"Игра как средство развития креативности у детей дошкольного возраста "
статья по рисованию (старшая группа) по теме

Юсупова Оксана Николаевна

 

Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности.

 Игра – особый вид деятельности человека, она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Именно в играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей и тем самым развиваются их творческие способности, которые называются креативность. Под креативностью мы понимаем уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Актуальность данной темы заключается в том что, игра является одним из наиболее важных компонентов в воспитании детей и развитии их креативности. Так как в играх ребенок развивает свои умственные способности и физические. Именно в игре дети сталкиваются с современной техникой, становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В игре вырабатывается трудолюбие, смекалка, наблюдательность и настойчивость в достижении своей цели. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенка.

 В отечественной психологи множество исследователей занимались изучением процесса игры, связывая его, с творческим развитием личности, а в первую очередь с развитием личности ребенка. Например, такие исследователи – психологи, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.П. Ильин А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие.

 Творчество в узком смысле – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественноисторическую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большое научное открытие или изобретение какогонибудь усовершенствования в области технологии» [1, с 6]. Творчество неразрывно связано с таким понятием, как креативность.

. Впервые использовал понятие «креативность» в 1922 г. Д. Симпсон [7, с 156]. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают, как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.

 Важным этапом в изучении креативности послужили работы Дж. Гилфорда выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) идивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление [7, с 163] .

 

Развитие креативности тесно связано, с развитием воображения ребенка. Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами

 Высокие показатели креативности детей не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Опыт обучения некоторым способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост креативности, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

 Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность [7, с 170]:

   легкость – быстрота выполнения текстовых заданий;

  гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

   оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

   точность выполнения заданий.

 Креативность функционирует как единая целостная система. Развитие

 креативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры, в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов.

 Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сказать, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Также можно связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Дидактическая игра как средство развития креативного мышления детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Дидактическая игра как средство развития креативного мышления детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.Современное общество, ориентируясь на будущее, особое внимание уделяет развитию ...