Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
статья по рисованию

Бурова Елена Александровна

Большое значение в воспитании и образовании ребенка имеет художественно-эстетическое воспитание. В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального,изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;формирование элементарных представлений о видах искуства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной ). Формирование творческой личности-одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.Сухомлинский: " Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев , образно говоря , идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Большое значение в воспитании и образовании ребенка имеет художественно-эстетическое воспитание. В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального,изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;формирование элементарных представлений о видах искуства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной ). Формирование творческой личности-одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.Сухомлинский: " Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев , образно говоря , идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Как утверждают многие педагоги - всё дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка- это радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Многолетние наблюдения  показали , что именно нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности привлекают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности ребенка , позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.Начиная с раннего возраста, дети учатся творить, учатся видеть мир в живых красках.В дошкольном детстве активно используется игра . Вначале с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным пояснением , используя художественное слово. Именно такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительную мотивацию дальнейшей деятельности. Ребёнку не всегда легко общаться , но с помощью рисунка, он передаёт своё настроение. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 С некоторыми техниками мы познакомимся поподробнее:

1. Рисование пальчиками. Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали. На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. К подготовительной группе дети уже свободно владеют "пальчиковой техникой" и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.

2. Рисование ладошкой. Этот метод хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки ( с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками.

 3.Кляксография . Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные)  Ребенок может на них смотреть и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа моя или твоя клякса?" После этого ,не принуждая ребенка, а показывая , рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.

 4. Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке  краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и бумага. Затем дорисовывается видимый образ кистью.

5.Отпечатки листьев. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.Каждый раз берется новый лист.

.6. Монотипия.  Этот метод помогает развить фантазию, воображение , чувство цвета и формы. Дети видят, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, даже картина. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине  рисует половину изображаемого предмета , либо ставит просто кляксы (предметы выбираются  симметричные).

7. Оттиск пробкой (поролоном, печатками из овощей, печатками из ластика). Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской (либо сразу а гуашь) и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.

8. Граттаж- Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое назваание техники - воскография.  Опыт рабрты показал,что овладение техникой изображения доставляет малышам истенную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.Дети просто в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые утята или цыплята. А как они радуются , когда после того каким разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след,а в итоге оказывается,что след похож на какую-то сказочную птицу или дерево. Это так воодушевляет детей и прбуждает видение различных образов.Они с удовольствием покрывают пятнами,мазками,шрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художетвенные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...