Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами правополушарного рисования.
учебно-методический материал по рисованию

Статья включает в себя опыт работы с детьми дошкольного возраста по правополушарному рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами правополушарного рисования.

 Развитие воображения очень актуально в настоящее время, так как, воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства.

Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Ученые подчеркивают, что воображение дает возможность человеку опережать развитие событий, предвидеть будущее и планировать его, видеть мир полнее, ярче и уже с раннего возраста развивать активность детской личности, стремление создавать новое, творить, что препятствует развитию «духовных потребителей - тунеядцев». Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека.

 Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать. В последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

     Вот почему так важно нацеливать установки педагогической работы на развитие и упражнение воображения ребёнка, которые являются одной из основных сил в процессе подготовки его к будущему.

     Воображение ребенка развивается в различных видах деятельности, но наиболее ярко оно развивается в продуктивных видах деятельности - изобразительной деятельности, а точнее сказать в рисовании.

     Рисование составляет преимущественный вид творчества ребёнка в раннем возрасте. Это нe тoлькo пoлeзный и увлeкaтeльный нaвык, этo cпocoб пpoявить cвoё личнocтнoe “Я”. 

    Применение в ходе образовательной деятельности  нетрадиционных форм рисования - это мощный стимул в развитии творческого воображения, разнообразная и сильная мотивация. Одной из этих форм является правополушарное рисование.

    Метод правополушарного рисования, разработан художником и педагогам Бетти Эдвардс, на основании исследований лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри. В его основе лежат данные исследований функций правого и левого полушарий мозга. У большинства людей ведущим является левое полушарие, отвечающее за речь, логическое мышление, оно же играет немалую роль в выстраивании психологических защит (Механизм психологической защиты)

    Правое полушарие отвечает за визуальное восприятие, является носителем творческого потенциала личности.

    Метод правополушарного рисования позволяет увидеть мир таким, какой он есть, без иллюзий восприятия, которые возникают у нас под влиянием жизненного опыта. Например, большинство взрослых не могут реалистично правдоподобно изобразить портрет человека из-за такого интересного эффекта: лицо, глаза человека изображаются больше, чем они есть на самом деле, потому что для нас эти части имеют особое психологическое значение.

    Основная проблема неумения рисовать заключается не в неверных движениях рук, а в неумении видеть вещи особенным образом, которым умеют видеть их художники. Этот способ виденья вырабатывается в результате уроков правополушарного рисования абсолютно у всех.

    Правое полушарие не умеет лгать, оно живет без иллюзий, поэтому этот метод позволяет не только научиться реалистично, изображать предметы, но и быть самим с собой в ладу, почувствовать себя самого, без чужих установок, навязанных желаний и целей, без стремления быть для кого-то хорошим.

В чём польза правополушарного рисования

  1. Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  2. Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  3. Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  4. Расслабление. Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Методика работы по правополушарному рисованию в ДОУ

Перед началом работы по правополушарному рисованию  необходимо  было «включить» правое полушарие у детей.

На первом этапе, использовались упражнения на развитие межполушарных связей:

Ухо-нос

   Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Колечко

   Нужно  выполнять «колечки» пальчиками. Для этого необходимо  соединить вместе большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный и так далее. Упражнение нужно делать быстро, сначала каждой рукой по отдельности, а затем двумя руками одновременно.

Зеркальное рисование

    Положить на стол чистый лист бумаги, взять по карандашу. Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Живот — макушка

Выполнить следующие движения:

  1. Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке.
  2. Постукивание левой ладошкой по макушке.
  3. Объедините оба движения.

После того как дети привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.    

Собачка — пистолет

Это одно из моих любимых упражнений детей. Сложить пальцы на одной руке в знак СОБАЧКА, а на другой— ПИСТОЛЕТ. Задача  детей заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть там, где была СОБАЧКА — стал ПИСТОЛЕТ, а где был ПИСТОЛЕТ — стала СОБАЧКА. Попробовать повторить 10-15 раз.

    Затем мы учились рисовать левой рукой фон, используя различные способы. Детям очень нравится необычное смешение красок в процессе рисования фона. Фон в правополушарном рисовании рисуется только левой рукой, для того, чтобы «включить» правое полушарие. Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы они не путались, на левую руку одеваем им цветную резинку, и во время рисования несколько раз обращаем внимание на то, какой рукой мы рисуем фон. Резинка помогает педагогу – отметить в какой руке у ребёнка кисть, а ребёнку напоминает, что необходимо держать кисть в левой руке.

     Далее мы с детьми стали осваивать техники правополушарного рисования. Техник – двенадцать – это: город, горы старые, горы новые, стога сена, деревья, пальмы, отражение, цветы полевые (маки, васильки, ромашки, дельфиниумы, одуванчики) елка, кактусы, сосны, веточка сакуры. Так как дети очень любят животных мы рисуем ещё котиков, зайчиков, птичек. Как правило у детей не вызывают затруднения все эти техники, так как они очень простые. Важно помнить, что в правополушарном рисовании используют плоские кисточки из щетины, разного размера. Ребёнок сам выбирает и какую краску ему взять и какой кисточкой он будет рисовать.

Этапы работы:

    1 этап. Выбор темы рисования. Фон. После освоения нескольких техник дети сами предлагают, что они сегодня хотят нарисовать. И работа начинается. Обсуждаем, какие краски мы можем использовать для фона. Например, «Ночной город» для фона понадобятся темные краски, для рисования на тему «Горы», для фона можем выбрать голубые тона. После того как фон нарисован ему надо дать время просохнуть. В это время мы слушаем музыку, читаем стихи.

    2 этап. Сюжет. Несмотря на то, что дети знают техники правополушарного рисования, педагог рисует вместе с ними, напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом держать кисть, какой лучше было бы воспользоваться и почему, при этом предоставляя возможность ребёнку самому сделать выбор.

   3 этап. Демонстрация работ. Этот этап дети любят больше всего. Работа каждого ребёнка демонстрируется всем, этой работай все восхищаются, в ней находятся особенно яркие изюминки, и они подчеркиваются.

   4 этап. Заключительный. На этом этапе мы – оформляем альбомы, дарим мамам (если это был букет для мамы), организуем выставки.

   Поскольку результат детского умения виден сразу, у ребят улучшалось

настроение, появлялось вдохновение и творческий подъем. Дети начали верить в свои силы. После занятий они получали уверенность в себе, заряд бодрости, хорошее настроение, смелость. Мои воспитанники по другому начали смотреть на окружающий мир: он стал интереснее и шире. А это и есть основная цель моей работы как педагога!

Вывод:  Правополушарное рисование способствовало проявлению индивидуальности каждого ребенка, повышению внимательности, упрощению творческого процесса, улучшению общего эмоционального состояния детей, а главное они научились воображать и неординарно мысли.

Применение на занятиях этого метода позволит педагогам и наиболее полно активизировать ресурсные возможности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования.

Тема развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемой составляющей частью любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воо...

Монотипия - как одно из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста

laquo;Дети  должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А.СухомлинскийМонотипия - это одно касание, прикосновение, надавливание. Эта техника необыкнове...

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

    Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейс...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Игра - не только любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.Ист...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...