Нетрадиционное рисование
статья по рисованию (подготовительная группа)

Сыроватская Наталия Владимировна

Используя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_dlya_vystupleniya_1111.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творческих способностей детей, через использование нетрадиционных техник рисования.

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника”.  
Роден

Ребенок живет в  огромном мире, в котором многое для него еще не понятно. Важнейшим средством в познании  мира, в раскрытии его тайн, красоты является изобразительная деятельность ребенка. Вместе с тем, она имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, в процессе рисования у ребенка совершенствуются  наблюдательность, эстетическое восприятие,  художественный вкус, раскрываются и обогащаются его творческие способности. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. " — утверждал В.А.Сухомлинский.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру, раскрыть свой внутренний мир, реализовать свой творческий потенциал. 

Последние 3 года своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности, работая преподавателем изостудии. На первом году работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Некоторые из них не хотели даже брать в руки кисточки и карандаши, просто-напросто, прятали руки за спину, и приходилось их уговаривать. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, результативной - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Ведь первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.

Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. 

В поисках решения этой проблемы пришлось  изучить методическую, периодическую  литературу, познакомиться с опытом работы других воспитателей в системе Интернет. И решение нашлось в использовании на занятиях нетрадиционных техник рисования.

Применяя на занятиях такие техники рисования, как :

  • пальчиковая живопись и рисование ладошкой;
  • использование печатей;
  • рисование ватными палочками, паралоном, смятой бумагой;
  • набрызги зубной щеткой;
  • ниткография;
  • кляксография;
  • сочетание акварели и восковых мелков или свечи;
  • монотипия;
  • граттаж…

Страх детей перед чистым листом, карандашом и кисточкой постепенно исчез, дети с нетерпение ждут занятий, на которых появляются новые необычные предметы для рисования. Эта форма организации изобразительной деятельности соответствует современным требованиям к обновлению содержания дошкольного образования, гуманизации педагогической работы в детском учреждении, реализует принципы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в процессе обучения, способствует активизации возможностей детей. Ведь для маленького ребенка нетрадиционный художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой,  воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая средства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Я считаю, что чем больше ребенок знает вариантов получения изображения, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько богат его личный опыт, и  развиты у него творчество и воображение.  Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Я очень увлекающийся человек и это помогает мне увлечь детей, поддерживать их интерес.

Развивая художественный вкус и умение видеть прекрасное, знакомлю детей с репродукциями картин знаменитых художников, посещаем музей, сотрудничаем с выставочным центром «Радуга». Огромную роль в формировании эстетического восприятия, поддержания интереса к рисованию играют и наши совместные походы в парк, наблюдения за природой, экскурсии по городу…

Вовлекаю детей в проектную деятельность, которая развивает не только познавательную сторону ребенка, но побуждает его к творчеству, к самовыражению. Проект «Искусство города Балаково» позволил детям узнать о творчестве художников  - земляков, взглянуть на знакомые  места с позиции художника, изобразить в работах любимые уголки родного города. Данный проект занял I место в конкурсе педагогических проектов по патриотическому воспитанию в 2009 году.

Благодаря играм на воображение дети учатся фантазировать, видеть новые образы в знакомых предметах, и  оживлять их. Рисование во время прогулок на асфальте, на песке, снеге, мокрой рукой по доске – так же  способствует развитию творчества и интереса, снятию всякого страха перед ошибкой и неудачей.

Работа в данном направлении дает мне свободу творчества, и я, в свою очередь, стараюсь предоставить детям как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Занятия строю так, чтобы детям было интересно, а мне вместе с ними. Чтобы каждое занятие увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением, строю их с использованием игровых технологий. Это помогает мне приблизить учебный процесс к основному виду деятельности – игре, и наиболее естественным образом ввести его в таинственный мир, именуемый нами взрослыми – искусством. Ведь в искусстве и в детской игре есть общее – это процесс, в результате которого возникает образ, созданный воображением ребенка и художника. Здесь сосуществуют действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство превращений.

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет реализовать девиз программы «Детства» - «Чувствовать, познавать, творить».

На занятиях использую различные приемы и методы решения задач: наблюдение, показ, анализ, объяснение последовательности и способов выполнения, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера. Детям не всегда даются готовые образцы, а вызывается потребность в поиске, таким образом, предоставляется возможность для самовыражения. Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творчестве, фантазии, интересны тем, что работы у всех получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, придумать что – то новое, необычное.

Такие занятия  особенно полезны для закомплексованных, гиперактивных, агрессивных детей. Главным становиться – желание путешествий, желание побывать там, в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, лист, облако, ниточка, абстрактное пятно и.т.д.  с котором можно играть, фантазировать, экспериментировать, творить.  

Нетрадиционные методы рисования используются в нашем саду  не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. В группах организованны зоны творчества, где ребенок иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду.

Привлекаю  к своей работе и родителей. Мы все дети, воспитатели, родители участники творческого процесса, здесь нет зрителей. Для развития педагогической грамотности родителей, для подержания интереса к творчеству детей, организую с ними различные формы работы:

  • Открытые занятия;
  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Консультации и полезные советы на сайте  детского сада;
  • Совместные организации и проведение развлечений;
  • Участие в конкурсах совместного творчества;
  • Посещение музея, выставок;
  • Экскурсии в парк;
  • Участие в творческо – позновательных проектах;
  • Знакомство родителей с достижениями детей…

Особое внимание уделяю организации конкурсов совместного творчества:

  • Конкурс рисунков «Дерево весною расцвело», «Вот оно, какое лето», «Цветные ладошки»
  • Конкурс поделок «Дары осени», «Мастерская Деда мороза»

 В подготовке работ дети и родители обмениваются опытом, проводят больше времени за совместной семейной игрой, в которой принимаю участие не только мамы и папы, а также старшее поколение бабушки и дедушки, поддерживаются семейные традиции…

В результате совместной творческой деятельности: воспитатель - дети - родители , ощущаю теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе - радость и теплота!

Продолжаю расширять и пополнять запас знаний , посещая методические объединения, мастер – классы, знакомясь с новыми методическими разработками.

В целях распространения накопленного опыта по данной теме провожу с педагогами ДОУ следующие формы работы:

  • Консультации
  • Мастер – класс
  • Открытые занятия

Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, фантазию, творческие способности и уверенность в себе. По результатам педагогической диагностики, можно сделать вывод, что за последние три года наблюдается положительная динамика в развитии детей по всем разделу программы, а в частности по разделу  «Мир изобразительного искусства и художественная деятельность», доля воспитанников подготовительных групп, имеющих высокий уровень развития составляет в среднем 89%:

Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и выставляемся на городских конкурсах. Дети становятся призерами муниципальных конкурсов, за счет оригинального решения изобразительных задач.

Используя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью, монотипия, кляксография с трубочкой, рисование зубной пастой и другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...