Семинар по ИЗО.
план-конспект занятия по рисованию
Предварительный просмотр:
Семинар по изо-деятельности
«Методика рисования деревьев, транспорта, домов, животных, птиц, человека с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»
Рисование елей
Младшая группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской зелёного цвета, широкой кистью.
Объяснение:
Обозначаем, где растёт ель – провожу ровную, прямую линию слева-направо зелёной краской. Затем рисую прямой и красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. На макушке веточки короткие и смотрят вверх на солнышко. Рисую остальные ветки, начинаю сверху – веду линию от ствола вниз с одной стороны и с другой, наверху они короткие, а потом растут, растут (ведём линию ветки), а эта ветка ещё длиннее (растёт, растёт, растёт).
Средняя группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.
Объяснение:
Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт ель, провожу ровную прямую линию слева-направо. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые веточки. У ели есть макушка. Рисую 2 маленькие веточки, которые смотрят вверх, на солнышко. Теперь рисую остальные ветки, начинаю сверху. Ветки вверху маленькие и смотрят вниз с одной и другой стороны, ниже ветки подлиннее, ещё длиннее и самые длинные. Теперь тонкой кисточкой зелёной краской рисую иголки на ёлке. Они растут на ветках с одной и с другой стороны.
Зимой можно рисовать ель покрытую снегом и украшенную огоньками на новогодний праздник.
Старшая группа
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.
Объяснение:
Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки» - маленькие ветки, нарисую их под большими (показ). Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою.
Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы.
Подготовительная группа
Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра - на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои.
Объяснение:
Методика рисования не меняется. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета.
Рисование деревьев
Младшая группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.
Объяснение:
Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева-направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева-вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.
Средняя группа
Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.
Объяснение:
Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева-направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.
Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.
В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.
Старшая группа
Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен.
Сосна
Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны.
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои.
Объяснение:
У сосны красивый, ровный ствол светло-коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки. Хвоя у сосны изумрудная, длинная и пушистая. Тонкой кисточкой делаем длинные от ветки в разные стороны мазки.
Берёза
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.
Объяснение:
У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.
Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по-сырому контур кроны и точками листья).
Яблоня
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.
Объяснение:
Широкой кистью тёмно-коричневой краской рисую ствол. Техника рисования та же. Теперь средней толщины кисточкой буду рисовать крону. Крона у яблони похожа на чашу. Из чаши растут большие ветки вверх к солнцу, а на них маленькие. Оттого, что у яблони такая крона её называют развесистой. Листья у яблони рисую примакиванием, конец кисти смотрит вверх.
Можно дать так же тему «Яблоня в цвету» - розовой краской рисуем цветы завиточки, листья не рисуем.
Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе.
Подготовительная группа
Продолжаем рисовать разновидности деревьев.
Дуб
Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.
Объяснение:
Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».
Сосна
В этой группе можно дать рисование сосны цветными карандашами, но для детей это очень сложно. Так же дети учатся рисовать молодую сосенку.
Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, палитра. Даём 2 кисточки: широкую для ствола и средней толщины для хвои.
Объяснение:
Широкой кистью светло-коричневой краской рисую короткий ствол. Техника та же, как при рисовании елей. Особое внимание уделяем на ветки. Рисую 2 маленькие наверху, а далее от ствола рисую 2 веточки вверх к солнцу и отсюда же 2 вниз. Теперь средней кисточкой рисую хвою, верхние ветки молодые – хвоя на них светлая, яркая, нижние старее – хвоя тёмная.
В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.
Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.
Рисование транспорта
Младшая группа
Не учим рисовать машины.
Средняя группа
Рисуем транспорт по частям и сразу закрашиваем каждую часть.
Необходима зелёная, синяя и чёрная краски, толстая кисточка.
