"Матрешка - символ России"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Карпенко Ирина Григорьевна

Открытое занятие на районном конкурсе "Воспитатель года". Цель занятия: воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством - русскими матрешками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_matreshki_-na_stranitsu.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно- патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

Тема: «Матрешка -  символ России»

Подготовил воспитатель МБДОУ

детский сад № 11 «Теремок»,

пос. Орловский Карпенко И.Г.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством –  русскими  матрешками.

Задачи:

Образовательные:  познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек, учить рисовать элементы росписи матрешек нетрадиционным способом.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

Воспитательные: формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Ожидаемый результат: 

дети  должны познакомиться с разными видами матрешек, научиться узнавать их, применять на практике нетрадиционные способы расписывания матрешек.

 Оборудование к занятию: 

- деревянные заготовки матрешек;

- ноутбук;

- интерактивная доска;

- магнитные доски;

- акриловые краски;

- заготовки матрешек;

- штампы для нетрадиционного рисования.

Наглядный материал: 

- «Матрешка – символ России» – просмотр презентации;

- иллюстрации с изображением матрешек;

- деревянные матрешки;

- пазлы для игры «Собери матрешку»;

- карта поселка Орловский;

- карточки с фотографиями поселка.

Ход занятия

Воспитатель заходит в зал вместе с детьми, воспитатель и дети становятся в круг.

Воспитатель:  «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.        

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Доброе утро, ребята.

Дети: Доброе утро.

Воспитатель: Я рада  приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям .Ребята, давайте мы с вами познакомимся, меня зовут Ирина Григорьевна, а с вами я познакомлюсь во время занятия. Посмотрите, ребята, мы в зале находимся не одни. К нам пришли гости, давайте им скажем «Доброе утро».

Дети: Доброе утро.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стулья.

Дети садятся на стулья.

(Звук тарелки).

Воспитатель: Ой, что это за звуки?

Инопланетянка: Ой, ой, ой, ёё, ёй, ай, спасите, помогите, приземляюсь, разойдитесь.

Входит инопланетянка. Наконец - то долетела.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?

Дети: Инопланетянка.

Инопланетянка: Здравствуйте!

Воспитатель и дети: Здравствуйте. Кто вы?

Инопланетянка: Я, Марсианка, прилетела  к вам с далёкой звезды. Во время космического путешествия  у меня сломался путеводитель, мне пришлось сделать вынужденную посадку и теперь я не знаю, где нахожусь. Пока мой космический корабль ремонтируют роботы, я зашла в здание, которое оказалось недалеко от посадки моего корабля. Ребята, скажите мне, где я нахожусь?

Дети: В детском саду.

Марсианка: А как называется ваш детский сад?

Дети: Детский сад «Сказка».

Слайд № 1.

Марсианка: Ребята, какой  у вас красивый, уютный детский сад.

Инопланетянка: А в каком же  населенном пункте находится ваш детский сад?

Дети: В поселке Орловском.

Инопланетянка: Когда я совершала вынужденную посадку, то видеокамера моего корабля сфотографировала какие – то неизвестные объекты, вы не подскажете мне что это за объекты, как они называются?

Воспитатель: Ребята, давайте назовем, какие объекты сфотографировала камера Марсианки и расположим их на карте нашего поселка.

Игра: «Достопримечательности нашего поселка»

(Карта поселка и фотографии объектов).

Инопланетянка: Ребята, во время своих путешествий я посещала разные страны и в каждой стране есть свои народные символы, а в вашей стране есть такие символы? Вы знаете, какие народные символы есть в вашей стране.

Дети: Березка, самовар, матрешка, балалайка, валенки, медведь, шапка-ушанка.

Слайд № 2.

Воспитатель: Марсианка, у нас в стране очень много народных символов и мы сейчас познакомим тебя с одним из них, а с каким, тебе нужно отгадать загадку.

Инопланетянка: Хорошо. Загадывайте загадку, а я попробую ее отгадать.

