Тема: «Нарядные матрёшки»
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Пояснительная записка

 

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без изобразительного искусстваИзобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. 

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. 

 

Актуальность проблемы: Качестводошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. 


 

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования с помощью ватной палочки.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с русской народной деревянной игрушкой-«Матрешкой»;

-познакомить с одним из способов нетрадиционной техники рисования; 

-учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине; 

-учить пользоваться салфеткой.

 

 

 

Развивающие:

-развивать интерес к нетрадиционному рисованию;

-развивать внимание, память, творческую активность;

-развивать мелкую моторику пальцев;

-развивать умение анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей;

-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

-вызывать положительное отношение к созданным изображениям.

Воспитательные:

-воспитывать навык культуры поведения;

-воспитывать умение работать в коллективе. 

 

Подготовительная работа:

-разучивание песни и танца «Мы веселые матрешки»;

-чтение стихотворений о Матрешке;

-чтение сказки «Как Матрешки спасли принцессу».

 

Беседа: Культура поведения.

 

Игровое упражнение: «Пирамидки», «Вкладыши».

 

Демонстрационный материал: Матрешка из пяти элементов, письмо (заранее подготовленное), показ слайдов с изображением матрешки.

 

Оборудование: краска гуашь двух цветов (красный, желтый), заранее вырезанные из бумаги силуэты Матрешек (по одной на каждого ребенка), ватные палочки (по две на каждого ребенка), салфетки (на каждого ребенка). Фонограмма русских народных мелодий и песен. Использование ИКТ (Презентация "Матрешки").

 

 


 


 


 


 


 


 

Непосредственная образовательная деятельность для детей младшего возраста художественно-эстетической направленности, образовательная область «Изобразительное искуство» составлено в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №21», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, использовались ИКТ. 


 

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей);

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес); 

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

• Принцип психологической комфортности.

Занятие проводится в младшей группе детей. Для усиления интереса к занятию используется ИКТ-показ презентации. 

Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога, прослушивают музыку. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. 

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно ответить на вопросы, загадки. 

На заключительном этапе были подведены итоги.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута. 

 

 

 

 

 

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности: 

 

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, а к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями! 
Дети: Здравствуйте! 
Воспитатель: Какие мы с вами сегодня все нарядные, красивые! Полюбуйтесь друг на друга! Ребята, а куда обычно люди наряжаются? 
(
Примерные ответы детей): На праздник! В гости! 
Воспитатель: Да! Действительно, и мы сегодня с вами, ребята, отправимся в путешествие, в гости к сказке. А чтобы попасть в сказку нужно сильно-пресильно захотеть, давайте закроем глазки и пожелаем оказаться в сказке. Открываем глаза, ребятки, мы с вами оказались в сказке, в сказке про матрешку, а я стала сказочницей. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Я вам сейчас расскажу одну удивительную сказку. Чур, сказку не перебивать. (Звучит музыкальная шкатулка.) 
Воспитатель: Давным-давно, в одном царстве – государстве, жил да был один мастер, который очень любил ребятишек, девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды он задумал сделать необычную игрушку, куклу с чудесным сюрпризом; внутри первой большой куклы, сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, а в ней ещё меньше, и совсем маленькая. И он долго думал, как же назвать ему эту куклу. И назвал он её Матрёша. Понравилась кукла «Матрёшка» и детям, и взрослым. И сделал тогда мастер много-много разных матрешек. Они и сейчас радуют нас. 

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подойдем к нашему чудесному экрану.

(Дети встают и подходят к экрану)

Воспитатель: Давайте посмотрим на наш волшебный экран, он сейчас нам покажет разных матрешек. 

Просмотр презентации « Матрешка».

(Раздается стук)

Воспитатель: Ой, ребята, а вы слышали, кто-то постучал? 

(Воспитатель вносит в группу Матрешку).

Воспитатель: Да это же Матрешка пришла к нам в гости. 

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с Матрешкой.

(Ответы детей): Здравствуй, Матрешка!

Воспитатель: Какая же ты нарядная, красивая! Воспитатель: (от имени матрешки):

Я – Матрёшка – сувенир, 
В расписных сапожках. 
Прогремела на весь мир 
Русская Матрёшка! 
Мастер выточил меня из куска берёзы. 
До чего ж румяна я 
Щёки, словно розы!

 

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, из чего сделана матрёшка? 
(
Примерные ответы детей): Из дерева.

Воспитатель: А вам нравится матрёшка? 

(Примерные ответы детей): Да!!!
Воспитатель: Посмотрите, какие у матрешки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!

Воспитатель: Посмотрите, а что еще на ней одето? 
(Примерные ответы детей): Сарафан.

Воспитатель: А какой сарафан и платочек у матрёшки? 

(Примерные ответы детей): Красивые, нарядные, разноцветные.
Воспитатель: А что же есть на сарафане? (Цветы) 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть? 

(Воспитатель вынимает Матрешек, одну, за одной, и разлаживает их на столе)

Пять кукол деревянных, 

Круглолицых и румяных, 

В разноцветных сарафанах

Одна в одной живут. 

Что за диковинка такая?

Одну раскроешь, там другая.

Откроешь эту, там еще поменьше,

Так доберемся мы до меньшей,

Вот поставленные в ряд

Сестры- куколки стоят. 