Объяснение:
Беру кисточку и синей краской рисую у машины мотор, закрашу его. Теперь рисую кабину, где сидит водитель, у меня она будет вот такой (показ). Теперь зелёной краской нарисую кузов, где возят грузы. Кузов у меня будет большой, закрашиваю его зелёной краской. Осталось нарисовать колёса, они круглые и их я нарисую чёрной краской. Рисую одно, где мотор, под ним, второе, где кузов, раскрашу их.
В этой группе даём разновидности машин. Методику не даём. Все машины рисуются по одной схеме, изменяется только форма кузова (фургон, молоковоз и т.п.)
Старшая и подготовительная группы
Даём рисование легковой машины, автобуса. Сначала рисуем простым карандашом.
Легковая машина
Перед рисованием подробно рассматриваем легковую машину, выделяем, что у неё есть мотор, салон, где сидит водитель и пассажиры и багажник. Колёса – одно, где мотор, второе, где багажник.
Автобус
Выделяем особенности: есть лобовое стекло переднее и заднее, в салоне несколько окон, две двери, колёса расположены под дверьми.
Рисование домов
Младшая группа
Рисование дома комментируем так же, как строим его из строителя.
Необходима жёлтая и красная краска, широкая кисточка.
Объяснение:
Начинаю рисовать дом с пола – провожу зелёной краской прямую линию слева – направо. Теперь построю у дома стены – сначала одну – проведу линию сверху до пола, а теперь вторую (показ). Стены готовы. Теперь рисую потолок – соединю стены прямой линией слева – направо. Закрашу домик. Теперь буду строить крышу у домика. Её я буду рисовать красной краской. Чтобы крыша хорошо держалась поставлю балку – проведу линию сверху-вниз к потолку (показ). Теперь построю крышу от балки, вот так (показ). Закрашу крышу дома красной краской. Когда дети научатся достаточно хорошо рисовать дом, балку можно не рисовать.
Средняя группа
Рисуем одноэтажные здания, сказочные, украшаем их. Необходима красная и жёлтая краска, две кисточки: широкая и тонкая. Методика рисования та же. Если дети хорошо усвоят рисование одноэтажных домов во второй половине года можно дать рисование многоэтажных домов.
Старшая и подготовительная группы
Рисуем дома разных конфигураций. Даётся простой карандаш. Дети рисуют двухэтажные дома вблизи и вдали. Вблизи прорисовывают детали, вдали окна изображают мазками.
Рисование животных
Младшая группа
Рисование животных начинаем с круглой формы.
Медведь
Широкая кисть, коричневая и чёрная краски.
Объяснение:
Коричневой краской рисую круг – это будет голова медведя, закрашиваю. Теперь нарисую круг по больше – это туловище медведя, закрашиваю. На голове нарисую два небольших кружочка – это ушки у медведя. Осталось нарисовать лапы, у медведя 4 лапы, нарисую две вверху туловища и две внизу, закрашиваю их. Когда краска подсохнет, чёрным цветом нарисую глазки и носик.
Таким же методом рисуем зайчика, кошечку, цыплёнка.
Средняя группа
Даём рисование зайца и медведя на основе знакомых форм, без шеи, в статическом состоянии.
Зайчик
Серая, чёрная краски, средней толщины кисточка.
Объяснение:
Серой краской нарисую овальное туловище, овальную голову. Уши у зайца длинные. Лапки овальные, он подмял их под себя. Хвостик маленький круглый. Когда краска подсохнет, возьму чёрную краску и нарисую глазки и носик.
Старшая группа
Даём рисование животных в разных позах.
Гуашь, палитра, 2 кисточки: средней толщины и тонкую, простой карандаш для рисования структуры.
Заяц сидит
Объяснение:
Основа объяснения та же, как в средней группе. Туловище овальное, голова овальная. Уши длинные, зайчик внимательно слушает тишину леса. Задние лапы длинные, сильные согнуты, а передними он опирается, когда сидит. Хвост короткий. Когда подсохнет краска, рисуем у зайца глаза – они раскосые, нос – треугольник, есть усы.
