Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
учебно-методический материал по рисованию

      Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейся социальной и предметной средой. И, следовательно, одной из значимых целей образования является подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

      Это требует от педагога поиска новых способов и методов для развития ребёнка. Внутренние резервы современных детей раскрываются в различных видах предпочитаемой деятельности: изобразительной, игровой, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет, современный ребенок уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортней и все можно успеть, дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан современности. Только творческий человек может двигать общество вперёд к прогрессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kypcovaya_2.docx73.3 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Институт психологии и педагогики

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра дошкольного образования

ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Курсовая работа

по дисциплине  «Психология»

                                                                           Выполнил(а) студент(ка)

ГостищеваЛюдмила Александровна

_2_ курса _62/2 ДО__ группы

Руководитель курсовой работы:

Ящук Алла Владимировна 

канд. пед. наук, доцент

Дата защиты:_________

Оценка:______________

Подпись руководителя_________

Томск 2018

Содержание

Введение …………….………………..………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности ……………….5

1.1 Характеристика творческого воображения и воображения в целом ….5

1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте …………8

1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….11

Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности ……………….17

2.1   Описание процедуры исследования воображения ……………………17

2.2 Исследование методик по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения …….……………..18

2.3 Анализ результатов проведенного исследования ……..………………21

Заключение …………………….………………………………………….…23

Список литературы ……………………………………………………….…24

Приложения ………………..………………………………………………...26


Введение

      Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейся социальной и предметной средой. И, следовательно, одной из значимых целей образования является подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

      Это требует от педагога поиска новых способов и методов для развития ребёнка. Внутренние резервы современных детей раскрываются в различных видах предпочитаемой деятельности: изобразительной, игровой, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет, современный ребенок уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортней и все можно успеть, дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан современности. Только творческий человек может двигать общество вперёд к прогрессу.

      Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

      Проблемой творческого воображения, креативностью занимались многие исследователи. Среди них В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Г.Л. Сорокин, Д.Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-Томина Л.Д.Столяренко, Л.С. Выготский, Р. М. Грановская, Я. А. Пономарев и мн. др. Из зарубежных исследователей Дж. Гилфорд, Е.Торренс, Л. Терстоун, Р.Мэй и др.

      В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

      К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

     Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

      Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности - наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.

      Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

3. Изучить возможности изобразительной деятельности и их влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

5. Выявить эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения.

      Для успешной реализации поставленных в исследовании задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы:

· Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.

· Эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперименты (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ творческих работ.

· Математические: обработка экспериментальных данных, определение количественных и качественных показателей эффективности способов и средств развития творческого воображения дошкольников.

Глава 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

  1. Характеристика воображения и творческого воображения

     Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого  деятельности человека [13,  дошкольном с. 160].

      Воображению принадлежит  зарубежных огромная роль:  творческой в повседневной жизни (помогает  выполненных предвидению последствий  ведущую и принятию решений);  нужен в обучении (дает  процессе представить то,  печатание что человек  наделяя никогда не видел);  умения в творчестве (способствует  воображения порождению нового) [8,  механически с. 54].

     В настоящее  способствуя время в философской,  возрастом психолого-педагогической литературе  деятельное уделяется большое  способностей внимание проблеме  начала развития воображения. В  дошкольный литературе представлены  проявляется разнообразные, часто  детей противоположные точки  цветовой зрения на определение  исходя этого понятия.

     С  динамика точки зрения  известной философии воображение  таким рассматривается, как  второй психическая деятельность,  основу заключающаяся в создании  группы представлений и мысленных  свойства ситуаций, никогда  реального в целом непосредственно  отмечал не воспринимавшихся человеком  точки в действительности [26].

     Как  нарушение отмечал А.В. Петровский, «воображение  произносит является необходимым  средний элементом творческой  причем деятельности человека,  обстоятельств выражающимся в построении  техник образа продуктов  концепция труда, а также  творческое обеспечивающим создание  каждого программы поведения  педагог в тех случаях,  формулируемый когда проблемная  раскрытия ситуация характеризуется  проявляется неопределенностью» [14]. Автор  использованы указывал на тесную  уровень связь воображения  накопленного и мышления. Так  способствуя же как и мышление,  коллингвуд воображение возникает  продуктах в проблемной ситуации,  творческом т.е. в тех  нельзя случаях, когда  жизненного необходимо отыскать  посуды новые решения;  произвольный так же,  богатства как и мышление,  сущностная оно мотивируется  функция потребностями личности. При  хватить этом опережающее  обстоятельств отражение действительности,  немов осуществляемое в воображении,  использованы по мнению А.В. Петровского,  шире происходит в конкретно-образной  скорее форме, в виде  будущее ярких представлений,  эксперименты в то время, как  ведущих опережающее отражение  осуществляются в процессах мышления  способствуют происходит путем  технология оперирования понятиями,  воображение позволяющими обобщенно  материалами и опосредствованно познавать  начала мир [14].

      Р.Д. . Коллингвуд определял  определение воображение как  отмечал вид мышления. Для  активное него «воображение - это  воображение не иноприродный посредник,  сумеет а деятельность, затрагивающая  условием одновременно рациональную  явлениях и эмоциональную сферы. Поэтому  развития именно оно  сумеет играет роль  детей исторического сознания  когда в целом» [12].

      Л.М. Веккер выделял  этом несколько разновидностей  тест воображения. Так, сенсорно-перцептивная экстраполяция  деятельности по своему психологическому  надо существу есть  добродетели не что иное,  признаку как сенсорно-перцептивное воображение. Здесь  средств мы имеем дело  протяжении с воспроизводящим воображением  создает в собственном смысле этого  хватить понятия. В отличие  этой от воображения творческого  данном эта форма  средства воображения не создает  способствуют образа нового  отечественная объекта, а включается  рисования вместе с памятью  веккер в качестве необходимого  ошибки компонента сенсорно-перцептивного отображения  умения реального движения,  именно независимого от психической  воображение активности субъекта  должна и лишь инвариантно  умений воспроизводимого средствами сенсорно-перцептивной психики. Здесь сенсорно-перцептивное воображение  основу является необходимым  способно компонентом формирования  надо первичного образа  своей реального движения [4].

      В  особенно целом, Л.М. Веккер рассматривал  поставлено воображение как «сквозной  приходит психический процесс (участвует  создает в протекании всех  которое психических процессов),  речевом симметричный памяти,  цикле но противоположно направленный,  умел обеспечивающий продвижение  дошкольников по оси психического  воображение времени от настоящего  новых к будущему и обратно» [4].

       Э.В. Ильенков,  дошкольный опираясь на взгляды  приемы И. Канта, считал воображение универсальной  научит способностью человека,  разрабатывая рассматривая его  ошибку как «всеобщее  материалами свойство человеческого  основываются сознания, поскольку  выготскому именно в воображении  отличавшегося наиболее рельефно  выяснить проявляется его  скорее сущностная созидательная,  условием конструктивная направленность,  воображение сообщающая импульс  анализ творческого становления  всей всему ансамблю  другие психических функций  вызывает общественного человека» [8].

      С  лишь точки зрения  шире психологии, воображение,  дошкольном в самом широком  замыслов смысле слова,  умение это всякий  техники процесс, протекающий  группы в образах [20].

      Р.С. Немов под  способствуя воображением понимает «способность  нарисовать представлять отсутствующий  именно или реально  воображения несуществующий объект,  умение удерживать его  яркие в сознании и мысленно  творческого манипулировать им» [18,  способствуя с. 220].

      По определению  формулируемый В.В. Богословского,  творческая воображение есть  испытываемые психический процесс  начала создания образов,  творческой предметов, ситуаций,  переносится обстоятельств путем  организация приведения имеющихся  произвольный у человека знаний  автором в новое состояние [20].

      И.В. Дубровина  требующих определяет воображение,  также как «способность  раскрытия человека создавать  уровнем новые образы  основных путем преобразования  сознательно предшествующего опыта» [13,  воображение с. 160].

      По мнению  коллективное С.Л. Рубинштейна,  создавая воображение - присущая  младшего только человек) возможность  психических создания новых  исходя образов (представлений) путем  искусству переработки предшествующего  осваивают опыта, и является  отбор необходимым условием  когда деятельности человека [22].

      К.К. Платонов  веккер так определяет  этапе это понятие: «Воображение - форма  предполагает опосредованного, обобщенного  динамику познания, проявления  выполненных творчества как  результатом доминирующего компонента  исследование мышления, создание  образно на основе уже  творческую имевшихся восприятий  исследование и памяти новых,  технология ранее не известных  психических образов, представлений  когда и понятий» [19,  работах с. 23].

      Таким  является образом, существует  создание несколько разных  проявления подходов к определению  новой понятия «воображение»:  создании способность человека  детей вызвать представления  этом в памяти, воссоздать  выполненных образ; способность  предметов человека создавать  правильно новые образы  предваряют путем преобразования  осуществляются предшествующего опыта;  разрабатывая форма опосредованного,  применение обобщенного познания. Сущность  способствуя воображения заключается  необходимо в способности подмечать  многоэтажный и выделять в предметах  выполненных и явлениях специфические  организация признаки и свойства  жизни и переносить их па другие  навыкам предметы [13,  возможностями с. 165].

      В нашей  самым работе мы будем  этапе опираться на следующие  воображения определения воображения,  планирование которые отражают  реальных все существенные  развитие признаки этого  деятельность процесса.

       Воображение - психический  когда познавательный процесс,  основных в результате которого  работе создаются новые  понимать образы, идеи,  лучшего программируются ситуации  развития и их возможное развитие  испытываемые на основе имеющихся  нарисовать представлений, знаний,  данном накопленного опыта,  деятельности а порой и при  сознательно отсутствии необходимой  желательно полноты знаний  фантазирования в данном вопросе (области) [10,  этот с. 38].

      Воображение  воображение как психологический  рисования процесс позволяет  когда представить результат  творческой труда до его  мышления начала и, при  результатом этом, не только  передачи конечный продукт,  создание но и все промежуточные  воображение стадии, ориентируя  когда человека в процессе  мотивируется его деятельности [25].

       Воображение - это  умение аналитико-синтетическая деятельность,  новых которая осуществляется  включена под направляющим  является влиянием сознательно  творческого поставленной цели,  влияния либо чувств,  творческое переживаний, которые  такой владеют человеком  жизненного в данный момент. Чаще  анализ всего воображение  хватить возникает в проблемной  мнению ситуации, в тех  веккер случаях, когда  белополова необходимо отыскать  деятельность новое решение,  занятиях т.е. требуется  мотивируется опережающее практическое  рисунках действие отражения,  людей которое происходит  половые в конкретно-образной форме,  воображение как результат  элементом оперирования образами [20].

        По  накопленного признаку активности  детский различают пассивное,  динамика созерцательное воображение  веккер с его непроизвольными  тест формами (грезы,  эльконин сновидения) и активное,  разных практически деятельное  начала воображение. При  понимание активном воображении  выготский образы всегда  всякий формируются сознательно  взрослые с условием поставленной  этом цели. В зависимости  важную от самостоятельности и оригинальности  исследователи образов воображение  воображения бывает воссоздающим  создавать и творческим. Педагогическая  него деятельность нацелена,  уровнем на осознанное, деятельное  дети воображение, поэтому  явлениях мы рассматриваем только  нарушает творческое воображение.

       Воссоздающее  материалами воображение - это  нужно представление чего-либо  воображение нового для  далее данного человека,  развитие опирающееся на словесное  обработка описание или  одни условное изображение  реализована этого нового. Процесс  творчества обучения - это  дает важный этап,  частями основанный на репродуктивном  динамику методе, в основу  группы которого заложена  выготский трансляция уже  старших имеющихся знаний  дорисовывание и при многочисленном  ошибку повторении происходит закрепление  автором нового знания  содержать или присвоение  аффективное новых умений  время и навыков (например;  веккер обучение, письму,  средств чтению, рисованию,  воображение заучивание наизусть  детям и т. д.). Этот  личностных тип воображения  предметы широко используется  диссоциация в разных видах  уровень деятельности человека. Ведущую  отражают роль в нем  знакомство играют образы  выготский памяти. Воссоздающее  раскрытия воображение играет  содержанием важную роль  стилю в процессе коммуникации  основу и усвоении социального  контрольной опыта. Поэтому  средства воссоздающее воображение  педагог очень важно  выразительные для ребенка,  ходе но педагог должен  далее смотреть в будущее  ограничено и не только транслировать  готовое знания, умения,  нами а постепенно развивать  кроме творческое воображение.

       Творческое  деятельности воображение - это  данный создание новых  речевом образов без  умений опоры на готовое  наделяя описание или  эксперименты условное изображение. В  которые ходе творческого  выполняются воображения человек  замыслов самостоятельно создает  критерии новые образы  которые и идеи, представляющие  диссоциация ценность для  дошкольный других людей  развития или общества  особенности в целом и которые  развитии воплощаются в оригинальных  продуктах продуктах деятельности. Почти  создавать вся человеческая  дети культура является  появление результатом творческого  воображение воображения людей. В  способностей творческом комбинировании  развитие образов исчезает  предметы ведущая роль  эксперимента памяти, но ее место  уровнем приходит эмоционально  мнению окрашенное мышление.

1.2 Особенности  создание развития воображения  белополова в дошкольном возрасте

      По  свойство Л.С. Выготскому, воображение  дорисовывание ребенка развивается  учитывая постепенно, в процессе  рисунка накопления им жизненного  средств опыта, и все  белополова образы деятельности  нами воображения, как  готовое бы причудливы они  половые ни были, основываются  технология на впечатлениях реальной  успешно жизни[6, c.264].

       Появление  положения зачатков воображения  рисования относят к концу  воображения раннего возраста. В  воображение этом возрасте  исследователи происходит разделение  шире воображения на познавательное  должен и аффективное. Познавательное  изображении воображение обнаруживается  автором в тех ситуациях,  половые когда ребёнок  техники с помощью игрушек (кукол) разыгрывает  механически некоторые знакомые  предполагает ему действия  решения и их возможные варианты. Аффективное  здесь воображение проявляется  состоит при проигрывании  которые ребёнком своего  проявления переживания.

       В дошкольный  выготскому период наряду  дошкольном с развитием непроизвольного  творчества воображения появляется  обработка качественно новый  творческое тип воображения - произвольное  самостоятельно воображение. Появление  развитии и дальнейшее развитие  автором целенаправленного воображения  которые в этом возрасте  основываются психологически связывают  воображение с возникновением новых,  рисования более сложных  процессе видов деятельности,  процедуры с изменением содержания  уровнем и форм общения  создавая ребенка с окружающими,  исследование в первую очередь - со взрослыми[8,  причем c.264].

       Вначале  развитие образы произвольного  позволяющего воображения возникают  дорисовывание под влиянием  частями словесных воздействий  лишь взрослых в сюжетно-ролевой  осуществляется игре. «Игра  каждый ребенка, -- пишет  важную Л.С. Выготский, -- не есть  детского простое воспоминание  протекании о пережитом, но творческая  автором переработка пережитых  рисования впечатлений, комбинирование  воображения их и построение из них  выготский новой действительности,  жизненного отвечающей запросам  этого и влечениям самого  находит ребенка»[6, c.228].

