

Занятие 27. «Рисование по замыслу»

- предлагаем на выбор технику рисования,

- совершенствуем умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках,

- беседа «Что ты хочешь нарисовать?»

Занятие 28. Подведение итогов – выставка работ Лизы в группе.

В результате планомерной и систематической работы с ребенком:

- закрепились навыки держать карандаш и кисть правильно;

- повысился познавательный интерес к рисованию;

- активизировалась мыслительная деятельность ребенка;

- усилилось желание к самостоятельной работе;

- узнала и начала самостоятельно использовать различные техники рисования.

Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.

Работа с родителями.

Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.

- беседы с родителями;

- консультации для родителей;

- оформление уголка для родителей по данной теме;

- выставка работ ребенка.

- совместная творческая деятельность.

Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Лизы Б.

1. Консультация: «Одарённый малыш или как развить в ребёнке талант»

2. Консультация: «Учим держать карандаш и кисточку правильно»

3. Беседа с родителями Лизы на тему: «Организация уголка творчества дома».

4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками».

5. Мастер класс для родителей «Рисуем методом «тычков».

6. Домашнее задание родителям: нарисовать рисунок, используя нетрадиционные техники рисования.

7. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе»

Рекомендации родителям.

1. Организовать дома уголок творчества для Лизы.

2. Приобрести достаточное количество альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.

3. Создать дома с ребенком альбом «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.

4. Рисовать совместно с ребенком.

5. Участвовать в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.

Заключение.

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе, одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у девочки творческих способностей, фантазии, воображения.

Список литературы.

Авдеева Н. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.

Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.

Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.

В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ«ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»...

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Пчелки на лужайке»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творч...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему "Дымковский конь"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Дымковский конь». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рисование «Лесные друзья -ежи"

Возрастная категория:2 – 3 года.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&r...

Индивидуальный план сопровождения ребёнка подготовительной группы с признаками одарённости в художественно - эстетическом развитии

Планомерная и систематическая работа, способствующая развитию познавательного интереса к изобразительному искусству....

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребёнка старшего дошкольного возраста с признаками одарённости в художественно-эстетическом развитии

. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие....