Рабочая программа "Студии креативного рисования" для детей 3-4 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Соколова Елена Валерьевна

Рабочая программа дополнительного образования по рисованию с использованием нетрадиционных техник, расчитанная для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon studiya_kreativnogo_risovaniya_mladshaya_gruppa.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                          УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                   Приказом №______ от ________20__г.

Протокол № ____                                               Заведующая______________ Припёкова Н.В.

От ___________20__ г.                                            

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА «СТУДИИ КРЕАТИВНОГО РИСОВАНИЯ»

Возраст учащихся: младшая группа (3-4лет)

Срок реализации: 1 год

Разработала: Соколова Е.В..

Воспитатель

Педагог дополнительного образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Раздел

Стр.

1

Пояснительная записка

2

Учебный план

3

Календарный учебный график

4

Рабочая программа

5

Оценочные и методические материалы

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Направленность программы:

Программа «Студии креативного рисования» для детей 3-4 лет направлена на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей, а так же на

свободу творчества, не навязывая при этом страх совершить ошибку, который в дальнейшем мешает творчеству и личностному развитию, превращая талантливых людей в посредственность. Оригинальные, (не традиционные) техники рисования позволяют использовать различные материалы и помогают научиться мыслить нестандартно.

1.2 Актуальность программы:

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.3 Отличительные особенности программы:

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать

1.4 Адресат программы.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 3 до 4 лет. Рабочая программа «Студии креативного рисования» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 32 ч.

В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. В этом возрасте представления о предмете только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

1.5 Цель и задачи

Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Развивающие:

- развивать фантазию и мелкую моторику;;

-развивать умение видеть и создавать прекрасное  из подручных материалов

-развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции и пропорции;

Воспитывающие:

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

-Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.


1.6 Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

  • Зачисление учащихся в группы для занятий по данной программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и дошкольным образовательным учреждением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О защите прав потребителей».
  • Программа адресована детям 4-5 лет.
  • Занятия проводятся в группах по 10-15 человек и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
  • Отсутствие медицинских противопоказаний.
  • В коллектив принимаются все желающие.

Кадровое обеспечение программы

Квалификация педагогических работников участвующих в реализации данной программы, должна соответствовать действующему профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н, квалификация учебно-вспомогательных работников - установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагоги реализующие данную программу, обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (п.1.7, ст.48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года No 273-ФЗ).

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:

Материально – техническое обеспечение программы

Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.

Функциональное использование кабинета.

-Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;

-Индивидуальное консультирование;

-Проведение кружков

-Проведение мастер классов с родителями и детьми;

-Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах детского творчества и его значимости.

 Базовое оснащение изостудии.

  • Столы для детей: 4 шт.
  • Стул для детей: 16 шт.
  • Полки для изоматериалов: 2 шт.
  • Магнитная доска для пособий: 1 шт.
  • Мольберт:1шт.
  • Изобразительные материалы

Особенности организации образовательного процесса

Основной формой работы с учащимися по данной программе является занятие, продолжительность которого соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.4.3172-14 и возрастным нормам детей 3-4 лет 1 раз в неделю по 15 минут.

Проведение в дошкольном образовательном учреждении дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку, дневной сон и основную образовательную деятельность, не допускается. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения детей в процессе образовательной деятельности проводятся профилактика нарушений осанки, плоскостопия, оптимизация и чередование периодов интенсивной и умеренной физической нагрузки и покоя. Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия по программе проходят согласно расписанию.

Занятия по данной программе осуществляются во второй половине дня.

Организация деятельности обучающихся на занятии: групповая. 

Каждые 4 месяца  проводиться выставка работ учащихся в холле детского сада.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа в год.

1.7. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Я придерживаюсь современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:  рассматривание;  наблюдение;  образец воспитателя;  показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно

Занятие по типу является комбинированным.

Занятие может проводиться как в форме сказки так и форме творческой мастерской.

1.8 Планируемые результаты.

По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.

- Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Делать фон для своей будущей работы.

II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2019 – 2020 гг. обучения

МЛАДШАЯ ГРУППА

Общее количество часов –32

Количество в неделю – 1

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Вводный инструктаж

1

0,5

0,5

Обучающее занятие, игра.

2.

Диагностика уровня развития детей на начало года.

1

0

1

Мониторинг.

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Тема: Знакомство с техникой «ОТТИСК»

«Осень на опушке краски разводила»

«Оесеннее деревце»

«Кто живет на дне морском»

«Моя любимая шапочка»

«Платочек для мамы»

«Волшебная чашечка»

7

1

6

Практическоезанятие, игры.

4.

