Загадочные детские рисунки. Что рисунки могут нам рассказать?
занимательные факты по рисованию (младшая группа)

Сапонджян Наира Ваагновна

 

 ЗАГАДОЧНЫЕ ДЕТСКИЕ РИСУНОКИ.

(Что они рассказывают?)

Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?

Н.П.Сакулина писала, что детская изобразительная де­ятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно при­обретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Изобразительная деятельность детей (рисование, леп­ка, аппликация) относится к сфере изобразительного ис­кусства. Искусство — художественное (образное) отраже­ние человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Образ в изобразительном искусстве — наглядный. Ок­ружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобра­зительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи — композиция, цвет, колорит, линия и др.).

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представ­ляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались мно­гие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В.Бакушин-ского, педагогов Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М. Дья­ченко и др.

 

Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

  1. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосред­ственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, пере­дать свое состояние. Помните у К.И.Чуковского «Бяка-за-каляка кусачая, я тебя боюсь!» Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
  2. Другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе ка­кое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, ли­нии, каракули приобретают значение, отражая мир, в ко­тором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба... а это акула-каракула подско­чила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит— сей­час съест. А это коровка... а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
  3. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка — показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценно­сти, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
  4. Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Ска­зочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозмож­ного. А ведь риск, способность к риску, смелость — непре­менное условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости неред­ко приходит излишняя осторожность. И взрослый в ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
  5. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их ярко­сти, красочности, декоративности. В них радостное миро­восприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сбе­речь такое восприятие мира.
  6. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок спо­собен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их мож­но назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под вы­разительностью понимается способность художника по­средством разнообразных приемов передавать человечес­кие эмоции. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее ху­дожник, тем больше созданное им произведение воздей­ствует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка (лепки) — это по­сильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В.Лабунская).

Итак, выразительность — качество детской художествен­ной работы, которое можно рассматривать как самостоя­тельное. Применительно к детскому рисунку выразитель­ность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является.

 

Как же удается ребенку выполнить выра­зительный рисунок? Какие средства он использует?

  • Одним из самых доступных для ребенка средств выра­зительности является цвет. Характерно, что использова­ние красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочета­нии присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему Дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообраз­но использует цвет, создавая выразительные образы. Од­нако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, ка­залось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина'' Что это — предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реаль­ностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее его со­держанием, и делает своеобразный «подарок» (Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким по­дарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу.

Малыш (пять лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»). Ис­пользование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многими ис­следователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: ярки­ми, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изоб­ражает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей и печаль­ные явления.

Он по-прежнему остается средством выражения замыс­ла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Под­растая, ребенок может более тонко чувствовать и переда­вать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток Однако тяготение к яркому, сочно­му цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его одно­значно, земля — всегда черная (коричневая), небо — си­нее, солнце — желтое (красное), трава — зеленая и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Н П.Сакулина. Л.А.Раева в своих исследованиях по­казали, что очень важно обращать внимание детей на цве­товое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым) В результате таких на­блюдений, а также знакомства с произведениями извест­ных художников ребенок начинает использовать цвет бо­лее разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реаль­ному и «неподражательный». У ребенка должно быть пра­во выбора.

  • Другое средство выразительности, используемое до­школьником, — линия. Исследователи отмечают, что пред­меты, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
  • Составляющими компонентами декоративности явля­ются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Ма­лыш строит рисунок, как бы уравновешивая простран­ственное расположение отдельных изображений. На доме флаги — слева и справа. Цветочек — с одной стороны и с другой)
  • Как и взрослые, дошкольники нередко используют при­ем гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
  • Композиция сюжетного рисунка также бывает очень вы­разительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, рас­положением отдельных элементов рисунка.
  • Малышу очень трудно передавать движение. Но в ри­сунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянув­шись как струна и расправив когти.
  • Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглю­тинация, — склеивание, комбинирование в фантастиче­ском образе каких-то частей, качеств, свойств разных пред­метов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом).

 

По мнению Е.А.Флериной, чтобы судить о выразитель­ности образа, созданного ребенком-дошкольником, важ­но видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие ню­ансы замысла, которые существенно изменяют наше вос­приятие и оценку готового результата.

Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать вы-раз'ительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного по­нимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать про­цесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

 

  1. Своеобразие, неповторимость детских работ — относи­тельно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и един­ственной характеристикой образа. То есть рисунок малень­кого ребенка может быть и неграмотен, невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба — «ро­машка»).

 

Оригинальность образа, продукта детской деятельно­сти, — показатель творческого воображения. В то же вре­мя следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах — это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобще­ния, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит.

Рисование нужно, писал известный художник  Б.М. Неменский, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые на­прокат у взрослого видения.

Психолог Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть разви­тие воображения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, ме­тоды включения целостной личности ребенка в процесс творческой деятельности, нельзя говорить о границах спо­собностей, отмеренных природой. Самое успешное разви­тие знаний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности, обслуживать им будет некого и нечего.