       Д.Б. Эльконин указывает,  положениях что игра  умение детей-дошкольников, особенно  ассоциация если она  свойства осуществляется при  главное умелом руководстве  нашей взрослых, способствует  другие развитию у них  основе творческого воображения,  наиболее позволяющего им придумывать,  этапе а затем и реализовывать  здесь замыслы и планы  критерии коллективных и индивидуальных  него действий[45, c.215].

      Несколько  котором позже произвольное  него воображение проявляется  воображения и в других видах  творческую деятельности, требующих  воссоздающее предварительного планирования (рисование,  выяснить лепка, конструирование,  всей труд и др.).

      Л.С. Выготский отмечает,  создание что мощный  белополова шаг в развитии  осознания воображения совершается  познавательное в связи с усвоением  успешной речи. Наблюдения  начальном показывают, что  способствуя задержки в речевом  детей развитии всегда  включена идут к недоразвитию  является воображения ребенка. Речь  база освобождает ребенка  определения от непосредственных впечатлений,  предложенных способствует формированию  подчинять и фиксации представлений  половые о предмете; именно  сущность речь дает  совершается возможность представить  представлять себе тот  создавать или иной  дубровина предмет, который  ребенка он не видел, мыслить  сумеет о нем и мысленно  дубровина преобразовывать его. Ребенок  должна может выражать  белополова словами то,  измененных что не совпадает  является с его реальным  возраста восприятием; именно  третий это дает  использовании ему возможность  умнее чрезвычайно свободно  деятельное обращаться в сфере  белополова впечатлений, создаваемых  база и выражаемых словами. Таким  плавные образом, главным  способно средством воображения,  научные как и мышления,  творческая является речь. Воображение  создавая становится возможным  исследователи благодаря речи  игрушек и развивается вместе  другие с ней. Следовательно,  которые оно не является  развития первичной функцией,  обучения изначально присущей  развитие ребенку, а результатом  исходя его психического  определения и главное речевого  когда развития[6, c.129].

      С  включена возрастом в игровых  решения сюжетах все  ведущих большее место  элементом отводится речи,  воображение и все меньшее  признаку время занимает  эксперимента действие. Воображение  выразительные все больше  дошкольный отделяется от действия  личностью и переносится в речевой  умел план. А поскольку  ошибки внутренняя речь  выяснить еще не сложилась,  обстоятельств ребенку необходим  мотивируется партнер, который  содержанием в основном выступает  образно в роли слушателя. Этот  далее партнер может  мышления не вмешиваться в игру,  рисунках но он все-таки нужен  человеком как опора  дубровина образа. Ребенок  творческого сам рассказывает  настоящее содержание игры  белополова и произносит реплики,  цикле как своего,  нужно так и чужого  воображение персонажа.

       Т.А. Репина  качестве указывает на то,  возрасте что целенаправленность  реальных воображения ребенка,  всеми устойчивость его  планирование замыслов возрастают  ребенка от младшего к старшему  детей дошкольному возрасту. Это,  преобразования в частности, находит  цветовой выражение и в увеличении  способность продолжительности игры  столь на одну тему,  понимать в большей устойчивости  укладываться ролей, в более  деятельность детальном предварительном  технология планировании ее хода[35,  выполненных c.39].

       Важную  речевом роль в развитии  второй воображения ребенка  уровень играет внешняя  основных опора. На первых  правильно этапах, в период  творческая своего зарождения,  тест воображение дошкольника  влияния практически неотделимо  познавательной от реальных действий  рисунках с воспринимаемым им игровым  платонов материалом. Сам  лучшего процесс воображения  детей ребенка в ролевой  таким игре определяется  созданных характером игрушек,  шире наличием атрибутов  протяжении роли.

       Наиболее  результаты значимо сходство  техники предметов-заместителей с заменяемыми  использованы предметами в играх  самостоятельно детей младшего  элементом и среднего дошкольного  нами возраста. У старших  совершается дошкольников уже  начала нет столь  проанализируем тесной зависимости  таким игры от игрового  основных материала, их воображение  предваряют уже может  занятиях находить опору  несколько в таких предметах,  развитие которые не похожи на замещаемые. Особенно  старших легко (как  главное показало исследование  средства Т. А. Репиной) развертывается  особенности игра у старших  когда дошкольников, когда  методы в качестве игрового  ребенка материала они  этом используют природный  героев материал (шишки,  понимание камешки, листья,  плавные палки).

       К числу  волшебниками наиболее доступных  новых для дошкольников  воображение приемов преобразования  другой действительности относится  переносится смещение величин,  последующих которое доводится  постепенно детьми до одной  точки из противоположностей. Вообще  механически преувеличения (гиперболы) широко  цикле используются ими  каждый для создания  умел резких противоположностей,  основываются легкодоступных примитивному  изображении пониманию. Так,  этой например, в сказках,  самостоятельно созданных дошкольниками,  умеет герои -- либо  добродетели чудо добродетели  добродетели и красоты, либо  дети чудовища и злодеи  таким и т. п.

       Новые образы  укладываться создает ребенок,  методика приписывая предметам  творческой несвойственные им качества (часто  этой антропоморфические), наделяя  самым их способностью к превращению (в  представляет другой предмет,  детского состояние и т. п.)[9,  работах c.13].

       Нельзя  предваряют не обратить внимания  необходимо на высокий уровень  измененных эмоциональной окрашенности  широко образов детского  важны воображения. Особенно  творческом заметно эмоциональность  воображение детского воображения  эксперименты проявляется в творческих  соотносить играх. Дети  когда стремятся к привлекательным (с  соотносить их точки зрения),  педагог эмоционально насыщенным  творческое ролям (поэтому  познавательное может оказаться  деятельность не занятой роль  выполняют начальника гаража  техники и не хватить машин  способствуют для желающих  использованы быть шоферами  выполненных и т. п.). Огромное  продуктах значение игры  подготовки в психическом развитии  понимать ребенка в значительной  будущее степени объясняется  независимого тем, что  обучения чувства, испытываемые  умений играющим ребенком,  деятельности настоящие.

        Л.С. Выготский считает,  эстетическое что «отлет  используя же от действительности» детского  одни фантазирования заключается  созданных главным образом  одни в том, что  новых ребенок не знает  работах основных закономерностей  автором объективной действительности,  первых не учитывает их и потому  будущее легко нарушает  предложенных жизненную реальность. И  эстетическое видимое богатство  наиболее детской фантазии  воссоздающее является в действительности  людей скорее проявлением  детям слабости критической  нужно мысли ребенка,  уровнем чем силы  выполняются его воображения[6,  дорисовывание c.97].

        Воображение  творческом ребенка развивается  автором в процессе его  кроме жизни под  реальным влиянием условий  этой жизни и воспитания. Его  осознания развитие предполагает  желательно накопление опыта  психических и выработку умения  исследователи мысленно объединить  является образы в новые  эльконин сочетания.

      Таким  наиболее образом, особенности  обеспечивает развития воображения  создавать у детей старшего  выготский дошкольного возраста  предваряют состоят в том,  начала что в дошкольном  игрушек возрасте воображение  воображение ещё очень  нельзя ограничено и отличается,  осуществляются с одной стороны,  успешно своим пассивным воссоздающим,  аффективное а с другой стороны - непроизвольным  знакомство характером. Воображение  самым в старшем дошкольном  испытываемые возрасте становится  воображение особой деятельностью,  средств превращаясь в фантазирование;  новые ребенок осваивает  цели приемы и средства  исследователи создания образов;  новых воображение переходит  который во внутренний план,  очередь отпадает необходимость  умений в наглядной опоре  кроме для создания  жизненного образов; воображение  важную приобретает произвольный  цветовой характер, предполагая  педагог создание замысла,  ролям его планирование  таким и реализацию.

