Конспект занятия в старшей группе тема:"Декоративный голубь"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: Познакомить с историей возникновения филимоновского промысла, основными элементами филимоновской росписи. Учить детей расписывать ярким узором фигуру голубя, располагать узор вдоль шеи и на теле вертикальными и горизонтальными линиями. Учить смешивать основные цвета для получения нужного оттенка. Учить выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти рук при рисовании (всей кистью, концом). Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику. Воспитывать  чувство ответственности за сохранение художественных традиций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativnyy_golub_risovanie.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Художественно – эстетическое развитие

Рисование декоративное

Тема: «Декоративный голубь».

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Познакомить с историей возникновения филимоновского промысла, основными элементами филимоновской росписи. Учить детей расписывать ярким узором фигуру голубя, располагать узор вдоль шеи и на теле вертикальными и горизонтальными линиями. Учить смешивать основные цвета для получения нужного оттенка. Учить выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти рук при рисовании (всей кистью, концом). Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику. Воспитывать  чувство ответственности за сохранение художественных традиций.

Словарь: филимоновская роспись, голубь, рисование, декоративное, игрушки.

Оборудование: шаблоны голубей, гуашь красного, синего, жёлтого цвета, толстые и тонкие кисти, простые карандаши, непроливайки, клеёнки, картинка голубя, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек, образец.

Ход   НОД:

Организационный момент. Дети входят в  группу, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга!

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день! У меня прекрасное настроение с утра! А у вас? (И у нас).

Внезапно слышно воркование голубя

Воспитатель: Ребята, слышите? (Слышим воркование голубя)  Воспитатель озирается, достаёт  игрушку голубя.

Воспитатель: Ребята, существуют разные виды голубей: декоративные, почтовые, спортивные голуби. Дети рассматривают картинки разных пород голубей и находят отличия.

Воспитатель: Ребята, вот сегодня у нас в гостях декоративный голубь. Он называется - Павлиний. Павлиний голубь очень красивый.

Воспитатель: Ребята, давайте его рассмотрим:

Воспитатель: На что похож хвост голубя? (У голубя  хвост похож на раскрытый веер).

Воспитатель: Какая голова у голубя? (Голова – маленькая, узкая и аккуратная, без чуба или хохолка).

Воспитатель: Какой клюв? (Клюв – тонкий)

Воспитатель: Что можете сказать о глазах голубя? (Глаза – ясные, светлые, настороженные).

Воспитатель: А шея какая? (Шея – тонкая, красиво изогнутая, плавно сужается к голове).

Воспитатель: Какое тело у павлиньего  голубя? (Тело маленькое и кругловатое).

Воспитатель: Какой хвост? (Хвост он носит раскрытым, иногда приподнятым).

Голубь: (озвучка голосом): Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Летел я лесом, летел через горы,

Красить перышки спешил,

Да в лесу все краски спали…

А зверята мне сказали:

«Филимоново в той дали (указать)

Ждет своих моделей в князи.

Подскажите, где ж они?

Кто покрасит хвост и перья

В желтый, красный, голубой?

Воспитатель: (обращаясь к детям) Голубь, ты , верно, из сказки пришел? (Да).

Воспитатель: (обращаясь к голубю) Есть такое село, голубь, Филимоново, в Тульской  области находится. Далековато тебе лететь туда…. Но мы поможем! Правда, ребята? (да). Есть у меня один предмет из сказки: это ковер-самолет! Куда ни попроси – вмиг перенесет!

Воспитатель: Ребята, проводим голубя в Филимоново? (Да)

Физкультминутка «Голуби».

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы превратились в голубей:

Голуби стремительно летят        Дети бегут по кругу, машут руками как крыльями

В небесах лазоревых парят.        Идут, вытянув руки в стороны

Тихо, бесшумно на землю садятся.        Садятся на корточки

Голуби гордо умеют держаться.        Встают, ставят руки на пояс

Ну, а захотят напиться,

То опускают клювики в водицу.        Наклоняют голову вперёд, затем запрокидывают назад

Воспитатель приглашает детей на ковер, включается звук самолета, дети расставляют в стороны руки, наклоняются из стороны в сторону, имитируя полет – движения показывает воспитатель. Звук стихает. Воспитатель обращает внимание детей на ширму с изображением деревянного дома.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и село Филимоново! Это Родина филимоновских игрушек. Между прочим, это самый древний народный промысел нашей страны! Ему уже 700 лет! А зародился он случайно…Вот послушайте:

Однажды прибыл в эти места гончар один - Филимон. Он обнаружил здесь залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело -  лепить посуду. Решил он попробовать и игрушку сделать. Хороша  игрушка вышла! А однажды дырочку в игрушке проколупал, залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Заглядывает внутрь дома – за ширму, а на столике стоят краски и фигурки, дети рассматривают.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на игрушки. Какие элементы использованы для их украшения? (Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники, травинки)

Воспитатель: В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.