Воспитатель:

Ростом разные подружки,

             Но похожи друг на дружку,

             Все они живут друг в дружке,

             А всего одна игрушка.

Инопланетянка: Подушка, ватрушка, погремушка, безделушка, кадушка, избушка.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем отгадать загадку нашей гостье. Что это?

Дети: Это матрешка.

 Слайд № 3.

Воспитатель: Присаживайся, Марсианка и послушай рассказ  о Матрешке.

Инопланетянка: С удовольствием послушаю ваш рассказ.

Воспитатель: Матрешка вместе с русской березкой и русским самоваром, стала народным символом  нашей страны, России. Она такая красивая, что живет как национальный сувенир. Иностранцы, которые приезжают в нашу страну, стараются купить Матрешку как сувенир. Послушайте ребята стихотворение о матрешке.

Слайд № 4

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых  пять!
Слайд № 5

Воспитатель: Посмотрите,  какие они яркие и нарядные!  Ребята, а вы знаете откуда пришла к нам эта занятная игрушка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно. Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из древности. На самом деле, появилась первая матрешка в России более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Слайд № 6.

 Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу. Это был добрый старый японский мудрец. Звали эту куклу – Фукурума. его помощники. Посмотрите, какая интересная кукла.

Слайд № 7.

По рисунку художника Сергея Малютина местный токарь, Василий Звёздочкин, выточил первую деревянную куколку.

Слайд № 8.

Посмотрите, какая она красивая. Расписал русский художник матрешку на славу: посмотрите она одета в сарафан, передник, щечки как яблочки румяные, из-под платка свесилась толстая коса.И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!». Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. С тех пор и зовут игрушку матрёшкой.

Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше. И начали матрешек по русским селам и деревням вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«Люби дело – мастером будешь».

 «Дело мастера боится».

Матрешек  делают до сих пор:

Как вы думаете, из чего делают матрешку?

Дети: Из древесины.

Слайд № 9.

Воспитатель: Правильно. Матрешка у нас деревянная. Чтобы матрешка получилась красивая, нужно выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило – это липа, береза, осина.

Дерево должно быть ровным, без сучков.

Слайд № 10. Затем дерево сушат до тех пор, пока оно не начинает звенеть.

Слайд № 11.

Потом вытачивают из дерева заготовки, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Мастер начинает свою работу с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше, а внутри матрешка пустая.

Слайд № 12.

  Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют.

Слайд № 13.

Потом художник расписывает матрешек яркими веселыми красками, словно одевает их в нарядные одежды.

Слайд №14.

И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.

Да и мы с вами уже что-то засиделись, давайте немного разомнемся и станцуем веселый танец «Матрешки».

Марсианка, а ты не хочешь с нами поиграть?

Марсианка: Я с удовольствием поиграю с вами.

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”

Воспитатель: Немного размялись, но нам надо продолжать наше занятие.
Слайд № 15.  

Воспитатель: Матрешки бывают двух видов – традиционные и авторские.
Сейчас мы с вами рассмотрим традиционных матрешек. Хоть и похожи матрешки друг на друга, но
они отличаются друг от друга формой, приемами росписи и местом их изготовления. Давайте внимательно их рассмотрим.

Слайд №16.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
Я гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
в подарок принесла.

Воспитатель: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Давайте мы ее рассмотрим. Платок чаще  желтого цвета, красный сарафан. Украшает Семёновскую матрёшку  большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.  

Слайд № 17.

Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор -
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. На голове  у  Загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

Слайд №18.

А я, матрешка, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. У них более плавный контур, чем у семеновской и загорской  матрешек, и как бы вытянутые пропорции.

Слайд № 19.

Воспитатель: Есть еще авторские матрешки. Они появляются в разных местах – Москве, Кирове, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции. Вкладывая в нее новый смысл. И появляются матрешки, не похожие на традиционные.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная шкатулка, в ней находится секрет. Давайте посмотрим, что лежит в шкатулке? …Здесь какие то кусочки, давайте попробуем их сложить и посмотрим что у нас получится.