Специфика организации образовательного процесса в разновозрастной группе

 

         Преимущества разновозрастных групп заключается в возможности большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей. (Л.А. Парамонова)

         Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников.(Е.Н.Герасимова)

         Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

         О пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению. (Е.А.Вовчик-Блакитная)

         Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве. (Н.В.Бутенко)

         Риски пребывания детей в разновозрастной группе связаны с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим; с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших. (Л.А. Парамонова)

         Характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению (Е.А.Вовчик-Блакитная) Смыслообразующий мотив общения при этом - стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.

         В условиях разновозрастной группы могут наблюдаться три типа взаимодействия старшего с младшим:

         1) активно-положительный (демократический); 

         2) активно-отрицательный (авторитарный);

         3) безразличное, незаинтересованное взаимодействие.

 На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную. (Е.Н.Герасимова)

         Перед старшими детьми необходимо ставить следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру. (Л.А. Парамонова)

         Необходимо создавать условия, способствующие формированию у воспитанников разновозрастных групп элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появляются организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т.д. (Н.Я. Михайленко, Н.Я. Кустова).

         В условиях разновозрастной группы необходимо создавать условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. Необходимо использовать способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

         При реализации Программы необходимо принимать во внимание особенности взаимодействия воспитателя с детьми в  разновозрастных группах.

         Во-первых, воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса.

Другая особенность взаимодействия воспитателя с детьми в условиях разновозрастной группы  отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. Дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В связи с этим воспитателям необходимо обеспечивать поощрение усилий младших детей, поддержку стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. В разновозрастной группе необходимо предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Важно стимулировать сотрудничество детей в разных видах деятельности.

         В результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга. (Н.В.Бутенко)

         Регулярные игры старших детей с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Однако  при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. В связи с этим с этим воспитателю необходимо  проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий), которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т.д. (Н.В.Бутенко)

         Дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым необходимо  больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. (Н.В.Бутенко)

Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.
         При реализации ООП ДО в условиях разновозрастной группы педагогам необходимо особым образом организовывать образовательную деятельность с детьми смежных возрастов.

         Так, на занятиях по изобразительной деятельности (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") существует несколько возможных вариантов организации деятельности детей в разновозрастной группе.

1. Возможна работа детей разного возраста в паре. Причем каждый ребенок выполняет отдельную работу, доступную ему по технике выполнения, а затем составляется общая композиция (например, старший ребенок лепит собачку, а младший сосиску для собачки; cтарший ребенок рисует дерево, а младший дорисовывает листья).

2. Дети младшего возраста могут подключаться к занятию в середине занятия и заканчивать работу со всеми вместе или в начале занятия, но раньше заканчивать свою деятельность, а могут подключаться лишь на вторую часть занятия. В случае участия младших детей во второй части занятия задания продумываются так, что малыши лепят для поделок старших детей отдельные конструктивные элементы, доступные им по технике (шары, жгутики, цилиндры), а старшие дети используют их для своих лепных изделий. В аппликации: малыши вырезают для поделок старших детей отдельные аппликативные элементы, доступные им по технике (полосы) или нарывают кусочки для обрывной аппликации, а старшие дети используют их для своих аппликативных работ. Возможен вариант, когда старшие дети вырезают элементы, а младшие наклеивают их.

3. Возможна организация занятий по изобразительной деятельности по подгруппам, формируемым по возрастам.

При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна - первыми встают на 15 минут раньше старшие дети).

Важно всегда соблюдать правило - режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).
Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.
Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в лучших д/с установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                ЗАГАДОЧНЫЕ ДЕТСКИЕ РИСУНОКИ.

(Что они рассказывают?)

Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?

Н.П.Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство — художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Образ в изобразительном искусстве — наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи — композиция, цвет, колорит, линия и др.).

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В.Бакушин-ского, педагогов Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М. Дьяченко и др.

Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

  1. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Помните у К.И.Чуковского «Бяка-за-каляка кусачая, я тебя боюсь!» Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
  2. Другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба... а это акула-каракула подскочила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит— сейчас съест. А это коровка... а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
  3. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка — показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
  4. Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость — непременное условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И взрослый в ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
  5. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
  6. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка (лепки) — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В.Лабунская).

Итак, выразительность — качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является.

Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

  • Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему Дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина'' Что это — предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный «подарок» (Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу.

Малыш (пять лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»). Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей и печальные явления.

Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля — всегда черная (коричневая), небо — синее, солнце — желтое (красное), трава — зеленая и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Н П.Сакулина. Л.А.Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым) В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному и «неподражательный». У ребенка должно быть право выбора.

  • Другое средство выразительности, используемое дошкольником, — линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
  • Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги — слева и справа. Цветочек — с одной стороны и с другой)
  • Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
  • Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.
  • Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
  • Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, — склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом).

По мнению Е.А.Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.

Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать вы-раз'ительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

  1. Своеобразие, неповторимость детских работ — относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба — «ромашка»).

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах — это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит.

Рисование нужно, писал известный художник  Б.М. Неменский, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.

