Статья "Рисование без кисточки"
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ракитёнок Наталия Александровна

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рисовать без кисточки это увлекательно

   В отличие от традиционных методик, необычные техники позволяют ребёнку максимально раскрыть свой творческий потенциал, не обременяя его рамками. Большинство нетрадиционных техник рисования направлены на свободу, не навязывая при этом страх совершить ошибку, который в дальнейшем мешает творчеству и личностному развитию, превращая талантливых людей в посредственность. Оригинальные способы позволяют использовать различные материалы и помогают научиться мыслить нестандартно. Чем полезно рисование нетрадиционными способами?      

   Нетрадиционная техника рисования развивает ум и творческие способности. С раннего возраста нужно прививать детям любовь к искусству и поощрять творческие проявления. Малыш учится связывать единую композицию, создавая её из мелких деталей, гармонично располагать различные элементы, реализовать задуманное или импровизировать. Необычные техники рисования имеют массу преимуществ:

  • Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей.
  • Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
  • По сравнению с традиционным рисованием, необычные техники позволяют затрачивать значительные меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы.

   Благодаря использованию всевозможных материалов, различных по форме, размеру и фактуре, у детей развивается мелкая моторика. Это в свою очередь положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга. Необходимость смешивать цвета и находить новые оттенки. Это развивает цветовосприятие и эстетический вкус. Дети знакомятся с формой и объёмом, что развивает пространственное мышление и воображение. Применение необычных инструментов и материалов помогает научиться принимать нестандартные решения, находить ответы в любых ситуациях. Ребёнок учится планированию, заранее определяя последовательность простых действий. Некоторые методики могут освоить даже маленькие дети, которые ещё не научились правильно держать карандаш или кисточку.

   У детей развивается наблюдательность и более тонкое восприятие образов. Осознание сопричастности к созидательному процессу положительно сказывается на развитии многих личностных качеств. Эта техника позволяет ребёнку почувствовать самостоятельность и значимость собственной работы. Развивается внимательность, усидчивость и способность к концентрации. Однако это происходит легко и без принуждения, поскольку большинство техник подразумевают выполнение рисунка за короткий промежуток времени. Это даёт ребёнку возможность постепенно привыкать к новым видам деятельности. Детям прививается эстетический вкус, развивается эмоциональная отзывчивость.  

Рисование ладошками

   Нетрадиционная техника изображения, наиболее распространённая  — это рисование ладошками и пальцами. Такую методику способен освоить каждый ребёнок. Техника выполнения чрезвычайно проста – достаточно просто опустить руку в ёмкость с краской или раскрасить ладонь при помощи кисти, а затем поставить отпечаток на листе бумаги. При организации этого процесса нужно действовать по принципу  «от простого к сложному». В возрасте от 1 до 3 лет дети ещё не создают композиционные произведения. На данном этапе они знакомятся с цветом и фактурой краски. Для ребенка от 1 до 3 лет рисование ладошками – оптимальный вариант, поскольку он ещё не может правильно держать кисть или карандаш. Для детей в возрасте от 3 до 4 лет уже подойдёт создание картин при помощи данной техники. Для начала следует выбирать самые простые и привычные для детей образцы: цветы; солнце; деревья; рыбки. Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, завершающими образ. Для развития творческого потенциала рекомендуется давать детям возможность определить созданный образ и дополнить его недостающими деталями.


Лучше всего налить цветную жидкость в блюдце. Также существует прекрасная альтернатива – так называемые, пальчиковые краски. Они абсолютно безопасны для ребёнка, легко смываются и не содержат токсичных веществ. Для детей старшего возраста подойдёт акварель.

Штампы, оттиски

   Суть методики заключается в том, что красящее вещество наносится на поверхность какого-либо предмета, который затем прикладывается к листу бумаги, оставляя оттиск. Для этого понадобятся всевозможные материалы, и чем разнообразнее, тем лучше.

Для этой цели прекрасно подойдут: листья; пробки; рельефные салфетки с узорами; мятая бумага; перья. Что касается красок, рекомендуется брать гуашь или акварель. Этот способ позволяет наносить несколько одинаковых изображений, составляя орнаменты или сюжетные изображения, дополненные деталями. Данная методика рисования подходит как для самых маленьких художников, так и для детей старшего возраста.


Рисование поролоном

   Нетрадиционная техника рисования  зачастую подразумевает применение простых материалов необычным способом. Одна из таких методик – рисование поролоном. Эта техника даёт возможность получить оригинальные изображения, которые невозможно выполнить кистью.
Для работы понадобятся акварельные краски, кусочки поролона разной величины и листы бумаги. Суть метода очень проста – губка окунается в слегка разведённую водой акварель и прикладывается к листу бумаги. Также можно выполнять штрихи и разводы. Различная сила нажатия помогает варьировать текстуру.

Польза техники рисования поролоном:

  • Развивается воображение. Ребёнок учится распознавать знакомые предметы в замысловатых оттисках. После нанесения основных элементов, рисунок дополняется деталями, завершающими картину.
  • Дети учатся наносить крупные элементы, располагая детали в соответствии с размером листа. Это даёт начальные понятия о композиции.
  • Развиваются импровизационные навыки.
  • Дети учатся распознавать различные по текстуре изображения.

Рисование точками

   Эта методика позволяет детям научиться гармонично воспринимать разрознённые мелкие детали и собирать их в общую картину. Рисование точками впервые предложил французский художник-постимпрессионист Жорж-Пьер Сёра. Точечное рисование предполагает использование чистых цветов, без смешивания оттенков. Например, вместо зелёного наносится синий и жёлтый цвета, а вместо оранжевого – красный и жёлтый. Восприятие цвета происходит посредством оптического эффекта. Если рассматривать такое произведение с близкого расстояния, то зритель увидит лишь отдельные точки. А издалека они образуют форму и цвета. Для создания картин в этой технике понадобятся акварельные краски и бумага. Что касается инструмента для рисования, здесь выбор безграничен – от карандаша с ластиком на конце (при помощи которого и будут наноситься точки), до ватных палочек.

Точки не должны быть слишком маленькими, иначе на создание рисунка понадобится слишком много времени. Это направление изобразительного искусства замечательно подходит для детей 3-6 лет.

Техника «монотипия»

   Суть этой техники заключается в следующем: на ровной гладкой поверхности наносится рисунок, который затем отпечатывается на листе бумаги. Ещё один распространённый способ – рисунок наносится на одну из внутренних сторон сложенного вдвое листа, после чего лист складывается, и первоначальное изображение частично или полностью отображается на второй половинке бумаги. Получаются симметричные рисунки и орнаменты. Эта уникальная методика позволяет создавать интересные, многообразные и оригинальные картины. Полученный отпечаток можно оставить в первоначальном виде. Но чаще он дополняется элементами, позволяющими завершить картину и сделать её более детальной. Эта техника рисования  подходит как для малышей, которым предлагаются самые простые рисунки (флажки, воздушные шары, кубики), так и для более старших детей, которые могут выполнять более сложные изображения (бабочек, цветы, животных).

Рисование в технике «набрызг»

   Одна из самых простых, но не менее интересных методик, — рисование в технике «набрызг». Суть этого направления отображена в самом названии – капли краски разбрызгиваются на поверхности бумаги. Нередко для создания картин применяются трафареты. Для этой цели подойдут засушенные листья, цветы, фигурки, вырезанные из бумаги. Также можно выполнять многослойный «набрызг» при помощи нескольких трафаретов. Рисование в этой технике рекомендуется для детей в возрасте от 3-4 лет. Для работы понадобится краски (акварель или гуашь); старые зубные щётки; пластиковые линейки; стеки (инструмент в виде лопаточки, применяемый скульпторами); трафареты; клеёнка для стола (или газеты), фартук и нарукавники. Щётку окунуть в стакан с водой, стряхивая лишнюю воду. Набрать небольшое количество краски. Держа щётку в левой руке (для левшей, наоборот, в правой), взять в другую руку стеку или маленькую пластиковую линейку. Поднести инструменты к листу бумаги. Проводить по щётке стекой, направляя инструмент в обратную сторону от листа, так чтобы брызги попадали на бумагу. Движения должны быть точными и быстрыми. Таким образом тонируется вся поверхность листа или нужный фрагмент.