Воспитатель: Ребята, а краски, какого цвета использованы для росписи? (Красная, жёлтая, зелёная)

Воспитатель: Все филимоновские игрушки необычные, очень яркие, весёлые, нарядные и когда их много – это праздник.

Воспитатель: Ребята, а как расписаны птицы? (Поперек шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски желтых, красных, зеленых цветов, на грудке  круг – солнце, на крыльях ёлочки, на хвосте треугольники, точки). 

Воспитатель: (полушепотом) Ребята, посмотрите, а это внучка деда Филимона – Манюша. Она расписывает игрушки. Посмотрите, у нее есть только 3 цвета для росписи. Скажите, какие? (Красный, синий, желтый).

Воспитатель: Ребята, а как же появятся другие цвета: оранжевый и зеленый? (Если на желтом цвете писать красным, то получится оранжевый,  а синим – зеленый).

Манюша: (обращаясь к детям, как будто только заметила их) Ой, здравствуйте, гости дорогие! Здравствуй и ты, Голубок! Давно я тебя жду, все думаю, не заплутал ли ты где… Спасибо, ребятки, что дорогу ему показали! Только вот и у меня к вам просьба есть: работы у меня видимо – невидимо! Помогите мне расписать подарки для ребятушек малых! Показывает на силуэты картонных голубей. А я пока гостем нашим дальним займусь – перышки его, как следует украшу.

Воспитатель: Конечно, Манюша, наши ребята, очень хорошо расписывать умеют! Вот увидишь! Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой голубь получился у меня. Показ образца. Какого цвета краски я использовала для росписи птицы? (Зелёный, красный, жёлтый) Какие элементы филимоновской росписи вы видите на моём голубе? (Прямые широкие и узкие линии. Вертикальные и горизонтальные линии, (дуга) плавно закругляющаяся линия)

Воспитатель: Что расположено в центре (на туловище) моего голубя? (Половинка (фрагмент) солнышка) Из каких элементов оно состоит? (Из полукруга и «лучиков») Сколько лучиков у солнышка? (Пять прямых лучиков) Из чего состоят прямые линии и полукруг? (Это узор, состоящий из чередующихся красных, жёлтых и зелёных тонких линий.)

Воспитатель: Что располагается на шее у моего голубя? (Одна широкая разноцветная полоса) Из каких элементов состоит эта полоска? (Узор состоит из чередующихся горизонтальных красных, жёлтых и зелёной полос) В какой последовательности расположены полоски? (Красная, жёлтая, зелёная, жёлтая и красная)

Воспитатель: Где еще встречается такой узор на моей игрушке? (Такой же узор на хвосте голубя.) Сколько разноцветных полос я нарисовала на хвосте? (Две полосы)  

Воспитатель: Какой элемент филимоновской росписи вы видите на крыле голубя? (Это «ёлочка») Сколько этих элементов нарисовано на крыле? (Три) Как они расположены? (Вертикально, рядом друг с другом) Что еще нарисовано на крыле моего голубя? (Внизу, под «елочками» проведена тонкая красная полоска, они как будто стоят на ней.)

Воспитатель: Какую особенность филимоновской игрушки вы знаете? (Все элементы росписи выполняются на жёлтом фоне.) Правильно.

Какой кистью написаны жёлтые линии? (Широкой толстой кистью)

Воспитатель: Какую кисть я использовала при изображении зелёных и красных линий? (Тонкую)

Воспитатель: Какая получилась птица? (Красивая, яркая, необычная)

Воспитатель: Какие три основных цвета используют филимоновские мастера? (Красный, жёлтый, зелёный) Посмотрите на свои столы, какого цвета краски у вас на столах? (Красная, жёлтая, синяя)

Воспитатель: Как же быть, ведь одна краска нам не подходит? (Чтобы получить зелёную краску нам нужно смешать на палитре жёлтую и синюю) Посмотрите, как я это делаю. Набираю в палитру кисточкой сначала жёлтую краску. Мою кисть. Затем чистой кисточкой набираю синюю краску, добавляю её в жёлтую на палитре и хорошо смешиваю краски. Посмотрите, какого цвета краска получилась? (Зелёная) Будьте внимательны, краски смешиваем только на палитре.