Психолог Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, методы включения целостной личности ребенка в процесс творческой деятельности, нельзя говорить о границах способностей, отмеренных природой. Самое успешное развитие знаний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности, обслуживать им будет некого и нечего.

   

Специфика организации образовательного процесса в разновозрастной группе

        Преимущества разновозрастных групп заключается в возможности большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей. (Л.А. Парамонова)

        Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников.(Е.Н.Герасимова)

        Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

        О пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению. (Е.А.Вовчик-Блакитная)

        Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве. (Н.В.Бутенко)

        Риски пребывания детей в разновозрастной группе связаны с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим; с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших. (Л.А. Парамонова)

        Характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению (Е.А.Вовчик-Блакитная) Смыслообразующий мотив общения при этом - стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.

        В условиях разновозрастной группы могут наблюдаться три типа взаимодействия старшего с младшим:

        1) активно-положительный (демократический);  

        2) активно-отрицательный (авторитарный);

        3) безразличное, незаинтересованное взаимодействие.

 На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную. (Е.Н.Герасимова)

        Перед старшими детьми необходимо ставить следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру. (Л.А. Парамонова)

        Необходимо создавать условия, способствующие формированию у воспитанников разновозрастных групп элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появляются организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т.д. (Н.Я. Михайленко, Н.Я. Кустова).

        В условиях разновозрастной группы необходимо создавать условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. Необходимо использовать способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

        При реализации Программы необходимо принимать во внимание особенности взаимодействия воспитателя с детьми в  разновозрастных группах.

        Во-первых, воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса.

Другая особенность взаимодействия воспитателя с детьми в условиях разновозрастной группы  отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. Дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В связи с этим воспитателям необходимо обеспечивать поощрение усилий младших детей, поддержку стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. В разновозрастной группе необходимо предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Важно стимулировать сотрудничество детей в разных видах деятельности.

        В результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга. (Н.В.Бутенко)

        Регулярные игры старших детей с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Однако  при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. В связи с этим с этим воспитателю необходимо  проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий), которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т.д. (Н.В.Бутенко)

        Дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым необходимо  больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. (Н.В.Бутенко)

Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.
        При реализации ООП ДО в условиях разновозрастной группы педагогам необходимо особым образом
 организовывать образовательную деятельность с детьми смежных возрастов.

        Так, на занятиях по изобразительной деятельности (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") существует несколько возможных вариантов организации деятельности детей в разновозрастной группе.

1. Возможна работа детей разного возраста в паре. Причем каждый ребенок выполняет отдельную работу, доступную ему по технике выполнения, а затем составляется общая композиция (например, старший ребенок лепит собачку, а младший сосиску для собачки; cтарший ребенок рисует дерево, а младший дорисовывает листья).

2. Дети младшего возраста могут подключаться к занятию в середине занятия и заканчивать работу со всеми вместе или в начале занятия, но раньше заканчивать свою деятельность, а могут подключаться лишь на вторую часть занятия. В случае участия младших детей во второй части занятия задания продумываются так, что малыши лепят для поделок старших детей отдельные конструктивные элементы, доступные им по технике (шары, жгутики, цилиндры), а старшие дети используют их для своих лепных изделий. В аппликации: малыши вырезают для поделок старших детей отдельные аппликативные элементы, доступные им по технике (полосы) или нарывают кусочки для обрывной аппликации, а старшие дети используют их для своих аппликативных работ. Возможен вариант, когда старшие дети вырезают элементы, а младшие наклеивают их.

3. Возможна организация занятий по изобразительной деятельности по подгруппам, формируемым по возрастам.

При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна - первыми встают на 15 минут раньше старшие дети).

Важно всегда соблюдать правило - режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).
Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.
Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в лучших д/с установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детские рисунки" - о чем они могут рассказать»

Консультация для родителей «Детские рисунки" - о чем они могут рассказать»...

Консультация для родителей "Загадочный детский рисунок"(особенности рисования у детей 2-3 лет).

В разработке представлено описание особенностей рисования у детей 2-3 лет, даны рекомендации родителям по организации изобразительной деятельности с детьми в домашних условиях....

Особенности детского рисунка. Содержание рисунка

Особенности детского рисунка. Содержание рисунка...

Семинар-практикум для родителей «О чем могут рассказать детские рисунки?»

Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаю...

Консультация для родителей "Загадочный детский рисунок"(особенности рисования у детей 2-3 лет).

В разработке представлено описание особенностей рисования у детей 2-3 лет, даны рекомендации родителям по организации изобразительной деятельности с детьми в домашних условиях....

Консультация для родителей младших дошкольников "Загадочный детский рисунок"

Данная консультация поможет родителям понять как поэтапно развиваются изобразительные навыки у младших дошкольников...

"О чём могут говорить цвета детского рисунка"

Детские рисунки - кладезь информации. Ребёнок  в своих творениях выражает то, что не может сказать словами: может ещё слишком мал, может, ещё не способен сформулировать свои переживания, или даже...