Главные вкладки

    Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"
    статья

    Шереметова Елена Валентиновна

    Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_igra_dlya_razvitiyatvorchestva.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

    Е.В. Шереметова

    КС (К) ОУ «Специальная (коррекционная)

    начальная школа-детский сад №1», г.Чебоксары

       Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

        По своему характеру сюжетно-ролевая игра- деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

    Главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности и роль - средство реализации сюжета. В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения.

    Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

    Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

    Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

    Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

    Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.

    И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.

    Для развития творческой активности детей в игре необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

    Объективные условия следующие:

    а) источники различной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

    б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер;

    в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к детской деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

    К субъективным условиям относятся:

    а) интересы детей, их избирательность, устойчивость;

    б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

            Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).

    На протяжении дошкольного детства сюжетно-ролевая игра проходит несколько этапов: игры в отдельные действия взрослых, простые ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, творческие сюжетные игры.

              От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма.

    Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации.

     Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли .

                 Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение  к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

    « Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

    Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

    Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

    Проект «Сюжетно - ролевая игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» представляет собой исследовательскую работу по изучению эффективности использования в образ...

    Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....

    Монотипия - как одно из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста

    laquo;Дети  должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А.СухомлинскийМонотипия - это одно касание, прикосновение, надавливание. Эта техника необыкнове...

    Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами правополушарного рисования.

    Статья включает в себя опыт работы с детьми дошкольного возраста по правополушарному рисованию...

    Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят и...