       В воображении  осваивают же дошкольника большую  творчестве роль начинает  дорисовывание играть общий  своей замысел, словесно  помимо формулируемый воспитателем  понятиями или коллективом  новых играющих детей. Этому  занятиях замыслу он начинает  знакомство подчинять свои  подготовки действия. Воображение  состоит старшего дошкольника  эстетическое приобретает черты  произносит некоторой целенаправленности,  умение известной произвольности. Все  методика эти изменения  отражают в детском воображении  более возникают, конечно,  немов не сразу. Воображение  ребенка проходит в своём  которые развитии ряд  разрабатывая качественно своеобразных  осознания ступеней на протяжении  набрызг дошкольного детства.

1.3 Способы  таким развития воображения  человеком в изобразительной деятельности  каждый у детей старшего  соотносить дошкольного возраста

Обучение  осуществляются детей изобразительному  положениях искусству предусматривает  уровнем наряду с приобретением  испытываемые ими изобразительных  героев умений и навыков  целью развитие воображения. Эта  красить система включает  эксперименты в себя программу  творческое требований к изобразительным  воображение навыкам дошкольников  возраста и методику, основанную  уровень на воспитании у них  представлять наблюдательности, умения  условием видеть в окружающей  желательно жизни многообразие  аффективное красок, форм,  средства движение. Методика  позволяют должна включать  уровень применение разнообразных  уровнем приемов в зависимости  работе от поставленных задач,  положительная возраста и общего  здесь развития детей.

Большое  основании внимание в построении  красить всей системы  воображение обучения изобразительному  содержать искусству должно  мнению уделяться воспитанию  способностей воображения ребенка.

В  воображение своей работе  которые по руководству изобразительной  состоят деятельностью детей  этапе педагог должен  развитии сочетать методы  этот коллективного обучения  явлениях с индивидуальным подходом  состоит к каждому ребенку.

Отечественная  важную педагогика считает  затрагивающая бесспорным зависимость  результатом правильного развития  работе всех сторон  дополняющие личности от обучения. Развитие  посуды воображения и творческих  должен изобразительных способностей  также также подчиняется  воображении этой закономерности.

Идеалистичность  отечественная зарубежных теоретиков  воображения в понимании развития  многоэтажный воображения у дошкольников  возраста особенно видна,  нами когда ставится  непроизвольное вопрос о роли  новые обучения и воспитания. Почти  второй все исследователи  определение согласны с теорией  отбор спонтанного развития  испытываемые ребенка, хотя  возрасте в теоретических положениях  ошибки отводят большую  детей роль педагогу. Так,  всей профессор Лоуэнфельд пишет: «Идеалистическая  осуществляются концепция ребенка  всякий как врожденного  воображению художника, которому нужно  дети получить лишь  точки художественные материалы  понимание и ничего больше,  добиться чтобы начать  дорисовывание творить, принесла  совершаемых такой же вред,  познавательное как и прежнее  заключительном игнорирование детского  этой творческого импульса»[31,  таким c.54].

Несмотря на это  отечественная положение, очень  цветовой много внимания  творческое уделяется интуиции  процессе и самовыражению, которые  процедуры понимаются в идеалистическом  формулируемый плане как  воображение самопроизвольные понятия,  целью оторванные от влияния  таким окружающей действительности. Это  образования сказывается, прежде  будущее всего, в разрыве  приходит творческого и интеллектуального  развития развития.

Для новой  успешной системы художественного  развития воспитания во Франции  половые характерно глубокое  цели преклонение перед  ограничено художественно-творческими возможностями  творческое детей. Детские  платонов рисунки определяются  когда как «шедевры»,  понимание основанные на интуитивном  способствуют творчестве; взрослые  важны утрачивают эту  детей непосредственность выражения.

Проблемы  обработка творческого процесса  своем широко разрабатывались  воображение в отечественной психологии. В  непроизвольное настоящее время  значение исследователи ведут  желательно поиск интегративного  ребенку показателя, характеризующего  ситуации творческую личность. Этот  продуктах показатель определяется  положениях как некоторое  воображение сочетание интеллектуальных  приходит и мотивационных факторов  учитывая или же рассматривается  должен как непрерывное  будущее единство процессуальных  волшебниками и личностных компонентов  методы мышления вообще  позволяют и творческого мышления,  активное в частности.

Психологический анализ  реального творческой деятельности  укладываться указывает на ее огромную  успешной сложность. Она  особенности возникает не сразу,  такая а очень медленно,  диссоциация постепенно, развивается  полусухой из более элементарных  требующих и простых форм в более  создает сложные. Она  добродетели во многом зависит  таблицы от накопленного человеком  процессе опыта.

В этой  широко связи можно  таблицы говорить о наиболее  технология важном законе,  детьми которому подчиняется  цветовой творческое воображение:  содержать творческая деятельность  известной воображения находится  научит в прямой зависимости  методика от богатства и разнообразия  раскрытия прежнего опыта  затрагивающая человека, потому  добиться что этот  укладываться опыт представляет  учитывая материал, из которого  большей создаются построения  таким фантазии.

Важнейшими составными  новых частями процесса  своей творческого воображения  основных являются диссоциация  создание и ассоциация воспринятых  испытываемые впечатлений. Диссоциация  воображения заключается в том,  описание что сложное  сознательно целое как  использованы бы “рассекается” на части,  дошкольного одни из которых  выполненных преимущественно выделяются  явлениях по сравнению с другими,  понимать сохраняются, другие  личностью забываются. Диссоциация  приходит является необходимым  педагогом условием для  вначале будущей деятельности  опыта фантазии. Ассоциация - это  представлять объединение диссоциированных и измененных  творческая элементов.

Таким образом,  использованы воображение творчески  полусухой преобразует действительность,  может оно способно  основу давать новые  обеспечивает и неожиданные результаты.

Новым  возраста и прогрессивным в рассмотренных  цикле теориях является  каждого то, что  личностью развитие воображения  опирающееся в изобразительной деятельности  переносится поставлено основной  ситуация задачей эстетического  когда воспитания, и возможность  цветовой такого развития  зарубежных признана за всеми  база детьми, большая  таким роль отводится  выготскому среде, педагогу. Но  этот все эти  известной положения сочетаются  находит с неверными обоснованиями  предваряют и неправильными методологическими  определения выводами.

"Истоки воображения  изменением и дарования детей - на  рисование кончиках их пальцев. От  позволяющего пальцев, образно  является говоря, идут  людей тончайшие нити - ручейки,  тест которые питают  осуществляется источник творческой  содержать мысли. Другими  тест словами, чем  положительная больше мастерства  время в детской руке,  развития тем умнее  дорисовывании ребенок" - утверждал  продвижение В.А. Сухомлинский[34,  воображение c.567]. Вот  ошибку почему так  творческое важны в дошкольном  необходимо возрасте занятия  детей изобразительной деятельностью. Они  проявления служат улучшению  данном художественного образования  значение и эстетического воспитания  определения детей. Необходимо  контрольной научить детей  полученные видеть прекрасное,  свойство понимать и ценить  целого произведения искусства,  выразительные красоту и богатство  воображению родной природы.

К  тест изобразительной деятельности  влияния относятся рисование,  далее аппликация, лепка.

Рисование  воображение популярно среди  опирающееся детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя,  здесь ребенок проявляет  широко свое стремление  умеет к познанию окружающего  богатства мира, и по рисунку  детьми в определенной степени  дошкольный можно выяснить  выготский уровень этого  состоит познания. Чем  путем более развито  играет у детей восприятие,  всякий наблюдательность, чем  раскрытия шире запас  несмотря их представлений, тем  умение полнее и точнее  свойства отражают они  творческой действительность в своем  укладываться творчестве, тем  наделяя богаче, выразительнее  соотносить их рисунки. В изобразительной  рисования деятельности 6-летних  этапе детей находят  третий отражение такие  признаку специфические особенности  является их мышления, как  исследование конкретность, образность. Изобразительная  определению деятельность ребенка  воображение теснейшим образом  отечественная связана не только  знакомство с отдельными функциями (восприятием,  развитии памятью, мышлением,  процессе воображением), но и с личностью  обстоятельств в целом. В ней  непроизвольное проявляются интересы  печатание ребенка, темперамент,  эксперименты некоторые половые  дети различия.

Лепка позволяет  динамика изобразить предметы  ситуации в трехмерном пространстве. В  ограничено ходе лепки  своем ребенок может  произвольный передать форму  дошкольный человека, животных,  решения птиц, фруктов,  нарушение посуды и т.д. Ценно,  происходит что свойства  детям используемых в лепке  описание материалов позволяют  эксперимента неоднократно менять  развития форму, достигая  динамику желаемой выразительности. Именно  обстоятельств развитию способности  сущностная передачи выразительности  произвольный образа в лепке  жизни необходимо уделить  широко особое внимание  будущее в работе с детьми,  когда поступающими в школу.

Важно,  творческой чтобы ребенок  свойства умел вылепить  вызывает не просто фигуру  формирования человека, а человека  разных определенного возраста,  точки героев конкретной  воображение сказки - Незнайку, Чебурашку и  передачи т.д. Он должен  исходя уметь передать  находит движения человека,  воображение животных, отражая  понятиями характер образов  детей и динамику действий.

Занимаясь  динамику аппликацией, дети  которые учатся вырезывать  автором из бумаги разнообразные  необходимо сюжеты, узоры,  нарушение орнаменты, наклеивать  ведущих их на цветной фон. Дети  таким выполняют как  плавные индивидуальные, так  своей и коллективные работы. Дети  дорисовывание учатся аккуратности,  творческую усидчивости, осваивают  воображение основные приемы  произвольный вырезывания, правила  обеспечивает работы с клеем.

В  творчества процессе изобразительной  взрослые деятельности развивается  отличавшегося ручная умелость,  вначале зрительно-двигательная координация,  способно необходимые для  педагогом подготовки ребенка  детьми к письму. В наибольшей  диссоциация степени этому  ролям способствуют занятия,  технология на которых дети  исследователи создают изображения  выполняют не по частям, а из целого  воссоздающее куска пластилина,  признаку одной линией  протекании контура в рисовании.

Ребенок  цветовой успешно овладевает  своей письмом, если  точки он умеет производить  должна рукой ритмичные,  этого равномерные, плавные  детей движения. Формированию  организация такого рода  сущность движений способствует  широко рисование растений,  создание декоративное рисование  дорисовывание по мотивам вышивок,  затрагивающая росписей и др. В  воображение процессе рисования  качестве предметов различной  полусухой формы, величины  платонов и пропорций формируются  таким умения удерживать  представляет определенное направление[15,  средств c.423].

Знакомство детей  составить с основными формами,  независимого близкими к геометрическими  совершается фигурам, как  коллингвуд плоскими, так  данном и объемными, умение  технология выделить их из окружающей  является действительности, сравнить  играет их по величине, длине,  веккер ширине, высоте,  сознательно соотносить величину  причем частей изображаемого  создает предмета и их пространственное  когда положение на занятиях  далее по лепке, аппликации  богатства и рисованию способствуют,  динамику позднее, овладению  разнообразные элементарными математическими  всей понятиями на уроках  волшебниками математики в 1 классе.

На  первых занятиях изодеятельностью осуществляются  обеспечивает и задачи всестороннего  приходит развития личности  первых ребенка: умственное  искусству развитие и эстетическое  творческой отношение к действительности,  которые нравственное воспитание. Процесс  включала рисования, лепки,  играет аппликации вызывает  формулируемый у детей положительные  умнее эмоции, удовлетворение  детьми от работы с изобразительным  детей материалом, результатом  здесь которого является  обучения выразительный образ,  диссоциация формируются навыки  использованы работы в коллективе  воображение и для коллектива,  хватить умение согласовывать  цикле свои действия  эстетическое с товарищами.

На занятиях изодеятельностью формируются  создавая и закрепляются умения  анализ и навыки, необходимые  воображение в учебной деятельности:  контрольной умение слушать  кроме и запоминать задание,  отбор выполнять его  этот в определенной последовательности,  всякий укладываться в определенный  накопленного отрезок времени,  подготовки умение оценить  столь свою работу,  детям найти ошибки  ситуации и исправить их,  промежуточные планировать свою  начала деятельность, умение  воображения довести дело  желательно до конца, содержать  нарисовать в порядке рабочее  результатом место, инструменты  подчинять и материалы, организованность.

Таким  использованы образом, рассмотрев  творческом теоретические аспекты  детьми потенциала изобразительной  состоит деятельности в развитии  поставлено воображения у детей  мнению старшего дошкольного возраста,  развитии мы пришли к выводам:

1. Воображение - это  вначале психический процесс  важны создания образов  очень предметов, ситуаций,  каждого обстоятельств путем  умений приведения, имеющихся  позволяют у человека знаний  дубровина в новое сочетание.

В  детей жизни человека  продвижение воображение выполняет  когда ряд специфических  созданных функций. Первая  тест из них состоит  этой в том, чтобы  диссоциация представлять действительность  деятельность в образах. Вторая  используя функция воображения  дети состоит в регулировании  воображение эмоциональных состояний. Третья  таблицы функция воображения  жизни связана с его  используя участием в произвольной  ведущую регуляции познавательных  работах процессов и состояний  воображения человека. Четвертая  включала функция состоит  надо в формировании внутреннего  понимать плана действий. Пятая  проявления функция - это  таким планирование и программирование  осуществляется деятельности.

В психологии  исходя выделяют следующие  умнее виды воображения:  содержать непроизвольное или  групп пассивное: сновидения,  необходимо грезы, галлюцинации (слуховые  творческое и зрительные); произвольное  тест или активное  первой воображение: воссоздающее  таким или репродуктивное  ведущую и творческое. В творческое,  настоящее в свою очередь,  проявления входят мечта  разнообразными и фантазия.

2. Воображение  изображении играет в жизни  возможностями ребенка большую  практически роль, чем  техники в жизни взрослого,  необходимо проявляется гораздо  жизни чаще и допускает  ребенку значительно более  выразительные легкое отступление  когда от действительности, нарушение  личностью жизненной реальности. Неустанная  активизирующих работа воображения - это  формирования один из путей,  ситуация ведущих к познанию  деятельность и освоению детьми  появление узкого личного  воссоздающее опыта.

В первой  своей половине дошкольного  воображению детства у ребенка  диссоциация преобладает репродуктивное  чтобы воображение, механически  рисунках воспроизводящее полученные  причем впечатления в виде  новых образов.

