Конспект по изодеятельности.
план-конспект занятия по рисованию

Попова Светлана Александровна

  Материал по развитию детей  изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личность.

Подготовила Попова С.А.

         1 часть.

Изобразительное творчество прошел долгий эволюционный путь от обозначения предмета или явления до художественно-образной передачи опыта: от художника к зрителю, от одного поколения к другому.

Считается, что полноценное творческое развитие средствами изобразительного искусства на посильном для ребенка уровне будет значительно влиять на качество общего развития ребенка как становления личности если:

  • ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному творчеству;
  • занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине;
  • будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;
  • будет поддерживаться  интерес ребенка к изобразительной деятельности;

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию в дошкольном возрасте, способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию ребенка. Она тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины, нетрадиционного материала и т.д.) и познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок  приобретает знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет.

В младшем дошкольном возрасте ребенок в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. ( У нас в группе мальчик рисовал около ягод сетку, чтобы накрыть ягоды от поклева птиц). В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процессе изобразительного творчества уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту.

 Например, в рисунке «Моя семья», ребенок увеличивает размеры мамы, или рисует ее в середине листа, чтобы показать ее значимость; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т.п. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Поэтому перед началом изображения решаются умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Дети старшего дошкольного возраста способны создавать реальные или фантастические образы  в связи с приобретением опыта и повышением умственной активности в процессе творчества, у них меняется и создаваемый детьми образ.

Изобразительное творчество тесно связано с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе рисования закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого объекта или явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, сильный ветер, снегопад и другое). В процессе рисования и лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.

Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.

Лепка влияет на развитие чувства формы. Ребенок реально ощущает ком глины, пластилина, теста, может изменить его, самостоятельно придавая ему желаемую форму.

Аппликация подводит ребенка к обобщению формы и выражению её при помощи силуэта.

Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от творческого  процесса. У ребенка возникает желание творить каждый день и изображать все то, что видит вокруг.

Изобразительное творчество положительно влияет на физическое развитие ребенка, способствует поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Говоря  о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживания  с помощью художественно – выразительного образа, поскольку ребенок, рисуя что – либо (нанося каракули или создавая образ), живет в изображаемом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества. 

2 часть.

 Игра «Медиатор».

Тест «Ассоциация».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по изодеятельности на тему:"Гуси-лебеди"

План-конспек по изодеятельности в подготовительной группе. Приобщать детей к творческой позновательно-исследовательской деятельности; закреплять умение рисовать кистью и красками; учить передавать в р...

Конспект по изодеятельности

Данный конспект представлен в виде таблицы, в соответствии с требованиями ФГТ....

конспект по изодеятельности в средней группе "Красивый осенний ковер" (нетрадиционная техника).

Данный конспект используется для ознакомления детей с нетрадиционной техникой в изо - печать листьями....

Конспект по изодеятельности во второй младшей группе "День рождения у матрешки"

Здесь представлен конспект НООД по изодеятельности  (нетрадиционное рисование) во второй младшей группе. Дети осваивают технику рисования печатками....

конспект по изодеятельности

материал поможет начинающему педагогу в организации и проведении занятия "Рисуем дорожки"...

Конспекты по изодеятельности и к кружковой работе.

Конспекты занятий по рисованию во всех группах ДО и занятий в кружке "Фантазеры"...

Конспект по изодеятельности: "Встреча с колобком"

Нетрадиционное рисование с использованием техники обрывание бумаги...