Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников.
Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.
«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».
Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети. Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.
Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный компонент игры и средство реализации сюжета. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.клама
Особенности и польза сюжетно-ролевой игры: Определённые правила и их соблюдение детьми. Социальная направленность игр. Богатая эмоциональная палитра. Развитие интеллекта. Активное развитие творчества. Речевое развитие.
Виды сюжетно-ролевых игр: Бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Праздник», «День рожденья» Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другие
Героико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос» и т. д. Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм. Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.
Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
Необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно - игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.
Объективные условия для развития творческой активности детей в игре:
а) источники различной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к детской деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а) интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).
На протяжении дошкольного детства сюжетно-ролевая игра проходит несколько этапов: игры в отдельные действия взрослых, простые ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, творческие сюжетные игры.
От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма.
Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации.
Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.
Для развития игры как самостоятельной детской деятельности очень важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, научить детей ставить их и самостоятельно поэтапно решать, усложняющимися способами и средствами.
Таким образом, важная роль сюжетно-ролевой игры в развитии воображения ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"
Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....
Сюжетно-ролевая игра, как средство развития общения у детей дошкольного возраста
Социальное развитие – это активное вхождение ребёнка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего ...
Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....
Монотипия - как одно из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А.СухомлинскийМонотипия - это одно касание, прикосновение, надавливание. Эта техника необыкнове...
Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят и...
Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Индивидуальная работа самообразования воспитателя....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей 3-6 лет
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности -актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реал...