В старшем  определению дошкольном возрасте,  накопленного когда появляется  отечественная произвольность в запоминании,  настоящее воображение из репродуктивного механически  возрасте воспроизводящего действительность  возрасте превращается в творчески  элементом ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится  надо произвольным (активным),  созданных постепенно превращается  ребенок из непосредственного в опосредованное,  ребенку причем основным  преобразования орудием овладения  технология им со стороны ребенка  формируются являются сенсорные  воображения эталоны. Помимо  умение своей познавательно-интеллектуальной  является функции воображение  нужен у детей выполняет  развитие еще одну,  результатом аффективно-защитную роль. Познавательное  нами воображение формируется  этом благодаря отделению  содержать образа от предмета  развитии и обозначению образа  свойство с помощью слова. Аффективное  ассоциация воображение складывается  взрослые в результате образования  критерии и осознания ребенком  когда своего «Я»,  понятиями психологического отделения  уровень себя от других  коллингвуд людей и от совершаемых  изменением поступков.

3. Эффективнее  функция всего развивать  время воображение у детей  активное дошкольного возраста  шире предполагается в изобразительной  созданных деятельности, так  играет как именно  воображение эта деятельность способствует  дошкольном формированию образов  детей воображения у ребенка  развитие дошкольного возраста,  постепенно образы, в основном,  которая не предваряют деятельности,  деятельности а возникают лишь  такой в ходе ее. Начальные  функция формы проявления  известной воображения у ребенка  личностных связаны с самостоятельным  умений созданием первых  помимо образов рисунка (аппликации) и  зарубежных представляют собой  мнению отдельные разрозненные  стилю воображаемые признаки,  сфере элементы, дополняющие  занятиях графические структуры  своей рисунка.

На занятиях изодеятельностью осуществляются  представим и задачи всестороннего  создание развития личности  обыденное ребенка: умственное  числу развитие и эстетическое  воображение отношение к действительности,  умеет нравственное воспитание. Процесс  рисование рисования, лепки,  аффективное аппликации вызывает  средства у детей положительные  ведущую эмоции, удовлетворение  половые от работы с изобразительным  методы материалом, результатом  играет которого является  дорисовывание выразительный образ,  познавательное формируются навыки  материалами работы в коллективе  воссоздающее и для коллектива,  очередь умение согласовывать  отечественная свои действия  нужно с товарищами.

Глава 2. Практическое  выготский исследование развития  составить творческого воображения  отмечал дошкольников средствами  второй изобразительной деятельности

2.1 Описание  числу процедуры исследования

     Экспериментальная  дорисовывание база - воспитанники МКДОУ «Яйский детский  дошкольном сад «Солнышко»  протекании старшая группа.

     Экспериментальная  деятельность деятельность состояла  обучения из нескольких этапов,  основании содержание которых  обыденное заключалось в следующем:

1. Отбор  отмечал методик для  воображение проведения первоначальной  искусству процедуры диагностики,  столь с целью определения уровня  представлять развития творческого  воображение воображения исследуемых  имевшихся детей.

2. Применение  дополняющие диагностирующих процедур  несколько на констатирующем этапе  умел экспериментальной работы.

3. Организация  ходе и проведение формирующего  очередь этапа посредством  здесь использования в работе  таким с детьми старшей  отпадает группы нетрадиционных  вначале техник рисования.

4. Констатирующий  должна этап экспериментальной  проявляется работы, на котором  начальном мы повторно использовали  механически диагностирующие методики  начальном с целью определения итогового  технология уровня развития  которое творческого воображения  этом исследуемых детей.

5. На  выполненных заключительном этапе  детей мы сравнили результаты,  детей полученные в процессе  работе проведения экспериментальной  воображение работы, на основе  представляет которых сформулировали  таким выводы.

     Для  выполнение процедуры диагностики первичного  анализ уровня развития  исследование творческого воображения  состоят детей старшей  контрольной группы мы отобрали  успешно следующие методики:  выполняются Тест «Составление  нами изображений», Тест «Дорисовывание фигур»,  воображение Методика «Незаконченные  определению рисунки». (Приложение 1)

     Тест «Составление  средства изображений», автором  деятельность которого является  дорисовывание Ю.А. Рыбалко [12],  обучения предполагал выполнение  технология детьми 10 заданий. Из  решения предложенных фигур,  значение детям необходимо  созданных было составить 10 различных  явлениях изображений. За ошибку  определения считалось использование  принятию других фигур  может и линий, кроме заданных.

Критерии  дубровина оценивания:

- высокий  коллективное уровень - правильно  осуществляется выполненных 8-10 заданий;

- средний  включена уровень - правильно  данный выполненных 5-7 заданий;

- низкий  воображение уровень - правильно  третий выполненных 4 и меньше  ситуация заданий.

     Тест «Дорисовывание фигур»,  аффективное автором которого  несколько является Ю. Белополова,  дети состоял из 10 заданий.

Из  детей предложенных фигур,  самым детям необходимо  содержанием было дорисовать 10 различных  хватить изображений. За ошибку  непроизвольное считалось дорисовывание других  возраста фигур и линий, кроме заданных.

Критерии  процедуры оценивания:

- высокий  образования уровень - правильно  осознания выполненных 8-10 заданий;

- средний  дорисовывание уровень - правильно  деятельность выполненных 5-7 заданий;

- низкий  свойство уровень - правильно  сфере выполненных 4 и меньше  анализ заданий.

      Методика «Незаконченные  необходимо рисунки», автором  дает которой является  основу Ю. Белополова [2].

Из  дополняющие предложенных незаконченных  понятиями рисунков, детям  коллективных необходимо было  научит дорисовать 10 различных  знакомство рисунков. За ошибку  дошкольном считалось дорисовывание рисунка,  новые в корне отличавшегося  лучшего от оригинала.

Критерии оценивания:

- высокий  новых уровень - правильно  элементом выполненных 8-10 заданий;

- средний  подчинять уровень - правильно  произносит выполненных 5-7 заданий;

- низкий  протекании уровень - правильно  воображение выполненных 4 и меньше  техник заданий.

Таким образом,  шире нами была  средний определена процедура  желательно исследования.

2.2 Исследование  нарушает занятий по изобразительной  творческого деятельности, направленных  всей на развитие творческого  включала воображения

      На основании  каждого проведенного исследования,  творческую была предложена  умений система занятий  воображение по развитию воображения  непроизвольное у детей старшего  функция дошкольного возраста  добиться средствами изобразительной  контрольной деятельности. Была  способно использована авторская  реально методика Петуховой  выполненных Л.В. о развитии  уровень художественно-творческих способностей  развитие детей старшего  база дошкольного возраста  развитии на материале нетрадиционных  исследования техник изобразительной  воображении деятельности.

Программа занятий  отечественной включала систему  личностных творческих заданий,  должен направленных на формирование  положения у детей способности  воображение создавать новые  находит образы, используя  творческое для этого  целого средства разных  полученные видов искусства  познавательное и создание проблемно-поисковых  воображения ситуаций, использование  знакомство игровых упражнений  организация и развивающих дидактических  группы игр, активизирующих  третий творческое воображение.

     Технология  желательно предполагает три  способностей этапа обучения:  дошкольного обучающий, развивающий, творческий. Цели,  учитывая темы, техники  жизни представлены в таблице  (приложение 2).

     Для  которое решения первой  нужно задачи формирующего  исследование этапа эксперимента  яркие была разработана  воображение система занятий,  осуществляются которая включала  является в себя различные  воображение нетрадиционные техники  формулируемый изобразительной деятельности,  тест приемы рисования,  выготскому которые осваиваются  познанию детьми в циклах «Радуга  правильно цвета», «В стране  подчинять чудес», «Счастливый  путем художник».

      Каждый  красить из этапов формирующего  этой эксперимента был  творческое направлен на достижение  важную главной цели - развитие  ребенка художественно-творческих способностей  возрастом у дошкольников. В соответствии  условием с содержанием каждого  ребенка цикла была  этом определена технология,  добродетели основанная на выборе  используя ведущих методов  волшебниками и приемов, состоящая  новых из трех этапов:  приемы экспериментирование, вариативность,  определения творческая активность.

     Технология  время первого этапа  рисование эксперимента названа «экспериментирование»,  данном поскольку на этом  понятиями этапе дети  детей знакомятся с нетрадиционными  дошкольного техниками, с особенностями  образования и выразительными возможностями,  творчестве экспериментируют, создавая  рисование рисунки, осваивая  уровнем разные варианты  работе в дальнейшем для  лучшего подготовки фона  используя последующих работ.

      В  цикле процессе развертывания  белополова экспериментальной деятельности  каждый дошкольник способен  проявляется ориентироваться не только  воображению на внешнеэмпирические свойства  сознательно предметов, но и на их образно  рисунках представленные существенные  уровень характеристики. Технология  ошибку первого этапа  возрасте предполагает обучение  нужно детей умению  понятиями работать с изобразительными  преобразования материалами (гуашь,  динамику акварель) в нетрадиционных  ассоциация техниках (кляксография,  занятиях монотипия, печатание  предложенных листьями, набрызг, рисование по-сырому),  наиболее учитывая при  способствуют обучении каждой  игрушек нетрадиционной технике  совершаемых последовательность этапов (разработаны  отличавшегося технологические карты). Постепенно  приходит происходит накопление  активное детьми художественного  данный опыта рисования  несколько в изучаемых техниках,  возрасте педагогом используются «опорные  реальным элементы» - эмблемы  концепция нетрадиционных техник,  хватить для лучшего  новой их запоминания, развития  каждый воображения и обогащения  другие творческих проявлений  реальным на этой основе  основных создаваемых изображений  получают детьми. Объединяющим  плавные началом выступает  важную игра, игровые  детей приемы, которые  детей усиливают «эмоциональное  осваивают воздействие рисования  положительная и игры на ребенка»,  созданных тем самым  широко повышая «интерес  дошкольном к процессу отражения»,  рисования и искусство (художественное  протяжении слово, живопись,  всякий музыка), где «репродукции  научные с картин, иллюстрации  диссоциация к стихам о природе,  проявления а также литературные  помимо тексты помогают  положительная добиться воспитателю  таким выразительности детских  несколько рисунков».

       На данном  воображение этапе это  основании способствует формированию  воссоздающее у детей умения  личностных воспринимать и представлять  умеет образ, формированию  проанализируем техники и графики  соотносить рисунка, эстетическому  сфере восприятию явлений  дошкольном реального мира,  контрольной пробуждает интеллектуальную  многоэтажный активность, то есть  воображение ведет к развитию  второй художественно-творческих способностей. Педагог  деятельное учит выделять  результатом выразительные средства  обработка каждой, находить  зарубежных способы применения  умение в рисунке, при  воображения этом сочетая  заключительном с традиционными техниками,  результатом обращая внимание  протяжении на изобразительные и выразительные  таким приемы - пятно,  аффективное цвет, композиция,  когда линия, ритм, «способствует  стилю созданию образа,  мнению его выразительности» в  позволяющего рисунках детей. Особое  детей внимание уделяется  появление цвету: его  первой подбору, смешиванию,  материалами получению новых  цикле цветов.

       Второй  такая этап эксперимента - «вариативность» - назван  средний так, потому  воображения что дети  положительная учатся в одном  уровень рисунке сочетать,  динамика объединять нетрадиционные  основных техники попарно,  подчинять в разных вариантах. Это  способностей относится к техникам,  рисование уже освоенным  включена на первом этапе (в  мотивационных основном они  этой удачно могут  выполненных быть использованы  мнению для фона  известной рисунка) и новым,  получают при этом  участием учитываются выразительные  средства возможности каждой  такая для передачи  дорисовывание необходимого художественного  меньшее образа. Например: рисование по-сырому (фон) + тычок  раскрытия жесткой полусухой  которые кистью (образ);  важную монотипия (фон) + рисование  столь трубочкой (образ); набрызг (фон) + кляксография (образ) и  начала т.д. Такая  выготский продуктивная деятельность  основу играет большую  творческом роль в воплощении  добиться замысла, его  таким обогащении, уточнении,  всей углублении. Она  образа предполагает дальнейшее  соотносить развитие у детей  планирование художественно-творческих способностей.

        На  осуществляются начальном этапе  выполненных технологии «вариативность» дети  результаты учатся высказывать  влияния свое мнение  позволяют по содержанию, стилю  новых художественного выражения  несколько в разных подобранных  первых техниках с помощью  этот педагога в изображении  печатание определенного образа. К  дошкольников концу этапа  личностью детям предлагается  занятиях самостоятельно подобрать,  методы нарисовать и объяснить  дорисовывании выбор техник  отечественная по конкретной теме. При  которые этом происходит  важную формирование умений  лишь видеть, выделять  вызывает средства выразительности  него каждой техники,  творческое замечать особенности  отбор их сочетания в изображении  воображении необходимого образа. При  свойства использовании живописи,  развитии музыки, художественного  людей слова у детей  тест развиваются наблюдательность, представление,  правильно понимание средств  автором художественной выразительности, «обогащается  точки арсенал средств  иллюстрации выразительности детских  воображение рисунков (расширение  анализ цветовой палитры,  добиться изменение композиционного  важную решения рисунка,  проявления использование линии  числу и цвета как  добродетели средства эмоционального  немов отношения к изображаемому,  принятию стремление к реалистичности  воображения изображаемых образов  помимо природы)».

      Таким  деятельности образом, сущность  этой этого этапа  дошкольного технологии заключается  технология в объединении нетрадиционных  красить техник попарно  познавательное и использование искусства  возраста для выразительности  процессе детских рисунков,  всякий расширении опыта  людей художественно-творческой деятельности  яркие детей, освоении  осваивают языка изобразительной  умения деятельности.

       Третий  осознания этап - «творческая  ходе активность» - направлен  образа на стимулирование самостоятельного  занятиях творчества детей,  умение создание условий  изменением поиска в подборе  умеет нетрадиционных техник  детьми для рисования  таким нужного выразительного  определению образа к предложенной  воображение теме, побуждающих  технология детей к творческой  красить активности, организующих  реально работу воображения.

       Используя  средний при этом  особенно коллективное творчество  процессе детей, педагог  диссоциация формирует потребность  вызывает к работе в команде,  воображение умения договариваться,  эстетическое искать новое,  данный необычное, оригинальное. Овладев  творческом разнообразными нетрадиционными  которые техниками, компонентами  другие ручной умелости,  особенно дети приобретают  всей свободу действий,  анализ получают возможность  нарушение изображать предметы  начала и явления по-разному,  таким демонстрируют выразительность  более рисунков - все  сознательно это дает  здесь возможность творческого  группы решения изобразительных  лучшего задач, показывает  другие новый уровень  частями художественно-творческих способностей  воображение младших школьников. Поощряется  воображение и приветствуется самостоятельный  выполненных выбор нетрадиционных  сущность техник для  именно раскрытия темы  котором рисунка, когда  обучения детям предлагается  несмотря одна тема,  осознания а рисунки выполняются  несмотря в разных нетрадиционных  создавать техниках и их сочетаниях.

      Таким  создавая образом, технология  начальном предполагает постепенное  развитии освоение нетрадиционных  ассоциация техник изобразительной  реальных деятельности, способствуя  творческое пониманию выразительных  продвижение средств каждой,  коллективных освоению особенностей  представлять создания целостного  этом образа путем  затрагивающая сочетания их в разных  дошкольном вариантах, тем  творческое самым обогащает  создавать художественный опыт,  помимо используя при  выполнение этом средства  развитие искусства, игру,  начала опорные карточки,  рисование индивидуальное и коллективное  создает творчество, что  мотивационных ведет к формированию  опирающееся потребности в творческой  возможностями активности. Необходимо  несмотря быть очень  рисования внимательным к проявлению  умел индивидуальности восприятия,  позволяющего манере исполнения  точки каждого ребенка.

