Методическая разработка Перспективный план занятий по использованию нетрадиционной техники ИЗО деятельности:
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Сувви Элина Людвиговна

Методическая разработка. Предлагаю Вам, помощь в планировании занятий по художественно-эстетическому воспитанию детей, знакомство с нетрадиционными техниками рисования

Перспективный план занятий по НТ ИЗО деятельности на учебный год

 

Декабрь

1. «Снег кружится…». Техника: Оттиск печатками из салфетки. Задачи: Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Материал: Листы бумаги, цветные краски, салфетки

2. «Снежная семейка». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

3. Тема: «Елочка, елочка-колкая иголочка».Техника: Пластилинография. Мозаика из пластилина. Задачи: Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Материал: Рисунок с изображением елочки; пластилин.

4. Тема: «Елочка, елочка-колкая иголочка» (продолжение). Техника: Пластилинография.

Задачи: Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изображением елочки; пластилин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Перспективный план занятий по НТ ИЗО деятельности:

Октябрь

1. Тема: «Золотая осень». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2. Тема: «Волшебный красочный букет» Техника: Печатание растений. Задачи: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Материал: Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

3. Тема: «Феи- бабочки». Техника: Монотипия, обведение ладони и кулака. Задачи: Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Материал: Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

4. Тема: «Осенние листья». Техника: Отпечаток листьев. Набрызг. Задачи: Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. Материал: Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

Ноябрь

1. Тема: «Еж-лесной житель». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Материал: Бумага, гуашь, жесткие кисти

2. Тема: «Черепашки». Техника: Аппликация из крупы. Задачи: Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. Материал: Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

3. Тема: «Путешествие перелетных птиц по небу». Техника: Рисование смятой бумагой. Задачи: Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Материал: Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

4. Тема: «Любимые рыбки». Техника: Рисование гуашью по восковым мелкам. Задачи: Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Материал: Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти

Декабрь

1. «Снег кружится…». Техника: Оттиск печатками из салфетки. Задачи: Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Материал: Листы бумаги, цветные краски, салфетки

2. «Снежная семейка». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

3. Тема: «Елочка, елочка-колкая иголочка».Техника: Пластилинография. Мозаика из пластилина. Задачи: Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Материал: Рисунок с изображением елочки; пластилин.

4. Тема: «Елочка, елочка-колкая иголочка» (продолжение). Техника: Пластилинография.

Задачи: Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изображением елочки; пластилин.

Январь 1-2 праздники

3. Тема: «Дед Мороз- красный нос». Техника: Аппликация из ваты. Задачи: Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Материал: Цветной картон синего цвета (по количеству детей, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

4. Тема: «Снегири».Техника: Комкование бумаги (скатывание).Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкование бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Материал: Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

Февраль

1 Тема: «Зимние дни и вечера». Техника:Кляксография. Задачи: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Материал: Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2. Тема: «Кого или что ты видишь?». Техника: Монотипия. Задачи: Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. Материал: Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

3. Тема: «Подарок любимому папе». Техника: Разные техники. Задачи: Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации

4. Тема: «Подарок любимому папе» (продолжение). Техника: Разные техники. Задачи: Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации

Март

1. Тема: «Цветы для мамы».Техника: Рисование ладошками. Задачи: Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Материал: Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2. «Какие краски несет весна?». Техника: Монотипия. Задачи: Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски Материал: Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3. «Два берега одной реки». Техника: Рисование по мокрому фону. Задачи: Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Материал: Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

4. Тема: «Путешествие в подводное царство». Техника: Рисование ладошками

Задачи: Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Материал: Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

Апрель

1. Тема: «Мерцание звезд». Техника: Печать поролоном по трафарету; набрызг. Задачи: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Материал: Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, поролон.

2. Тема: «Великая Пасха». Техника: Аппликация из салфеток. Задачи: Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Материал: Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.

3. Тема: «Одуванчики». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Материал: Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

4. Тема: «Дождливый день».Техника: Пластилинография. Задачи: Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. Материал: Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

Май

2. Тема: «Помним и гордимся. Цветы к 9 мая». Техника: Пластилинография. Задачи: Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. Материал: Открытки с цветами, картон, пластилин.

3. Тема: «Попугайчик». Техника: Рисование ладошками. Задачи: Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. Материал: Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

4. Тема: «Когда деревья цветут». Техника: Смешанная техника. Задачи: Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. Материал: Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ   получения    изображения:    ребенок   прижимает   пробку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   поролон   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   печатку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель Возраст: от четырех лет

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из рифленого полукартона, либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Черно-белый  граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы:   бумага,   тушь   или   жидко   разведенная   гуашь   в   мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев 

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет.

Средства   выразительности:    пятно,   тон,   вертикальная   симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений «Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области «Художественное творчество» с учётом ФГТ»

С введением ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования существенно изменились подходы к организации деятельности воспитателя и детей....

Методическая разработка занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации "Аквариум с рыбками"

познакомить детей с подводными обитателями; использовать нетрадиционные приемы рисования;воспитание бережного отношения к живой природе; вызывать желание помочь; воспитание аккуратности и усидчив...

Методическая разработка Перспективный план работы по теме «Использование технологии оригами в развитии детей»

В методической разработке  Перспективный план по теме "Использование технологии оригами в развитии детей" я предлагаю темы для изготовления поделок в соответствии с лексическими темами ...

Методическая разработка "Выполнение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 5-6 лет".

Цель: развитие творческих способностей детей.Тема: «Первые подснежники»Цель: выполнение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования.Задачи:Образовательные:- формиро...

Методическая разработка Перспективный план работы по самообразованию на тему: "Развитие творческого потенциала у старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой батик"

Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы во время росписи по ткани. Привлечение родителей к совместной деятельности по рисованию в технике батик. Ознакомление воспитателей с си...

Методическая разработка для педагогов ДОУ по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Целью методического пособия является оказание помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации занятий и индивидуальной работы с  детьми старшего дошкольного возраста по...

Методическая разработка по теме зима с использованием нетрадиционной техники рисования

Печать лапками ели» Тема: «Ёлочка, колкая иголочка»Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  Печать лапками ели.Задачи:Образовательные:- Совершенствовать...