НОД в средней группе "Матрешка- символ России"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Франковская Зоя Александровна

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа)  Воспитатель: Франковская Зоя Александровна

 

Тема НОД«Русская народная игрушка - матрешка».

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Цель:

Познакомить детей с русской  народной деревянной  игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Закрепить порядковый счет до 5 .

- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.

- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.

- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.

-упражнять в отгадывании загадок

учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей.

Развивающие:

• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

Развивать интерес детей к народному творчеству;  творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;  умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.

 

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Форма организациигрупповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения,  исполнение, совместное действие.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал: Деревянная игрушка матрёшка, мультимедийная установка, силуэты матрёшки,  фланелеграф, синицы и снегири, снежинки, дерево - Калина.

Раздаточный материал:

• Платочки и кепки для девочек и мальчиков.

• Листы с изображением матрешки.

• Штампы, салфетки, краски для штампования.

1.     Сюрпризный момент. Вступительная часть.

Воспитатель: Воспитатель в наряде матрешки входит группу.
- Здравствуйте, ребята.

Посмотрите на меня

У меня алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

- А пришла я к вам не одна, а со своими подружками! Отгадайте загадку.

 

Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Что есть у Матрешки? Рассмотреть матрешку.

-Давайте посмотрим, что в середине нашей Матрешки находится.

 

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй.

 Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

 Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех! Молодцы ребята!

 Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой, рассматривают.

Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают ,ответы детей)

 

Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку(Играть)

 

Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку». Игра «Собери матрешку» Пазлы

 

-А хотите узнать , как появилась  матрёшка. Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.

2. Основная часть.

Воспитатель. (слайд 2)Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

(Слайд 3)Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

(Слайд4)Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только  простая, деревянная.

(слайд 5) Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.  их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.


(слайд6) На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом.


(слайд 7)Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.


(Слайд 8) Воспитатель: - Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)- Значит она какая? (Деревянная)

(слайд 9) Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной ? (Разукрасили) Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная)

(слайд 10) - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, расписные. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. 
 

А к нам в гости еще пришли Матрешки. Они хотят, чтобы вы помогли им украсить их фартуки. Что мы будем украшать? Фартуки.

Игра «Почини платье» разложить геометрические фигуры по контуру.

Вопросы воспитателя:

- Какие у тебя фигуры на матрешке?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько сторон у квадрата?

Вопросами воспитатель уточняет признаки геометрических фигур.

- Какие вы молодцы ребята! Матрешкам очень понравилось с вами играть.

А вы любите загадки? А вы знаете, что у Матрешек есть подружки-игрушки? Если отгадаете, какие игрушки, то на экране появится картинка -  отгадка.

Загадки:

Что за игрушка – непоседа

Всюду бегает по следу

Я нажала, завела

Завертелась вдруг Юла

 

Не заставишь лежа спать

Лишь уложишь - хочет встать

Поупрямее барашка

Что за кукла - Неваляшка.

 

Деревянный человечек

Носит платье из колечек

Любят взрослые и дети

Надевать колечки эти.

 

-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать  народными умельцами и сделать свою матрешку. Проходите за столы, и мы вместе подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.


- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

Педагог: У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек. Каждому из вас нужно будет украсить для матрешки  фартук. Украшать фартуки вы будете с помощью штампов. Показ воспитателя способа штампования.

Педагог раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге каждому ребёнку. Дети рисуют под музыку «Светит месяц»«Как под яблонькой».

 Педагог: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

Педагог: Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!

-А хотите с Матрешками пойти погулять? Идемте.

Воспитатель: предлагает детям подойти к фланелеграфу, который накрыт русским платком. Открывает платок, а на фланелеграфе изображено дерево- рябина, на дереве сидят птицы синицы и снегири. С неба падают снежинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и высказаться о том, какая она, нравится ли она им. (ответы детей) Какое время года на картинке? Уже созрела рябина. Прилетели. Кто прилетел? Снегири, синички.

Маленькая птичка-

Желтогрудая певичка

Звонко песенку поет

Сало вкусное клюет. (показывает изображение синицы).

 

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (изображение снегиря).

 Давайте предложим Матрешкам встать в хоровод вокруг рябинки.

Воспитатель: -Вам нравится картина, которая у нас получилась (Ответы детей) Матрешкам тоже очень нравится и они приглашают нас поплясать. Я кручу-верчу , вас в матрешек превращу. Мальчикам надевают на голову кепки, девочкам платочки.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

 

2.    Итог-рефлексия:

Воспитатель:

Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.

Воспитатель:. Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались,  работали, как настоящие мастера.

Я пришла к вам не с пустыми руками, а с сувенирами. А вы знаете, что такое сувениры? Я хочу подарить вам на память вот такие сувениры – Матрешки.

Воспитатель дарит детям сувениры – Матрешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_matreshka_-_simvol_rossii.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа)  Воспитатель: Франковская Зоя Александровна

Тема НОД«Русская народная игрушка - матрешка».

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Цель: 

Познакомить детей с русской  народной деревянной  игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Закрепить порядковый счет до 5 .

- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.

- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.

- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.

-упражнять в отгадывании загадок

учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей.

