Главные вкладки

    Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси»
    план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

    Соловьева Наталья Александровна

    Конспект

    совместной деятельности

    взрослого с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области

    «Художественно-эстетическое развитие»

    (рисование по нетрадиционной технике- пластилинография),

    направленной на ознакомление с особенностями и историей родного края

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izo_hant.docx408.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 8 «Белоснежка»

    Конспект

    совместной деятельности

    взрослого с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области 

    «Художественно-эстетическое развитие»

    (рисование по нетрадиционной технике- пластилинография),

    направленной на ознакомление с особенностями и историей родного края

    Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси»

    Конспект подготовила воспитатель: Соловьева Н.А.

    город Мегион-2020 год

    Предлагаю вашему вниманию Конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), направленной на ознакомление с особенностями и историей родного края 

                     Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси»  

    по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - макарон, арбузных семечек и фасоли.
    Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

    Задачи: научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента.

    - закрепить умение детей украшать предметную форму, используя элементы хантыйских узоров. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, формировать знания о народах, населяющих Ханты-Мансийский округ, их культуре и искусстве.

    - развивать эстетический вкус и творческое воображение

    - приобщать детей к культуре народов севера по средствам художественного творчества, расширять их представление о жизни и культуре народов Югры

    -воспитывать уважение и любовь к родному краю
    Предварительная работа: знакомство с национальным орнаментом. Каждое изображение несёт свой смысл. Например, орнамент под названием «Утки над озером», «Вороны над болотом», «Медведь», «Три гуся» и т.д.

    Для работы нам понадобится (оборудование): заранее приготовленный картон, покрытый тонким слоем пластилина, тарелочки с сыпучим материалом (макароны, арбузные семечки, фасоль), образцы с национальным орнаментом: «Солнышко», «Олень», «Заячьи уши», «Лягушка», «Глухарь», «Дом», «Кедровая шишка», «Жук», «Медведь».

                                         

                                                  Ход СД:

    Организационный момент

    Дети с воспитателем заходят в группу и здороваются с гостями.

    Есть на карте у меня
    Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.
    Говорят, что в ней полным-полно чудес,
    И зверей и ягод полон сказочный лес.
    Говорят олени тут живут,
    И деревья до небес растут.
    Приезжайте в гости к нам друзья- 
    Мы покажем вам свои места.

    Воспитатель: Ребята в каком округе мы живем?

    Ответы детей:…. в Ханты - Мансийском Округе -  Югра.

    Воспитатель: В нашем городе проживает очень много разных народов, которые приехали сюда с разных мест России? А какие народы здесь жили всегда?

    Дети: Народы ханты и манси.

    Воспитатель: В хантыйских семьях дети также как и вы играли с игрушками, в том числе и с куклами. Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Ее зовут Окся. Посмотрите, какая она красивая. Послушайте стихотворение о кукле, я его прочитаю на хантыйском языке:

    Ма аканем, омса.

    Тоса яма вола,

    Хураманг сухен

    Яма, яма тае (теперь я переведу стишок)

    Моя кукла, сиди,

    Хорошо себя веди,

    Красивое платье

    Аккуратно носи.

    Воспитатель: Вот такую потешку проговаривали дети, когда играли с куклой. Как вы думаете, почему Окся такая красивая. Что вам понравилось у нее?

    Дети: У нее красивое платье.

    Воспитатель: Но вот у многих девочек тоже есть платья, но они так не привлекают взгляд, а почему? Чем оно отличается от обычных платьев?

    Дети: Платье украшено узорами и орнаментами.

    Воспитатель: Да, ребята, на Оксе надето хантыйское платье. Может кто-то из вас узнал эти орнаменты? Назовите их? Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев«Рог оленя самца»«Заячьи ушки»«Лапы лисы»«След маленьких крестов»«Рябь воды»«Накаты волн»«Голова соболя»«Гнездо птицы»«Ноги маленькой лягушки»«Пасть щуки»«Солнце»«Ветки березы».

    Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент?   (Ответы детей)………………………….

    Воспитатель: Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.

    Дидактическая игра: «Орнаменты Ханты и манси»

    Воспитатель: А сейчас давайте поиграем, у меня на мольберте орнаменты, ваша задача определить к какому изображению относится орнамент.

    (проводиться игра………………….)

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательны и Окся дарит вам образцы орнаментов.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами, можем научиться украшать хантыйскими орнаментами платья, а по хантейски (ернас) это значит платье. (Воспитатель просит повторить новое слово- ернас)

    Эти орнаменты мы будем выкладывать с помощью макарон и перловкой на заготовках. Итак, начинаем творить. Каждый ребёнок выбирает более понравившийся ему орнамент.

    Во время самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. Во время работы детей звучат музыкальные композиции ансамбля «Тресколье».

    C:\Users\solov\Desktop\img9.jpgПо окончании работы все полученные изделия выкладываются на стол, рассматриваются.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

    Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

    Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

    заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

    В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

    Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

    Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

    Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»

    Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...

    Тема: «Знакомство с языком народов ханты и манси»

    конструкт организации совместной деятельности с детьми 7-го года жизни...

    Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»

    Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...