Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду
консультация

Консультация для воспитателей

В процессе рисования совершенствуются: Наблюдательность, Эстетические эмоции, Художественный вкус, Творческие способности, Творческая активность, Творческое воображение, Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа, Доброта сердца, Чуткость души, Действенная любовь ко всему прекрасному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Консультация для воспитателей

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ

Воспитатель:

Алонова Любовь Дмитриевна

30.10.2018г.

г.о. Электрогорск

 (2 слайд)

Рисование   - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью  графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.

(3 слайд)

В процессе рисования совершенствуются: Наблюдательность, Эстетические эмоции, Художественный вкус, Творческие способности, Творческая активность, Творческое воображение, Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа, Доброта сердца, Чуткость души, Действенная любовь ко всему прекрасному.

(4 слайд)

Что же делает рисование столь желанным для детей?

  • Во-первых, оно доступно: рисовать можно чем угодно, на чём угодно и где угодно;
  • во-вторых, это деятельность, сопровождаемая активными чувственными переживаниями: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
  • в-третьих, оно познавательно, ибо помогает разглядеть, узнать, уточнить, понять многое, да и показать в рисунке свои знания;
  • в-четвертых, оно выразительно: в рисунке можно многое выразить, и порою с меньшими трудностями, чем в словах (свои душевные волнения, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения и др.);
  • в-пятых, рисование продуктивно :рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок — это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно повесить их на стенку, подарить, отложить, вновь достать и рассматривать.

(5 слайд)

Основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида, рисование отдельных предметов: - сюжетное - декоративное. Так же имеет своё место - нетрадиционное рисование.

(6 слайд)

Приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе:

На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике. На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка. На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»

(7 слайд)

Способы рисования в раннем возрасте

Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом

Примакивание кисточкой

Рисование прямых, волнистых, пологих и запутанных линий (вести кисть по ворсу, а так же точек.

Рисование кисточкой круга

Рисование вертикальных линий разной длинны

Обыгрывание и дополнение контурного рисунка или аппликации

Раскрашивание объекта в раскраске состоящий из частей

Дорисовывание аппликации (ножки, крылышки, глазки, клювик)

Сочетание в одном образе разные линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых и волнистых.

Нетрадиционное рисование

- Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

- «Принт» (печать листьями)

- Рисование пальчиками (оставлять на бумаге отпечатки одно-

и дву- цветные).

(8 слайд)

Способы рисования в младшей группе

Рисование крупных двуцветных предметов

Рисование овальных предметов.

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы

Знакомство с явлением контраста «светлый – тёмный»

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий

Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы

Рисование декоративное

– Филимоновская роспись:

  • линии – прямые, вертикальные, горизонтальные, короткие, длинные; кольца- большие, маленькие; круги.

Нетрадиционное рисование

Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

«Принт» (печать листьями)

Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки

одно- и дву- цветные)

Рисование ватными палочками

Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому

Рисование с приёмом «примакивания» кисточкой

(9 слайд)

Способы рисования в средней группе

Рисование предметное по замыслу

Сюжетное (передача особенностей внешнего вида)

Рисование по представлению (передача в рисунке характера и настроения героев)

Рисование красками по мотивам литературного произведения (простые графические сюжеты)

Рисование декоративное

Филимоновская роспись.

- Дымковская роспись:

-точка, круг, кольцо, завиток, волнистая линия, прямая линия.

Обведение кисти руки и создание узора

Рисование на аппликационной основе

Рисование контрастных по размеру образов

Рисование дидактическое (цветоведение)

Нетрадиционное рисование

Рисование модульное пальчиками и ватными палочками

Рисование – фантазирование (фантазийные образы):

  • с рисованием пальцами, ладошками, отпечатками
  • разными предметами.

(10 слайд)

Способы рисования в старшей группе

Рисование простых сюжетов

(передача движений человека, взаимодействий и отношений между персонажами)

Рисование декоративное (беспредметные – абстрактные композиции) -безотрывное рисование карандашом, фломастером, кистью по бумаге.

Декоративное рисование

– Филимоновская роспись.

- Дымковская роспись.

- Городецкая роспись

- Хохломская роспись - листок, лепесток, трилистник, волнистая линия,

- по замыслу, заполняя всё пространство на листе бумаги (растительные, зооморфные, геометрические)

- на объёмной фигуре (на вылепленной игрушке) – украшение кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами

  • построение кругового узора из центра, симметрично располагая

элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам

- по народным потешкам и песенкам

Рисование по представлению

Рисование по описанию (загадок и стихов)

Рисование с натуры

Рисование цветовых композиций (смешивание разных красок для получения «зимних», «весенних», «летних», «осенних» композиций). Рисование – экспериментирование - палитра – тёплые оттенки - с различными художественными материалами и инструментами Сюжетное рисование -по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений -передавая движения, взаимодействия и отношения детей Рисование предметное - рисование широкой линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом - рисование – дидактическое (цветоведение) Рисование по замыслу - выразительная фигура человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики - улыбка, смех Рисование с опорой на фотографию (портрет) Нетрадиционное рисование Рисование – фантазирование Рисование экспериментирование с различными материалами и кляксография Рисование в технике «по мокрому» цветовая растяжка, лессировка) Рисование на камешках по замыслу

 

(11 слайд)

Способы рисования в подготовительной группе

Рисование декоративное

• Дымковская роспись - оформление лепных поделок.

• филимоновская роспись,

• городецкая роспись,

• хохлома,

• Полхов-Майдан,

• гжель – двух частные контрастные композиции

• жостово,

• мезенская роспись,

• вологодское кружево - по мотивам кружевоплетения (точка, круг, завиток, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля)

Рисование сюжетное

  • передача движения и эмоциональное состояние объектов,

изображение позы

  • по замыслу
  • пейзажное

Рисование по замыслу - несложные сюжеты и пейзажи - ассиметрия, передающая движение Рисование по представлению - парный портрет (в профиль, в анфас) Рисование с натуры - цветы – игрушки Нетрадиционное рисование - «Монотипия» (по мокрому) - пейзаж - рисование по мокрому листу.

(12 слайд)

Изобразительная деятельность вне занятий.

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.

Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходиться ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть представлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя.

В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

(13 слайд)

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организмаСтруктура прогулки...

Организация и методика проведения прогулки в детском саду

Консультация для воспитателей дошкольной ступени....

Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способ...

Презентация на тему "Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду"

Эта презентация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей....