Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Халиуллина Нина Александровна

Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Халиуллина Нина Александровна
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект занятия по изобразительной деятельности

в старшей группе

«Золотая хохлома»

подготовила Халиуллина Н.А.

Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.

Программные задачи:

Обучающие:

- познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

- учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка, завиток);

- учить изображать хохломской узор из закруглённой ветки с ягодами и листьями.

Развивающие:

- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев, эстетическое отношение к предметам быта, к русской национальной культуре.

Оборудование: изделия и репродукции изделий с хохломской росписью, таблица с элементами хохломского узора, гуашь красного, черного и зеленого цветов, тонированные силуэты ложек из бумаги жёлтого цвета кисти, баночки.

Ход занятия.

- Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Педагог приглашает детей пройти к столу, где выставлены изделия посуды с хохломской росписью.

- Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Нарисованы на посуде травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Это диво – Хохлома!

Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился«Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте мы, внимательно рассмотрим этот удивительный узор и определим его элементы.

Дети рассматривают изделия, выделяют и называют элементы росписи (листок, ягодка, травка, завиток).

- Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры. Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый). А расписывать мы будем «золотые» ложки.

Педагог показывает заготовку для росписи и объясняет ход работы.

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья. Листья можно нарисовать концом кисти, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки дугообразными линиями. Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши ложечки узорами

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

- Давайте вспомним, какие элементы использовали мастера хохломской росписи(листок, ягодка, травка, завиток)

- А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера(черный,красный,зеленый,золотой).

Дети расписывают шаблоны ложек по мотивам хохломской росписи.

Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.

В конце занятия дети раскладывают свои работы на стол. Любуются готовым результатом.

- Вот какие у нас получились замечательные ложки, как у настоящих мастеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.Задачи: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Вос...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая осень».

Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования с помощью Задачи:  1. «Художественное творчество»:...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Знакомство детей с росписью на изделиях Хохломы, учатся выелять элементы узора Хохломы....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Конспект  занятия по  изобразительной  деятельности в старшей группе«Золотая хохлома роспись хохломских досок». Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе "Золотая хохлома"

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;    Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;    Развивать цветовое восприятие, чувство ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Цель: изобразить узор по мотивам хохломской росписи.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о народном художественном промысле – хохломе, познакомить детей с элементами...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Задачи:Образовательные: формировать представления детей о народном художественном промысле &nd...