Статья «Формирование и развитие художественных способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
статья по рисованию (старшая группа)

Христюк Екатерина Анатольевна

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современное время. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения является изобразительная деятельность детей.

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.

Занятия художественной деятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, наглядно-образного и логического мышления, и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Интенсивное изменение современной жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека, диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Формирование и развитие художественных способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Автор:

воспитатель ГБДОУ детский сад №61

Невского района Санкт-Петербурга

Христюк Е.А.

Можно с полной уверенностью сказать, что неталантливых детей нет. Абсолютно все дети приходят в этот мир совершенными. Маленького человека формирует общество и воспитание. В врожденные задатки или наследственность зависят от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающий мир. Этим и определяются все его способности и таланты.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современное время. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения является изобразительная деятельность детей.

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.

В задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС ДО входит реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Составляющим методом в ИЗО деятельности является выделение основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления о мире и позволяют найти разнообразные решения.

Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Это, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Занятия художественной деятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, наглядно-образного и логического мышления, и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Интенсивное изменение современной жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека, диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

• развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

• развитие эмоциональной сферы.

• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);

• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

• создание ситуации успеха;

• организация предметно-развивающей среды;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• создание ситуации творческого поиска;

• наличие творческих заданий;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

В работе по изо деятельности используются следующие приемы:

Словесный – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Наглядный - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.

Приём стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества, обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Игровой - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Создание ситуации творческого поиска. Предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

«Оживление» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память ребёнка. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

В заключение, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы. Творческий процесс - это чудо! Ведь дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...

Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детс...

Конспект «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)»

Тема: « Приключение Черепашек »Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развит...