Кляксография

   Одна из интересных методик живописи основана на рисовании пятнами и кляксами. Этот вид творчества интересно тем, что заранее невозможно предугадать, что получится в результате. Суть метода заключается в следующем: на листе бумаги ставится клякса, а затем раздувается в разные стороны через соломинку. Следующим этапом будет дорисовка полученных пятен. Идея придаёт кляксам смысл. Одно и то же пятно можно интерпретировать по-разному, дополняя его всевозможными деталями. При этом взрослый может помочь, задавая наводящие вопросы, помогающие определить, какое изображение скрывает в себе клякса. Прорисовка дополнительных элементов является важной частью работы. Для рисования таким способом понадобятся жидкие акварельные краски, кисти, плотная бумага и соломинки (трубочки). Если же в наличии есть только обычная акварель, её нужно заранее разбавить и налить в удобные ёмкости. Техника включает два основных приёма:

  1. Капли. Кисть, обильно смоченная в жидкой краске, стряхивается над листом бумаги, оставляя различные по размеру кляксы и капли. Этот метод чем-то похож на технику «набрызг», однако здесь вместо зубных щёток применяются толстые мягкие кисти.
  2. Растекание. При помощи кисти на бумагу наносится большое пятно краски, которое затем раздувается при помощи соломинки. Также можно наклонять лист в разные стороны, давая возможность каплям краски растекаться по поверхности.

Данная техника хорошо подойдёт для детей от 3 до 6 лет.

Мыльные пузыри

   Подкрашенные мыльные пузыри позволяют создавать эфемерные неуловимые картины. Для работы понадобится: вода; шампунь или пенящееся жидкое мыло; пищевые красители; плотный картон; трубочки для коктейля; ложки. Ход работы: Моющее средство развести с водой в соотношении примерно 1:5. Добавить красящее вещество. Желательно делать несколько ёмкостей с разными оттенками. Поместить трубочки в стакан с раствором, взболтать и подуть так, чтобы над поверхностью ёмкости появилась пена. Прикладывать листы бумаги к стаканам с разноцветной пеной, оставляя отпечатки. Также можно наносить пену на бумагу ложкой. Ещё один способ – надуть мыльный пузырь и аккуратно, задерживая его на трубочке, поместить на бумагу. Готовые работы можно дополнить деталями или же оставить в первоначальном виде.

Соль

   Для рисования солью потребуются: альбомный лист; несколько кистей разных размеров; крупная соль; акварель; карандаш и ластик; бумажные салфетки; стакан с водой. Ход работы: На листе бумаги наносится рисунок. Крупной кистью обильно смочить лист бумаги водой. Аккуратно нанести основные цвета. Прикасаться кистью к бумаге нужно осторожно, поскольку краска растекается. Посыпать солью окрашенные фрагменты. Полученный рисунок обретает своеобразную текстуру и рельеф.

Картины с клеем и сыпучими материалами

   Данная методика заключается в следующем: на бумаге прорисовывается контур рисунка и промазывается клеем. Затем на поверхность насыпается песок или крупа. Готовая картина обретает объём. Сочетание различных круп позволяет варьировать разную текстуру.

Акватипия

   При помощи этой техники дети создают причудливые узоры, состоящие из пятен. Для работы понадобятся следующие инструменты и материалы: акварельная бумага (в отличие от обычной, она сохраняет плотность после смачивания водой); акварель; кисть; стеклянная или пластиковая поверхность. Процесс: На гладкую поверхность (стекло или пластик) наносятся предварительно смоченные и размягчённые акварельные краски. Здесь открывается неограниченное пространство для творчества. Можно наносить пятна и разводы любых размеров, формы и оттенков. Затем к окрашенной поверхности прижимают лист бумаги, аккуратно разглаживая. Можно обвести полученные изображения контрастным тёмным цветом, подчёркивая имеющиеся детали и добавляя новые элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект по художественному труду в средней группе "Подставка для кисточек"

Конспект занятия по художественному труду в средней группе. Программа "Из Детства в Отрочество".Цель: Закреплять умение лепить предметы шаровидной и овальной формы. Упражнять в украшении поверхности в...

Виды техники изображения. Перспективное планирование По "Волшебной кисточке"

Познакомить детей с многообразием используемых материалов, научить на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, развивать творческие личности, способной применить свои знания и уме...

Волшебная кисточка программа

Программа заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материало...

Перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"

Перспективное планирование занятий по рисованию на учебный год....

Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»

В предлагаемой  системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года.  Занятия по рисо...

Конспект занятия по изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - ладошками; рисование кисточкой) "Весёлая зебра"

Задачи:способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;формировать предметные представления у детей по теме «Животные»развивать зрительное воспр...