Инопланетянка: Можно я вам буду помогать?

Игра: « Собери матрешку».( Дети собирают матрешку на магнитной доске).

Воспитатель: Вот какие матрешки у нас получились?

Воспитатель:

 А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Воспитатель: Посмотрите, у меня целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень яркие, красивые, но чего-то им не хватает. Посмотрите внимательно, чего не хватает матрешкам?

Дети: Матрешки не украшены цветами, завитками, точками и т.д.

Воспитатель: Конечно, ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Да и наряд скучный, слишком однотонный для русской игрушки.

 Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?

Дети: Нарисовать.

Воспитатель: Правильно.

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки.

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво!

 Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся,

Они нам очень нравятся.

Ребята, выберите себе понравившуюся матрешку. Сейчас каждый распишет матрешку на свой вкус и сделает свою авторскую матрешку. (Дети выбирают понравившуюся матрешку для расписывания).

Воспитатель:

Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки,

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко —

Станет радостной матрешка!

Воспитатель: Давайте рассмотрим образцы расписанных матрешек.

Слайд № 22. Воспитатель: Какими элементами  расписаны матрешки? (Рассмотреть с детьми матрешек).

Дети: Цветы, листочки, точки, кружочки, завитки, целые букеты цветов, волнистые линии.

Воспитатель: Рисовать будем гуашью. Как вы думаете, какой цвет гуаши лучше использовать для росписи матрешки?

Дети: Желтый, красный, синий, зеленый.

Воспитатель: Правильно. Когда будете рисовать, подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. У вас на столе лежат разные штампы. (Показать детям штампы). Посмотрите, какие узоры можно ими нарисовать. (На шаблоне матрешки показать, какой узор можно нарисовать штампами).

Старайтесь рисовать аккуратно. Несколько раз поставьте штамп на листе бумаги, убирая лишнюю краску, и только потом наносите элемент росписи на матрешку.

Наверно хватит объяснять

Давайте будем рисовать!

Марсианка: А можно я распишу одну матрешку вместе с вами и отвезу ее детям моей планеты.

Воспитатель: Конечно можно Марсианка, правда, ребята.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Дети расписывают своих матрешек, воспитатель помогает тем, у кого не получается).

Воспитатель:  Молодцы! Какие замечательные матрешки у вас получились. (Показать матрешки некоторых детей, описать узор, использованный детьми).

Инопланетянка: Какие красивые матрешки у вас получились, ребята. Спасибо большое, что вы рассказали мне о матрешке и научили ее расписывать. Посмотрите, какая матрешка получилась у меня. Эту матрешку я отвезу детям моей планеты. А для вас у меня есть тоже подарок.(Пауза).Ой, мне уже поступил сигнал, что космический корабль отремонтирован, и мне пора возвращаться на мою планету. До свидания, ребята. До новых встреч.

Воспитатель: Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на занятии, что вы узнали нового. (Ответы детей). Познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек, вы расписали свои авторские матрешки. Мне очень понравилось, вы были активными, Пусть эти матрешки останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве.

(Воспитатель говорит слова на фоне нежной и негромкой музыки).

Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками,
Все то, что может радовать друзей.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Матрешка - символ России"

В презентации показаны слайды об истории возникновении "Матрешки " в России....

Познавательно-исследовательский проект «Русская матрешка – символ России»

Наиболее эффективный способ реализации задач нравственно-патриотического воспитания – это организация проектной деятельности. Мною разработан проект: ...

НОД в средней группе "Матрешка- символ России"

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа)  Воспитатель: Франковская Зоя Александровна Тема НОД: «Русская народная игрушка - ма...

Фестиваль-презентация «Матрешка – символ России»

Программное содержание:-расширять кругозор, углубляя представления о  матрёшке как символе русской красавицы, символе России.-обогащать положительными эмоциями, доставлять радость от праздника: в...

"Матрешка-символ России"

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов....

"Матрешка-символ России"

Неофициальные символы России. Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны истор...

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...