«Радуга – дуга». Рисование в нетрадиционной технике «Тычок жесткой кистью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Залазаева Юлия Вениаминовна

Вашему вниманию предлагаю технологическую карту НОД по ИЗО в старшей группе с преминением нетрадиционной техники рисования "тычок жесткой кистью". В приложении  представлены слайды презентации к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga-duga_zalazaeva_yuv.docx464.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта НОД по применению нетрадиционной техники рисования «Тычок жесткой кистью»

Наименование ОУ

МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки»

ФИО педагога

Залазаева Юлия Вениаминовна

Группа

Старшая группа

Тема занятия

«Радуга – дуга». Рисование в нетрадиционной технике  «Тычок жесткой кистью»

Тип занятия

Практическое закрепление нетрадиционной техники рисования

Цель занятия

Развитие интереса детей к художественному творчеству посредством применения нетрадиционной техники рисования «Тычок жесткой кистью»

Задачи

Дидактические задачи (образовательные): - совершенствовать навыки рисования при использовании нетрадиционной техники «Тычок жесткой кистью»; 

- закреплять умение использовать знакомый вид нетрадиционного рисования  для передачи фактурности изображаемого явления;

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Природные явления».

Развивающие задачи: - развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования;

- развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру.

Воспитательные задачи:  - вызвать эмоциональный отклик, чуткое и бережное отношение к природе

- воспитывать усидчивость и аккуратность при работе с красками.

Предварительная работа

Беседа о весенних явлениях природы

Рисование «тычком жесткой кистью» животных, пейзажи

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

Презентация к занятию (слайды и анимация на них переключаются по щелчку мышки). Изображения радуги в разных техниках. Цвета спектра, которые можно сложить в виде радуги.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

Материалы

Лист плотной белой бумаги, кисточка «щетина» №5, стакан с водой, салфетки, гуашь; ватные палочки

Дидактическая структура занятия

Этапы

Цель

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Мотивационно-ориентировочный,

Организационный

Сплочение детей, создание атмосферы доверия, настрой на дальнейшую работу

В: - Сегодня мы начнем нашу встречу с разминки наших пальцев. Приготовьте руки, пальцами правой руки по очереди «здоровайтесь» с пальцами левой руки, похлопывая друг о друга кончиками (Слайд 1):

(Переключить) Здравствуй, солнце золотое!

(Переключить) Здравствуй, небо голубое!

(Переключить) Здравствуй, вольный ветерок,

(Переключить) Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

В: - Давайте предположим, о каком времени года может идти речь в стихотворении? Почему вы так решили?

В: - А какие еще природные явления мы можем наблюдать в это время года? Расскажите о них (Слайд 2)

Дети выполняют действия по тексту игры

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети активно участвуют в организационной игре, рассказывают о природных явлениях весны, лета.

2. Основной

Рисование нетрадиционной техникой «Тычок жесткой кистью»

Если дети перечисляют не все явления природы, можно помочь загадкой

Солнце светит, льется дождик,

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный, расписной

В: (Слайд 3) - Да, это замечательное явление природы, которое любят наблюдать и дети, и взрослые. (Переключить) Появляется оно после дождя, когда некоторые капельки зависают в воздухе, так и не добравшись до земли. (Переключить) Лучики солнца попадают на капли дождя и, отражаясь от них, словно от зеркала, становятся разноцветными. Радуга всегда встречается там, где лучи солнца встречают капельки воды (Переключить). Например, на водопадах, фонтанах. (Переключить) А можно самому сделать радугу: встав спиною к солнцу побрызгать в воздух из пульверизатора и увидеть радугу, созданную собственными руками. Увидеть радугу возможно, только если находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть впереди). Еще одно условие: солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Если солнце высоко в небе, провести такую прямую линию невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Днем ее увидеть нельзя. 

В: (Переключить) - Я очень люблю наблюдать это явление природы, у меня всегда улучшается настроение, когда я размышляю о том, в какую сказочную страну может привести меня этот удивительно-разноцветный и волшебный мостик!

В: - Сегодня я предлагаю вам нарисовать такой волшебный мостик. Для сегодняшнего рисования мы будем использовать не обычные инструменты, а клеевые кисти, чтобы сделать радугу более необычной.

Эта техника нетрадиционного рисования называется «Тычок жесткой кистью». Мы с вами уже знакомы с этой техникой. Кто помнит, какие объекты у нас получались?

В: - Сегодня наша задача передать не каждый по отдельности цвет радуги, а то, что один цвет выходит из другого, сливаясь с ним. Поэтому у нас и должно получиться необычное,  загадочное, удивительное явление природы.

В: - Итак, что мы задумали нарисовать? (загибает мизинец)

В: - Какие материалы мы будем использовать? (загибает безымянный палец)

В: - Какие мы возьмем инструменты?

В: - О порядке действий мы поговорим с вами позже (загибает указательный палец)

В: - И что в результате у нас получится?

В: - Вот мы и посмотрим, какие разные и чудесные радуги у вас  получатся!

Готовьте свои рабочие места!

 

В: - Все приготовили, садитесь, пожалуйста! Вы взяли коробочки с гуашью. А все ли цвета нам понадобятся?

Сейчас мы подготовим только те цвета, которые составляют радугу. А поможет нам в этом стихотворение. Слушайте внимательно и доставайте из коробок только те цвета, которые услышали. Воспитатель читает стихотворение, Слайд 4.

(Переключить) Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

(Переключить) За оранжевой, 

(Переключить) За жёлтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

(Переключить) Зеленее, чем луга.

(Переключить) А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

(Переключить) Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

(Переключить) А за этой фиолетовой

Возьму да побегу!

Я на радугу-дугу                                            

Полюбуюсь побегу —

(Переключить) Семицветную-цветную                                

На лугу подстерегу.

В: - Итак, какие цвета вы подготовили? Назовите по порядку, начиная с первого цвета. Первый цвет будет самым верхним, внешним цветом радуги.

Вспоминайте поговорку, о которой мы уже говорили: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первая буква каждого слова указывает на цвет радуги.

В: - Какой цвет будет самым первым, верхним на радуге?

В: - А самым последним, внутренним цветом какой?

Перед началом работы давайте вспомним основные правила рисования «Тычком жёсткой кистью»:

•        Вода используется только при смене цвета, кисть вытирается насухо с помощью салфетки перед обмакиванием в краску.

•        Во время рисования кисточка стоит строго вертикально по отношению к листу бумаги. Гуашь наносится на лист путём одного касания, «тычком».

Приступайте к рисованию! Начинайте с радуги, которая будет располагаться в верхней части листа. А на нижней части листа изобразите полянку или лужайку, над которой появилась радуга. Замечали, что радуга бывает разной по насыщенности цвета? Это зависит от размера капель: чем они больше, тем радуга ярче.

Если дети не просят помощи воспитателя, можно сообщить им следующую информацию:

Впервые цвета радуги выделил древнегреческий ученый Ньютон. Правда сначала он определил только пять окрасок – красная, желтая, зеленая, голубая и фиолетовая. Но позже увидел ещё и оранжевый цвет, затем ученый добавил в спектр и синий оттенок. Число «Семь»,  равное количеству нот в музыкальной гамме, понравилось Ньютону. Так и оставили, хотя на самом деле цвета в радуге плавно  переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.

В: - Для тех детей, кто раньше остальных выполнил работу, есть задание: нарисуйте на полянке распустившиеся после дождика цветы с помощью ватных палочек. Кто не успеет, сможет дорисовать в вечернее время.

Дети рассказывают о природных явлениях весны, отгадывают загадку

Д: - Это радуга

Д: - Мы рисовали котенка, зайку, медвежонка. Они получались мягкими, пушистыми, мохнатыми.

Д: - Задумали нарисовать радугу

Д: - Лист бумаги, гуашь

Д: - Мы возьмем клеевые кисти с жесткой щетиной

Д: - У нас получится радуга – дуга, волшебная, прекрасная, разноцветная. У каждого своя! У каждого свой мостик волшебный.

Дети готовят рабочие места

Дети слушают стихотворение и достают баночки с цветами согласно стихотворению

Дети называют цвета по порядку.

Д: - Красный

Д: - Фиолетовый

Если дети помнят правила рисования техникой «Тычка», рассказывают сами.

Дети рисуют

Дети активно участвуют в беседе о явлении природы.

Дети озвучивают этапы деятельности.

Готовят свои рабочие места. Изображают радугу техникой «Тычок жесткой кистью»

3. Рефлексивно-оценочный

Анализ и самоанализ деятельности

В: - Уже так много радуг после теплого весеннего дождика появилось у нас в группе! Подходите скорее, рассмотрим их, вставайте вдоль ковра со своими рисунками.

- Итак, какое природное явление мы сегодня изображали?

- Какой необычный инструмент мы использовали сегодня для изображения разноцветной радуги?

- Какую технику нетрадиционного рисования мы сегодня применяли?

- Какая у вас получилась радуга?

- С каким настроением вы рисовали свой волшебный мостик?

- А кто из вас во время рисования представлял себе, что он бежит по радуге в сказочную страну?

Давайте сегодня вечером порассуждаем, какая это может быть сказочная страна! А сейчас убирайте свои рабочие места, мойте баночки и кисти, а баночки с гуашью плотно закрывайте!

Дети встают вдоль ковра с рисунками в руках

Дети анализируют свою деятельность

Дети убирают свои рабочие места аккуратно пользуясь водой.

Приложение.

C:\Users\User\Desktop\РАДУГА-ДУГА, Залазаева ЮВ\Слайд1.JPG

C:\Users\User\Desktop\РАДУГА-ДУГА, Залазаева ЮВ\Слайд2.JPG

C:\Users\User\Desktop\РАДУГА-ДУГА, Залазаева ЮВ\Слайд3.JPG

C:\Users\User\Desktop\РАДУГА-ДУГА, Залазаева ЮВ\Слайд4.JPG

C:\Users\User\Desktop\РАДУГА-ДУГА, Залазаева ЮВ\Слайд5.JPG

C:\Users\User\Desktop\РАДУГА-ДУГА, Залазаева ЮВ\Слайд6.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике «тычком» в средней группе «Осеннее дерево»

Рисование «Осеннее дерево» с использованием нетрадиционной техники (метод тычка) Интеграция образовательных областей: ХЭР;ПР;РР;СКР;ФР.Цель: Создание условий для реализации ...

мастер класс: рисование в нетрадиционной технике (тычок жесткой кистью). тема: космос.

рисование в подготовмтельной группе на тему космос. использована техника нетрадиционного рисования (тычок жесткой кистью и акварельное рисование)...

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Сарафаны для матрешек» рисование в нетрадиционной технике тычком

Цель: продолжить совершенствовать навыки детей в рисовании нетрадиционной технике рисования тычком....

Конспект занятия по ИЗО деятельности в младшей группе на тему: "Рисование в нетрадиционной технике - тычок губкой. Лесная птица. Совёнок".

Цель: Закреплять навык работы в нетрадиционной технике тычки губкой.Задачи:- Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни. - Решать речевые зад...

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике тычком ватными палочками в средней группе «Пушистые котята»

Формирование умений рисовать способом тычка ватными палочками, передавая тем, изображаемый силуэт котят....

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «тычком» во второй младшей группе «Осеннее дерево»

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «тычком» во второй младшей группе «Осеннее дерево»...