проблема маленького художника
статья по рисованию

нужны были сотни лет, чтобы взрослые признали право детей быть детьми.

К. Чуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ialenkiy_hudozhnik.docx14.48 КБ
Файл ialenkiy_hudozhnik.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема маленького художника

Детское творчество существовало всегда. Но в течении столетий кто-либо из взрослых обратил на это внимание.  Если бы мы заговорили о детском творчестве 150 лет назад, едва ли кто-нибудь понял бы, о чем идет речь. В то время внимание могли привлечь случаи, когда ребенок рано и успешно начинал овладевать правилами, приемами, стилями, «взрослого» искусства. Тогда говорили о прирожденном таланте и проявляли повышенное внимание к дальнейшему обучению. Детское творчество с его возрастным особенностями, которое так любимо в наше время,- оно тогда для взрослых как бы вовсе не существовало.

Лишь некоторые самые чуткие и внимательные педагоги подчеркивали, что детское творчество-результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира и поэтому к нему надо относиться с полным уважением. Мысль о том, что ребенок может нарисовать нечто, имеющее самостоятельную художественную ценность, в те времена показалось бы нелепой. Известность пришла к ребенку-художнику несколько позднее, это было связано с «благоприятными» для детей переменами в профессиональной живописи.

Художник прошлого века и в голову бы не пришло поучится у детей тому, как это свое мироощущение выражать в картинах. Пока требования традиционно понятого зрительного правдоподобия и технической завершенности изображения формировали эталоны художественного восприятия у живописцев, детские рисунки не имели шансов на успех. Их не соответствие принятым нормам выступали со всей своей  смешной очевидностью, а то, что в них есть художественного, воспринять не могли. Но когда в результате усилий некоторых поколений художников-новаторов прежние критерии в искусстве стали терять свое исключительное значение, по-новому воспитанное художественное видение быстро оценило своеобразную художественность детских работ. Вскоре волна интереса к искусству ребенка поднялась до энтузиазма. Специалисты заговорили вполне серьезно о влиянии детей на выдающихся мастеров живописи таких как Шагал, Брак, Миро, Леже. Педагоги, психологи, искусствоведы анализируют детские рисунки и посвящают им свои труды!

И в наше время изобразительное творчество детей- та область, в которой они «получили признание» как художники, -занимает особое место  и в работе по эстетическому развитию, и в психологических исследованиях детского творчества. Изобразительная деятельность ребенка оставляет продукт, который можно анализировать и экспонировать. Многие взрослые не всегда вовремя могут прислушаться к невнятным словесным импровизациям маленького ребенка, а тем более записать стишок или сказку, которые он, играя, сочиняет и сразу забывает? И поэтому о творческих способностях детей чаще всего проверяются на примерах изобразительной деятельности.

Признание того, что детское творчество имеет какую-то художественную ценность, ставит  перед педагогикой очень сложные, прежде неведомые ей проблемы. Получается, что ребенок- субъект педагогического воздействия, не пустой сосуд для наполнения знаниями. Что-то главное, пусть в зачаточной  форме, он несет в себе. Когда и каким образом он приобрел это главное, другой вопрос. Понятно, что чуткий педагог, улавливая исходящие творчество от ребенка, испытывает трепет, впадает и в преувеличение детской «гениальности», и в преуменьшение своих возможностей в руководстве учеником. С этим столкнулся Л.Н. Толстой и категорически заявил:  учить ребенка нельзя, можно лишь помочь ему подступится к творчеству. С этим столкнулись сторонники «свободного воспитания» и пришли к тому же выводу: учить творчеству нельзя, можно лишь создавать условия для его спонтанных проявлений. Но, оказывается, не учить тоже нельзя: спонтанное творчество ребенка сходит на нет.

Творчество маленького ребенка есть что-то художественно ценное, что-то роднящее его с подлинным искусством. И в силу этого те сложные, противоречивые вопросы о соотношении «учебного» и «творческого», о специфике искусства, которые в прошлом веке задавали себе лишь немногие из зрелых художников, теперь встают уже перед педагогом, работающим с дошкольниками.

Творчество одаренного ребенка и по содержанию и по исполнению очень отличается от творчества взрослого художника. Что позволяет рассматривать и то и другое как искусство, хотя бы и разного типа и уровня. Произведения искусства разных народов, эпох и стилей иногда отличаются друг от друга не меньше,  чем детское творчество от «взрослого».



Предварительный просмотр:

Проблема маленького художника

Детское творчество существовало всегда. Но в течении столетий кто-либо из взрослых обратил на это внимание.  Если бы мы заговорили о детском творчестве 150 лет назад, едва ли кто-нибудь понял бы, о чем идет речь. В то время внимание могли привлечь случаи, когда ребенок рано и успешно начинал овладевать правилами, приемами, стилями, «взрослого» искусства. Тогда говорили о прирожденном таланте и проявляли повышенное внимание к дальнейшему обучению. Детское творчество с его возрастным особенностями, которое так любимо в наше время,- оно тогда для взрослых как бы вовсе не существовало.

Лишь некоторые самые чуткие и внимательные педагоги подчеркивали, что детское творчество-результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира и поэтому к нему надо относиться с полным уважением. Мысль о том, что ребенок может нарисовать нечто, имеющее самостоятельную художественную ценность, в те времена показалось бы нелепой. Известность пришла к ребенку-художнику несколько позднее, это было связано с «благоприятными» для детей переменами в профессиональной живописи.

Художник прошлого века и в голову бы не пришло поучится у детей тому, как это свое мироощущение выражать в картинах. Пока требования традиционно понятого зрительного правдоподобия и технической завершенности изображения формировали эталоны художественного восприятия у живописцев, детские рисунки не имели шансов на успех. Их не соответствие принятым нормам выступали со всей своей  смешной очевидностью, а то, что в них есть художественного, воспринять не могли. Но когда в результате усилий некоторых поколений художников-новаторов прежние критерии в искусстве стали терять свое исключительное значение, по-новому воспитанное художественное видение быстро оценило своеобразную художественность детских работ. Вскоре волна интереса к искусству ребенка поднялась до энтузиазма. Специалисты заговорили вполне серьезно о влиянии детей на выдающихся мастеров живописи таких как Шагал, Брак, Миро, Леже. Педагоги, психологи, искусствоведы анализируют детские рисунки и посвящают им свои труды!

И в наше время изобразительное творчество детей- та область, в которой они «получили признание» как художники, -занимает особое место  и в работе по эстетическому развитию, и в психологических исследованиях детского творчества. Изобразительная деятельность ребенка оставляет продукт, который можно анализировать и экспонировать. Многие взрослые не всегда вовремя могут прислушаться к невнятным словесным импровизациям маленького ребенка, а тем более записать стишок или сказку, которые он, играя, сочиняет и сразу забывает? И поэтому о творческих способностях детей чаще всего проверяются на примерах изобразительной деятельности.

Признание того, что детское творчество имеет какую-то художественную ценность, ставит  перед педагогикой очень сложные, прежде неведомые ей проблемы. Получается, что ребенок- субъект педагогического воздействия, не пустой сосуд для наполнения знаниями. Что-то главное, пусть в зачаточной  форме, он несет в себе. Когда и каким образом он приобрел это главное, другой вопрос. Понятно, что чуткий педагог, улавливая исходящие творчество от ребенка, испытывает трепет, впадает и в преувеличение детской «гениальности», и в преуменьшение своих возможностей в руководстве учеником. С этим столкнулся Л.Н. Толстой и категорически заявил:  учить ребенка нельзя, можно лишь помочь ему подступится к творчеству. С этим столкнулись сторонники «свободного воспитания» и пришли к тому же выводу: учить творчеству нельзя, можно лишь создавать условия для его спонтанных проявлений. Но, оказывается, не учить тоже нельзя: спонтанное творчество ребенка сходит на нет.

Творчество маленького ребенка есть что-то художественно ценное, что-то роднящее его с подлинным искусством. И в силу этого те сложные, противоречивые вопросы о соотношении «учебного» и «творческого», о специфике искусства, которые в прошлом веке задавали себе лишь немногие из зрелых художников, теперь встают уже перед педагогом, работающим с дошкольниками.

Творчество одаренного ребенка и по содержанию и по исполнению очень отличается от творчества взрослого художника. Что позволяет рассматривать и то и другое как искусство, хотя бы и разного типа и уровня. Произведения искусства разных народов, эпох и стилей иногда отличаются друг от друга не меньше,  чем детское творчество от «взрослого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Художественно - экологическая программа по изобразительной деятельности "Маленькие художники"

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Шир...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»

Сценрии музыкальных развлечений. конспекты, потешки, муз.дидактические игры....

"МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК"

консультация для родителей "Маленький художник"...

маленькие художники

В материале содержится краткое описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в рисовании в том числе в нетрадиционных техниках, размещены детские раб...

Воспитываем маленького художника

В этом разделе родители смогут найти советы и рекомендации о том, как приобщать ребенка к художествееному творчеству....

Факультатив по ИЗО "Нетрадиционная техника рисования" "Маленький художник"

Нетрадиционные технники рисования для дошкольниковЧтобы привить любовь к изобразительнному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста используют нетрадиционные спо...