4.1

4.2

4.3

Тема: Знакомство с техниками «МОНОТИПИЯ, АКВАТИПИЯ, НАБРЫЗГ». «Снежок в лесу»

«Снежок в лесу прорисовка деталей»

«Музыка зимы в рисунке»

«Ёлочка нарядная в гости к нам пришла»

4

0,5

3,5

Практическое занятие, игры.

5.

5.1

5.2

Тема: Знакомство с техникой «ГРАТТАЖ»

«Салют над городом»

«Зимняя ночь»

3

0,5

2,5

Практическое

занятие, игры.

Выставка

6.

6.1

6.2

6.3

Тема: Знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ»

«Кто живет в зимнем лесу»

«Белый медведь»

«Наши пушистые друзья»

4

0,5

3,5

Практическое

занятие, игры.

7.

7.1

7.2

7.3

7.4

Тема: Знакомство с техникой

«КЛЯКСОГРФИЯ» «Цветочек в горшочке»

«Веселые кляксы»

«Диковинные зверята»

«Цветы на полянке»

«Радуга и тучка»

5

0,5

4,5

Практическое занятие, игры.

8.

8.1

8.2

8.3

Тема: Знакомство с техникой «ФРОТТАЖ» «Сундук с сокровищами»

«Весенний пейзаж»

«Сказка в гости к нам пришла»

«Бабочки и стрекозы»

4

0,5

3,5

Практическое занятие, игры.

9

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

2

0

2

Практическое занятие, игры.

Выставка

10

Диагностика уровня усвоенного материала за год.

1

0

1

Мониторинг.

итого

32

4

28


III.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2019 – 2020 гг. обучения

МЛАДШАЯ ГРУППА

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.10.2019г.

26.05.2019г.

32

32

1 раза в неделю


IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2019 – 2020 гг. обучения

4.1 Целевой раздел рабочей программы

Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Развивающие:

- развивать фантазию и мелкую моторику;;

-развивать умение видеть и создавать прекрасное  из подручных материалов

-развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции и пропорции;

Воспитывающие:

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

-Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей:

На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное

отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) —самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус,

самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально- ритмическим движениям).

Ожидаемые результаты освоения программы

По итогам учебного года дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.

- Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Делать фон для своей будущей работы.

4.2 Содержательный раздел рабочей программы

Содержание программы

Месяц

Темы

Задачи

Форма проведения. Методы и приемы

Сентябрь

Набор учащихся в группу .

Октябрь-ноябрь

Диагностика

Тема: Знакомство с техникой «ОТТИСК»

«Осень на опушке краски разводила»

«Оесеннее деревце»

«Кто живет на дне морском»

«Моя любимая шапочка»

«Платочек для мамы»

«Волшебная чашечка»

Оценить уровень художественных навыков на начало учебного года.

- Познакомить детей с техникой печатания различными предметами (яблоко, листья, штампы, печать ластиком, пробкой, паралоновой губкой).

- Развивать чувство композиции.

-Учить детей наносить гуашь на предметы-печати.

 Развивать ориентировку в пространстве.

Наблюдение, беседа,

результаты детского творчества

Практическое занятие;

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

;

Декабрь

Тема: Знакомство с техниками «МОНОТИПИЯ, АКВАТИПИЯ, НАБРЫЗГ». «Снежок в лесу»

«Снежок в лесу прорисовка деталей»

«Музыка зимы в рисунке»

«Ёлочка нарядная в гости к нам пришла»

- Познакомить детей с новой техникой  рисования пейзажа, путем складывания бумаги, а также  познакомить с техникой прорисовки снега с помощью– «набрызгов».

- учить детей использовать технику монотипия.

- Развивать у детей чувство цвета и формы.

- Закрепить знания об основных цветах.

- Обогащать речь эстетическими терминами.

-продолжать упражнять в умении гармонично сочетать цвета.

Практическое занятие.

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

-эвристический;

Январь

Тема: Знакомство с техникой «ГРАТТАЖ»

«Салют над городом»

«Зимняя ночь»

- Дать понятие о технике граттаж;

- Формировать умение процарапывать контур предметов на заранее подготовленном листе.

-  Воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении работы.

Практичесокое занятие;

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

 -эвристический

Февраль

Тема: Знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ»

«Кто живет в зимнем лесу»

«Белый медведь»

«Наши пушистые друзья»

-Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.

-Познакомить детей с  таким средством выразительности, как фактура.

-Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

-Воспитывать у детей умение работать самостоятельно.

Практическое занятие

-информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

-эвристический;

Март

Тема: Знакомство с техникой

«КЛЯКСОГРФИЯ» «Цветочек в горшочке»

«Веселые кляксы»

«Диковинные зверята»

«Цветы на полянке»

«Радуга и тучка»

-Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

- Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.

- Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Практическое занятие

информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

-эвристический;

Апрель

«ФРОТТАЖ» «Сундук с сокровищами»

«Весенний пейзаж»

«Сказка в гости к нам пришла»

«Бабочки и стрекозы»

- Познакомить с  техникой фроттаж;

-  воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении работы.

- Учить работать с трафаретом.

- Практическое занятие.

информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-исследовательский;

- эвристический

Май

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

Диагностика

- Закрепить знания о техниках полученных за год

Оценить уровень освоения программы воспитанниками.  

Практическое занятие;

-репродуктивный;

-эвристический;

Наблюдение, беседа,

результаты детского творчества.

Календарно - тематическое планирование

Месяц

Разделы

Направления

Кол-во занятий, часов

1. октябрь-ноябрь

Знакомство с техникой «ОТТИСК»

Диагностика

Живопись

9

2. декабрь

Знакомство с техниками «МОНОТИПИЯ, АКВАТИПИЯ, НАБРЫЗГ»

Пейзажная и предметная живопись

4

3. Январь

Тема: Знакомство с техникой «ГРАТТАЖ

Основы графики

3

4. февраль

Знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ»

Живопись

Цветоведение

Мозаика

4

5. Март

Тема: Знакомство с техникой

«КЛЯКСОГРФИЯ

Живопись

5

6. Апрель

Тема: Знакомство с техникой «ФРОТТАЖ»

Графика

4

7. Май

Повторение и закрепление пройденного материала за год.

«Чему мы научились»

Диагностика

По выбору детей

3

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми ожидаемых результатов освоения программы.

При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития учащихся. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития учащегося, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • на изучение учащегося  для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;
  • на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем;
  • оптимизация работы с группой детей.

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Основной метод:

-Наблюдение;

-Беседа

-Совместная деятельность

Дополнительные методы:

-анализ продуктов детской деятельности,

2 раза в год

1 неделя

октябрь

1 неделя

май

Характеристика уровней развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Техника работы с материалами

Не достаточно хорошо владеет такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой. Не может качественно без помощи педагога украсить силуэты элементами росписи, используя оттиск.

Достаточно хорошо владеет такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой. Может украсить силуэты элементами росписи, используя оттиск с незначительной помощи педагога.

Самостоятельно владет такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой.

Украшает силуэты элементами росписи, используя оттиск.

Предметное и сюжетное изображение

Не проявляет интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам.

Может проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта  при демонстрации их педагогом.

Проявляет большой  интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта в повседневной жизни самостоятельно

Основы цветоведения  

Ребенок не достаточно хорошо знает  основные цвета. Не может подбирать цвета в соответствии с цветом предметов без помощи педагога.

Делает фон для своей будущей работы только с помощью педагога.

Ребенок достаточно хорошо знает  основные цвета.  Может подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

Делает фон для своей будущей работы с незначительной помощью педагога.

Ребенок хорошо знает и без труда различает основные цвета. Может подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

Самостоятельно делает фон для своей будущей работы.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –1 неделя октября) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень -3,средний - 2, низкий –1. 

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Диагностическая таблица группы

№ п/п

ФИО ребенка

Техника работы с материалами

Предметное и сюжетное изображение

Основы цветоведения

Итоговый показатель по каждому ребенку

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

4.3 Организационный раздел рабочей программы

Структура реализации образовательной деятельности

Структура занятия может быть гибкая и изменяться  в зависимости от поставленных цели и задач, но всегда включает в себя 3 основных части: вводная, основная и заключительная.

1. Вводная часть.  

 - приветствие

2. Основная часть.  

 Теоретический раздел:

- Рассказ о нетрадиционной технике рисования, демонстрация иллюстраций, этапов выполнения рисунка.

Практический раздел:

 - Разучивание основных приемов нетрадиционной техники, изучаемой на данном занятии.

- Создание рисунка в данной технике;

3.  Заключительная часть.

- Повторение и закрепление пройденного на занятии материала;

- Рефлексия

Расписание занятий

Группы

День недели

Время

Кабинет

№ 2, 3, 10

Вторник

ИЗО - студия

V.Оценочные и методические материалы

Методическая литература:

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии креативности у детей

Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком в семье. Наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации тв...

"Игра как средство развития креативности у детей дошкольного возраста "

Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности. Игра – особый вид деятель...

Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творчес...

«Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр»

Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ  опытом работы по...

Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр

Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ своим опытом работы в ...

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей....

Проект рабочей программы «Развитие креативности у детей 6-7»

Проект рабочей программы «Развитие креативности у детей 6-7»...