Этапы работы:

1. При помощи простого карандаша определяем вспомогательными тонкими линиями место узора на фигурке. В центре игрушки расположим фрагмент солнышка: рисую дугу(полукруг) и прямые линии от неё (лучи). Одну линию расположим на шее голубя. Две линии – на хвосте, три вертикальных линии с «ёлочками» – на крыле.

2.Приступаем к росписи нашей филимоновской игрушки. Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону игрушки наносят первый цвет – жёлтый. Берем толстую кисть, начинаем роспись с центра игрушки. В центре наносим фрагмент солнышка: дуга (полукруг) и пять «лучиков»  прямых линий, три прямые полосы на крыле (краску наносим от центра к краю, от спинки к кончикам крыла), две широкие полоски на хвосте, одну широкую полосу на шее.

3. Дальше берем красный цвет (малиновый),  наносим красный на клюв. Линии должны быть тонкими, поэтому берем тонкую кисть, набираем красную краску. Роспись ведётся по контуру жёлтого. По краям жёлтых полос на хвосте и шее рисуем тонкие красные линии. Одну полосу рисуем в основании крыла, под вертикальными жёлтыми полосами, на крыле, наносим орнамент елочки: проводим тонкую вертикальную красную линию в середине жёлтой, от спинки голубя до кончика крыла. Справа и слева рисуем короткие наклонные линии, не выходя за жёлтую линию, напоминающие иголочки на еловой ветке. Между короткими красными линиями рисуем такие же зелёные. Получается «ёлочка».

4.Смешиваем на палитре жёлтую и синюю краски, чтобы получить зелёную. Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии кончиком кисти.

Пальчиковая гимнастика «Зимние птицы».

Я зимой кормлю всех птиц:

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –                 загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц

Вот кормушка у дверей.                 показывают одной рукой на кормушку

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,                 загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм

Пусть клюет его она.                собранными в щепотку пальцами имитируем движения

Воспитатель: Ребята, а теперь приступим к рисованию. Напоминаю, что при помощи простого карандаша определяете вспомогательными тонкими линиями место узора на фигурке.

Воспитатель: Полоски и точки рисуете кончиком кисти, круги делаете тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Дети приступают к работе под звуки народной музыки. Самостоятельная деятельность детей.

Когда дети закончат работу, появляется Манюша с расписанным в духе Филимона (вторым голубем.)

Итог занятия.

Воспитатель: Манюша! Ты просто рукодельница! Посмотрите, ребята, каким стал наш голубь! Манюша, а наши ребята тоже постарались, я считаю, что у них тоже  получились  прекрасные голуби!

Манюша: (рассматривает работы) Молодцы, ребята! Приезжайте к нам в Филимоново, будем игрушки с вами не только расписывать, но и лепить!

Воспитатель: Спасибо, Манюша, обязательно приедем в следующий раз! А сейчас нам пора в детский сад…. Пришла пора прощаться…

Голубь: (запись голоса) А мне здесь понравилось! Я остаюсь! Буду Манюше помогать! До свидания, ребята! Дети прощаются, встают на ковер, «улетают».

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да).

Воспитатель: Где мы с вами были? (В деревне Филимоново). Что расписывали? (Павлиньего голубя). Какие краски использовали? (Красный, желтый, зеленый).

Воспитатель: Спасибо, ребята, мне тоже очень понравилось наше путешествие и ваши творческие успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по декоративному рисованию «Выставка для мам» (по мотивам городецкой росписи).

Скоро праздник 8 Марта, наши мамы попросили воспитателей  организовать выставку с изделиями городецкой росписи.  Дети отправляются на ярмарку, чтобы приобрести там изделия городецких мастеро...

Конспект занятия в старшей группе по декоративному рисованию «Выставка для мам»

Цель: Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством. Задачи: Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на тарелке; Закреплять умение...

Конспект занятия в старшей группе по декоративному рисованию «Выставка для мам» (по мотивам городецкой росписи).

Цель: Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством. Задачи: Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на тарелке; Закреплять ...

Занятие по художественно – эстетическому развитию.Лепка.Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Фрукты и овощи".

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.Задачи:1)Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности...

Конспект занятия в старшей группе по аппликации "Голуби на крыше"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28340019","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28340021","attributes":{"alt":"","class"...