Развивающие:

• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

Развивать интерес детей к народному творчеству;  творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;  умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Форма организациигрупповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения,  исполнение, совместное действие.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал: Деревянная игрушка матрёшка, мультимедийная установка, силуэты матрёшки,  фланелеграф, синицы и снегири, снежинки, дерево - Калина.

Раздаточный материал:

• Платочки и кепки для девочек и мальчиков.

• Листы с изображением матрешки.

• Штампы, салфетки, краски для штампования.

  1. Сюрпризный момент. Вступительная часть.

Воспитатель: Воспитатель в наряде матрешки входит группу.
- Здравствуйте, ребята.

Посмотрите на меня

У меня алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

- А пришла я к вам не одна, а со своими подружками! Отгадайте загадку.

Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Что есть у Матрешки? Рассмотреть матрешку.

-Давайте посмотрим, что в середине нашей Матрешки находится.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй.

 Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

 Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех! Молодцы ребята!

 Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой, рассматривают.

Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают ,ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку(Играть)

Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку». Игра «Собери матрешку» Пазлы

-А хотите узнать , как появилась  матрёшка. Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.

2. Основная часть.

Воспитатель. (слайд 2)Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

(Слайд 3)Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

(Слайд4)Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только  простая, деревянная.

(слайд 5) Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.  их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.


(слайд6)
 На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом.


(слайд 7)Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.


(Слайд 8)
Воспитатель: - Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)- Значит она какая? (Деревянная) 

(слайд 9) Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной ? (Разукрасили) Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная)

(слайд 10) - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, расписные. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. 

А к нам в гости еще пришли Матрешки. Они хотят, чтобы вы помогли им украсить их фартуки. Что мы будем украшать? Фартуки.

Игра «Почини платье» разложить геометрические фигуры по контуру.

Вопросы воспитателя:

- Какие у тебя фигуры на матрешке?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько сторон у квадрата?

Вопросами воспитатель уточняет признаки геометрических фигур.

- Какие вы молодцы ребята! Матрешкам очень понравилось с вами играть.

А вы любите загадки? А вы знаете, что у Матрешек есть подружки-игрушки? Если отгадаете, какие игрушки, то на экране появится картинка -  отгадка.

Загадки:

Что за игрушка – непоседа

Всюду бегает по следу

Я нажала, завела

Завертелась вдруг Юла

Не заставишь лежа спать

Лишь уложишь - хочет встать

Поупрямее барашка

Что за кукла - Неваляшка.

Деревянный человечек

Носит платье из колечек

Любят взрослые и дети

Надевать колечки эти.

-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать  народными умельцами и сделать свою матрешку. Проходите за столы, и мы вместе подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.


- Молодцы! Очень любят все 
матрёшки разноцветные одёжки!

Педагог: У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек. Каждому из вас нужно будет украсить для матрешки  фартук. Украшать фартуки вы будете с помощью штампов. Показ воспитателя способа штампования.

Педагог раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге каждому ребёнку. Дети рисуют под музыку «Светит месяц»«Как под яблонькой».

 Педагог: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

Педагог: Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!

-А хотите с Матрешками пойти погулять? Идемте.

Воспитатель: предлагает детям подойти к фланелеграфу, который накрыт русским платком. Открывает платок, а на фланелеграфе изображено дерево- рябина, на дереве сидят птицы синицы и снегири. С неба падают снежинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и высказаться о том, какая она, нравится ли она им. (ответы детей) Какое время года на картинке? Уже созрела рябина. Прилетели. Кто прилетел? Снегири, синички.

Маленькая птичка-

Желтогрудая певичка

Звонко песенку поет

Сало вкусное клюет. (показывает изображение синицы).

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (изображение снегиря).

 Давайте предложим Матрешкам встать в хоровод вокруг рябинки.

Воспитатель: -Вам нравится картина, которая у нас получилась (Ответы детей) Матрешкам тоже очень нравится и они приглашают нас поплясать. Я кручу-верчу , вас в матрешек превращу. Мальчикам надевают на голову кепки, девочкам платочки.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

  1. Итог-рефлексия:

Воспитатель:

Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.

Воспитатель:. Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались,  работали, как настоящие мастера.

Я пришла к вам не с пустыми руками, а с сувенирами. А вы знаете, что такое сувениры? Я хочу подарить вам на память вот такие сувениры – Матрешки.

Воспитатель дарит детям сувениры – Матрешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Формирование целостной картины мира "Символы России" в средней группе.

Этот материал предназначен для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям ( человек, семья, мир, добро, природа, Родина, страна) в процессе познания окружающего мира и самопознания....

Конспект НОД в средней группе "Государственные символы России"

Конспект НОД в средней группе "Государственные символы России". Цель: Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к своей стране. Задачи: закрепить знания детей о государственн...

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы на тему: "Символы России"

Методическая разработка направлена на формирование представлений у детей о символах России....

Конспект ОД «Символы России" средняя группа

Конспект ОД «Символы России" средняя группа Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России: ромашкой и берёзой....

Конспект беседы в средней группе «Знакомство с государственными символами России

Материал может ипользоваться воспитателями для детей средней группы....