      Важно,  заключительном чтобы занятия  нами были последовательными  процессе и систематическими, чтобы  правильно изобразительная деятельность  выполненных была включена  новых в целостный педагогический  умение процесс. Необходимым является  замыслов сочетание обучающего компонента  экстраполяция с развивающим, соединение  жизненного обучения с развитием  выяснить самостоятельности, познавательной  который активности, эстетической  ограничено восприимчивости детей  которые и их эмоционального отношения  понятиями к окружающему.

2.3 Анализ  разнообразными результатов проведенного  веккер исследования

     Представим  мотивируется сравнительные результаты констатирующего и  всеми контрольного эксперимент.

     Проанализировав результаты,  этом полученные в процессе  развития использования теста «Дорисовывание фигур»,  добродетели методики «Незаконченные  дошкольном рисунки», теста «Составление изображений» которыемеханически представлены в таблице 3 (Приложение 3), можно увидеть динамику развития творческого воображения таблица 4 (Приложение 4)

     Таким образом, основываясь на полученных результатах исследования, можно заключить, что в старшей группе, где нами были использованы нетрадиционные техники рисования, наблюдается по всем критериям положительная динамика.

      В работах детей старшей группы наблюдаются такие элементы творчества, как фантазирование, дорисовывание уже с большей степенью самостоятельного творчества. К примеру, в дорисовывании треугольника, у детей были такие сюжеты, как Вини-пух, многоэтажный дом, мост и т.д. Используют дети и большую палитру красок, чем до начала эксперимента. Рисунки уже не выглядят скучными и однообразными, они яркие и индивидуальные.

     Исходя из результатов нашего исследования, мы посчитали полезным сформулировать рекомендации с целью развития творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования:

1. При выборе нетрадиционной техники и метода рисования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

2. Продумывать каждое занятие, подбирать тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие.

3. Очень важно предоставить ребенку богатый выбор «необычных изобразительных материалов»: мятую бумагу, пуговицы, нитки, веревки, проволоку, пробку, фольгу, поролон и др.

Заключение

     Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека - его роль в преобразовании окружающего мира.

2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения - создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

4. Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

· Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;

· Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;

· Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

5. Развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности ребёнка, строить все воздействия с их учётом.

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 123с.

2. Бородай Ю.П. Развитие воображения: Методические рекомендации. - М.: ООО ЦГЛ «Рон», 2000. - 69с.

3. Васильева М.А. Основная образовательная программа От рождения до школы. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 224 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский / Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. - С. 436-454.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224 с.

8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.. - М.: Детство-пресс, 2013. - 528 с.

9. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-114.

10. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии - М.: Педагогика, 1991. - 174 с.

11. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 54.

12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. - М., 1996. - 134 с.

13. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики / М.В. Ильина. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.

14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сад. - М.: Мозаика Синтез, 2009. - 62 с.

15. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999. - 512с.

16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1979. - 168 с.

17. Миронова Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте / Н.Миронова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №1 - С.24-26.

18. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. - 5-е изд. / Р. С. Немов. - М. Просвещение: ВЛАДОС, 2010. - 576 с.

19. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

20. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

21. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2011

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2003. - 700 с.

23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

24. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях / Е.А. Флерина // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 1999. - 460 с.

25. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - Изд-во 2-е, стереотипное. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 417 с.

Приложение 1

Таблица 1  - Результаты диагностики уровня развития воображения

ФИ ребёнка

Тест «составление изображений»

Тест «дорисовывание фигур»

Методика «незаконченные рисунки»

1

Асташкина Мария

н

н

н

2

Быков Иван

н

с

с

3

Козубцева Злата

с

в

с

4

Моисеева Алисия

с

н

н

5

Моржакова Юлия

н

н

н

6

Савенкова Мария

с

с

н

7

Свистунова Варвара

в

с

в

8

Сошников Данил

с

с

с

9

СтепановТимур

н

н

с

10

Юненко Полина

с

н

н

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень

Приложение 2

Таблица  2 - Этапы формирующей программы

Этап

Обучающий (6 занятий)

Тематический цикл

«Радуга цвета»

Цель: Приобщать детей к миру искусства, знакомить со средствами выразительности живописи, развивать представления о художественном образе, созданном в определенном виде искусства. Обучать пониманию специфики средств выразительности, акцентировать внимание на способах передачи своего ощущения с помощью цвета, настроения. Формировать технические умения и навыки в работе с гуашью и акварелью

Тема занятия / Нетрадиционные техники

1. «Чудесные превращения» / кляксография

2. «Настроение» / монотипия

3. «Танец листьев» / печатание листьями

4. «Парашютисты» / набрызг

5. «Каким бывает небо?» / рисование по-сырому

6. «У природы нет плохой погоды...» / на выбор все раннее усвоенные техники

Этап

Развивающий (8 занятий)

Тематический цикл

«В стране чудес»

Цель: Развивать понимание детьми средств выразительности для разных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе знакомства с произведениями живописи, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. Раскрывать перед детьми различные образы природы, недоступные в непосредственном восприятии, учить опосредованному познанию природы через графические материалы, расширять опыт художественно-творческой деятельности, отрабатывать необходимые навыки и умения, уделять внимание развитию композиционных умений.

Тема занятия / Нетрадиционные техники

1. «Нам осень подарила сказочный ковер» / печатание листьями

2. «В сказочном лесу» / рисование трубочкой

3. «Истории осеннего леса» / тычок сухой жесткой кистью

4. «Деревья на ветру» / свеча+акварель

5. «В подводном царстве»/ набрызг

6. «Утята на лугу» / рисование «капельками»

7. «Цветы и пчелы» / рисование «капельками»

8. «На озере» / рисование «капельками»

Этап

Творческий (3 занятия)

Тематический цикл

«Счастливые художники»

Цель: Стимулировать потребности детей в творческой самореализации, развивать художественно- творческие способности младших школьников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях.

Тема занятия / Нетрадиционные техники

1. «Букет для мамы» / рисование по-сырому, тычок сухой жесткой кистью, набрызг,  рисование трубочкой

2. «Любимое животное» / рисование по-сырому, тычок сухой жесткой кистью, набрызг, рисование трубочкой, рисование «капельками»,  печатание листьями

3. «В лесу» / рисование по-сырому, тычок сухой жесткой кистью, набрызг, рисование трубочкой,  рисование «капельками»,  печатание листьями

Приложение 3

Таблица 3 - Результаты повторной диагностики уровня развития воображения

ФИ ребёнка

Тест «составление изображений»

Тест «дорисовывание фигур»

Методика «незакончен-ные рисунки»

1

Асташкина Мария

с

с

н

2

Быков Иван

с

с

в

3

Козубцева Злата

в

в

с

4

Моисеева Алисия

с

с

с

5

Моржакова Юлия

н

с

с

6

Савенкова Мария

в

в

с

7

Свистунова Варвара

в

в

в

8

Сошников Данил

в

с

в

9

СтепановТимур

с

н

с

10

Юненко Полина

в

с

с

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень

Приложение 3

Таблица 3 - Сравнительные результаты исследования уровня развития воображения

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий уровень

7%

38%

Средий уровень

46%

55%

Низкий уовень

47%

7%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами правополушарного рисования.

Статья включает в себя опыт работы с детьми дошкольного возраста по правополушарному рисованию...

Программа по самообразованию «Развитие инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Программа ориентирована на овладен...