Белочка
Объяснение:
Овальное туловище, голова круглая с вытянутой мордочкой. Уши короткие, на концах – кисточки. Задние лапки согнуты, она на них сидит, а в передних лапках держит орешек или грибок. Хвост пушистый.
Кошка лежит
Объяснение: тоже. Одну лапу вытянула, задние подмяла под себя. Хвост пушистый.
Собака или кошка гуляет
Дети могут нарисовать у них 2 или 4 лапы. Замечания не следует делать, каждый может видеть по-разному.
Подготовительная группа
Лошадь
Объяснение:
У лошади овальное туловище, овальная голова. Шея длинная, красивая (плавно соединяю). Ноги длинные, вверху толще, потому, что она много трудиться, они у неё сильные. Ноги заканчиваются копытами. Красивый хвост и грива. Уши маленькие.
По этой же схеме рисуем корову и оленя, но не забываем про рога.
После того, как у детей будет сформирован навык рисования лошади, даём тему «Сказочный конь».
Рисование птиц
Младшая группа и средняя группа
Цыплёнок
Гуашь – жёлтая и коричневая, 2 кисточки: толстая и тоненькая.
Объяснение:
Возьму толстую кисточку, обмакну в жёлтую краску, лишнюю уберу о край баночки. Нарисую туловище цыплёнка круглое, как комочек. Голова у цыплёнка то же круглая, только поменьше туловища. Хвостик маленький, смотрит вверх. Когда подсохнет краска, тоненькой кисточкой коричневой краской нарисую длинные ноги. На голове у цыплёнка есть глазки. Клюв короткий. У цыплёнка есть маленькие крылышки.
Утёнок
Гуашь – жёлтая, красная и коричневая, 2 кисточки: толстая и тонкая.
Объяснение:
Возьму толстую кисточку, осторожно обмакну в жёлтую краску, лишнюю уберу о край баночки. Нарисую у утёнка овальное туловище. Голова круглая, хвостик маленький. Когда подсохнет краска, тоненькой кисточкой красной краской нарисую лапки – короткие и широкие, чтобы уточке удобно было плавать. Теперь нарисую клюв, тоже широкий. Коричневой краской нарисую утёнку глазки и маленькое крылышко.
Воробей
Гуашь – чёрная и коричневая, 2 кисточки: толстая и тонкая.
Объяснение:
Такое же, как и при рисовании цыплёнка.
Даём так же рисование других видов птиц. Птицы бывают разные. Объяснение такое же, как рисование уточки. Изменение – хвост треугольник.
Со 2 половины средней группы
Даём рисование с усложнением.
Объяснение:
Туловище у птиц бывает или круглое, или овальное. Голова круглая, я нарисую её чуть дальше от туловища, а потом соединю голову с туловищем – это у птичке шея. (Тут не важно, как ребёнок расположит голову у птицы- вверх – смотрит на солнышко, вниз-ищет червячка) При рисовании ног, обращаемся к опыту детей и вспоминаем, что когда наблюдали за птицами, видели, что у них на ногах есть утолщения – треугольник. После высыхания краски тоненькой кисточкой другим цветом рисуем перышки на хвостике, крылышко, клюв.
Старшая и подготовительная группы
Водоплавающие
Гуашь, 2 кисточки: средней толщины и тонкая.
Объяснение:
Рисуем по такой же схеме, как и в средней группе, но даём характерные особенности. Например, гуся рисуем так же, как уточку, но обращаем внимание, что у гуся длинная шея, поэтому голову рисуем далеко от туловища. На голове – хохолок. Для рисования даём разный цвет гуся и утки: белый, жёлтый, чёрный.
Петушок
Гуашь, 2 кисточки: средней толщины и тонкая.
Объяснение:
Так же, но обращаем внимание на то, что шею плавно соединяем с туловищем, у петуха сильная, мощная грудь. Ноги тоже сильные, ведь петух защитник кур. После высыхания краски, тонкой кисточкой рисуем красивый гребень, бородку, клюв. Теперь нарисуем петуху красивый разноцветный хвост.
Сказочная птица
Эту тему даём только тогда, когда у детей будут стойкие, прочные навыки. По этой теме даём детям 5-6 образцов, 1 не даём никогда.
Объяснение:
Основа та же, но даём право выбора красок.
Рисование человека
Младшая группа
Не рисуем человека, только постепенно подводим к этому, рисуя округлые формы (солнышко, колобок, неваляшка)
Средняя группа
Дети начинают рисовать с конусообразного туловища.
Первая тема: «Девочка в длинной шубке».
Эта тема делится на два занятия.
1 занятие
Гуашь – голубая и телесного цвета (розовая), широкая кисть.
Объяснение:
Беру кисточку и розовой краской нарисую девочке голову – она круглая. Теперь голубой краской буду рисовать девочке длинную шубку. Немного отступаю от головы и рисую треугольник. У шубы есть рукава, как у ели ветки, рисую одним движением кисти вниз. На голове у девочке шапочка. Для рисования глаз, губ, носа можно дать карандаш или фломастер. Можно же самому воспитатель прорисовать: «Давай оживим твою девочку».
2 занятие
Если у детей хорошо получилось, то даём белую краску и предлагаем нарисовать опушку у шубки и шапочки. Если получилось не достаточно хорошо, можно предложить всем или некоторым из детей нарисовать подружку для девочки. «Мы с вами уже рисовали девочку в длинной шубке, давайте нарисуем для неё подружку, чтобы ей не было скучно».
3 занятие – «Мишка»
Чтобы детям было легче рисовать на следующем занятии куклу- голышку, даём сначала рисование мишки.
Гуашь – коричневая, чёрная, 2 кисточки: широкая и средней толщины.
Объяснение:
Беру кисточку и коричневой краской рисую мишки круглую голову. Чтобы получилось у мишки овальное туловище, нарисую 2 круга - один под ним другой и потом соединю их, получился овал – туловище мишки. На голове нарисую маленькие ушки. Теперь нарисую овальные лапы – 2 вверху и 2 внизу (показ). Когда подсохнет краска, черной краской рисуем глазки и носик.
4 занятие – «Кукла-Голыш»
Гуашь - жёлтая, красная, чёрная. 2 кисточки: широкая и средней толщины.
Объяснение:
Рисуем так же, как мишку, но туловище сразу рисуем овальным. Овальные ручки и ножки. Вместо ушей рисуем волосы. Рисуем трусики. Когда подсохнет краска, оживляем куклу – рисуем глазки, носик, ротик.
5 занятие – «Кукла в красном платье»
Гуашь – жёлтая, красная, чёрная. 2 кисточки: широкая и средней толщины.
Объяснение:
Рисуем так же, как куклу - голышка, но одеваем в платье (треугольник).
Старшая и подготовительная группы
Простой карандаш.
Рисуем человека по схеме.
Объяснение:
Чтобы вам проще было научиться рисовать человека, я научу вас вначале рисовать схему, а потом из неё – человечка. У человека круглая голова – рисуем кружок. Короткая шея – провожу вертикальную линию. Теперь провожу горизонтальную линию – это линия плеч, она шири головы. Теперь проведу вертикальную линию подлиннее – это линия туловища, она равна размеру двух голов. Внизу проведу линию бёдер, она равна линии плеч. На туловище отмечу линию талии, она равна половинке линии плеч. Теперь от плеч нарисую линию рук наклонно до линии бёдер. От линии бёдер рисуем линии ног, они длиннее туловища.
Рисованию схем посвящается несколько занятий, пока она не будет усвоена всеми детьми, так как это основа основ.
«Человек в движении»
Простой карандаш.
Объяснение:
На первом занятии рисуем такую же схему, как обычно, но отмечаем точки сгиба на руках, ногах. Потом показываем, как надо нарисовать схему, чтобы передать движение. Для передачи движения можно использовать ребёнка, чтобы показать направление линий рук и ног.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...