Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"
статья
Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra_dlya_razvitiyatvorchestva.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Е.В. Шереметова
КС (К) ОУ «Специальная (коррекционная)
начальная школа-детский сад №1», г.Чебоксары
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
По своему характеру сюжетно-ролевая игра- деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности и роль - средство реализации сюжета. В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения.
Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.
Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.
И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.
Для развития творческой активности детей в игре необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.
Объективные условия следующие:
а) источники различной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к детской деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а) интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).
На протяжении дошкольного детства сюжетно-ролевая игра проходит несколько этапов: игры в отдельные действия взрослых, простые ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, творческие сюжетные игры.
От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма.
Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации.
Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли .
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....
Монотипия - как одно из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А.СухомлинскийМонотипия - это одно касание, прикосновение, надавливание. Эта техника необыкнове...
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами правополушарного рисования.
Статья включает в себя опыт работы с детьми дошкольного возраста по правополушарному рисованию...
Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят и...
Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Индивидуальная работа самообразования воспитателя....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.Ист...
Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...