 

Воспитатель: Вы устали, ребятки? А давайте мы с вами немножко разомнем наши ручки и ножки.

Физкультминутка "Мы веселые матрешки"

Мы веселые матрешки, (руки на поясе, пружинка)

Ладушки-ладушки, (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (стучат ножкой, показывают сапожки)

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

У-ух! (кружатся)

Завязали мы платочки, (завязывают)

Ладушки-ладушки, (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки, (хлопают по щечкам)

Ладушки-ладушки.(хлопают в ладоши)

У-ух! (кружатся)

В сарафанах наших пестрых, (руки на поясе, пружинка)

Ладушки-ладушки, (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры,

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

У-ух! (кружатся)

 

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что матрешка пришла к нам не с пустыми руками, она принесла с собой письмо. Давайте-ка посмотрим для кого оно. Ой, да это же для вас, ребятки. Давайте откроем письмо и посмотрим, что там. Но для начала отгадайте загадку:

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек, 

Упирается рука 

В деревянные бока. 

А внутри секрет опять:

Может – три, а может, пять.

Разрумянилась немножко. 

Это русская... 

(Ответы детей): Матрёшка.

Воспитатель: Правильно ребята. (Воспитатель достает из конверта, показывает бумажные силуэты матрешек.)

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, это же подружки нашей матрешки, но, что-то с ними не так... Что же, дети? Почему наши матрешки не похожи на свою подружку? 

(Ответы детей): Матрешки совсем не нарядные. Фартушки у них не раскрашены.

Воспитатель: Вы правы, ребятки, кажется, художник забыл украсить матрешкам фартушки. И из-за этого они не нарядные, фартуки у них белые, как же обидно за матрешек, им так не повезло... Ребята, что же делать, как же нам помочь нашим матрешкам стать нарядными, красивыми? Как же быть? Кто же нам подскажет? 

(Примерные ответы детей): Надо их украсить, чтобы они стали красивыми. 

Воспитатель: Правильно ребята! Но кто же украсит матрешек? Кто нам поможет? Может быть мы позовем художника и он украсит матрешек или..... мы с вами сами сможем помочь подружкам нашей матрешки, как вы думаете, ребята?

(Примерные ответы детей): Мы сами украсим фартушки матрешек. Воспитатель: Вы правы, ребятки, мы и сами справимся. А давайте станем художниками и украсим фартуки наших матрешек? 

(Ответы детей): Давайте!

 

Воспитатель: Для этого, ребятки, я вас сейчас превращу в мастеров. Закрываем глазки. Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Открываем глазки, теперь мы настоящие мастера.

 

Воспитатель: А теперь давайте отправимся в нашу мастерскую. Садитесь за столы, ребята. Посмотрите-ка на доску, какие красивые матрешки, как красиво их украсил художник, вот так можно раскрасить фартушки для наших матрешек. 

Воспитатель: Чем же украшены фартуки у матрешек, дети? 

(Ответы детей): Горошинками (кружочками).

Воспитатель: Что же надо сделать, чтобы наши матрёшки стали такими же красивыми, как их подружки? 
(
Ответы детей): Украсить их.

Воспитатель: Сейчас я раздам всем вам матрёшек, и мы их украсим, но прежде, подготовим наши пальчики к рисованию. 
 

Пальчиковая гимнастика.

 

Воспитатель: Прежде, чем рисовать,

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали-сжали,

Кулачки разжали-сжали.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко,

А сейчас мы мастера

За работу нам пора.

 

Воспитатель: Наши пальчики готовы к рисованию. Но сегодня мы, ребята, будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточки перед вами лежат ватные палочки и сейчас они превратятся в волшебные палочки. (воспитатель показывает детям ватные палочки).

Воспитатель: Ребятки, смотрите внимательно, я покажу вам, как правильно нужно рисовать. Берем палочку и обмакиваем ее в краску, но не всю палочку, а только ее кончик, держим ее прямо, затем прикладываем ватную палочку к фартушку нашей матрешки и прижимаем ее. 

Посмотрите, какие остаются следы-отпечатки. Это и будут наши горошины. Можно использовать два цвета. Для этого нужно две палочки – поочереднонужно мокнуть одну палочку в красный, потом другую в желтый цвет. Вот какой горошек у меня получился. Теперь, ребята, вы сами попробуете украсить фартуки матрешек, приступаем к рисованию. 

Воспитатель: Рисуйте аккуратно, набирайте достаточно краски на палочку, чтобы горошины были яркими, красивыми и помните, что в любом деле лучшие помощники - терпение и тишина. 

Воспитатель: Дети, а давайте вспомним, какого цвета у нас будет горошек? (Ответы детей): Красного и желтого. Воспитатель: Правильно, молодцы! 

 

Мастера, скорей за дело - украшай матрешек смело! 

 

(Дети украшают матрешек горошинами).

(Звучат русские народные мелодии в записи).

(В процессе работы воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения).

 

Воспитатель: Очень любят все матрешки, разноцветные одежки 

Постараемся немножко, будет радостной матрешка! 

 

Воспитатель: Какие красивые получаются фартуки у матрешек. Молодцы, ребятки, какие у вас умелые руки, какие расписные фартуки получились. Теперь подружки нашей матрешки будут нарядными. Вижу, что все ребята постарались! Матрешки получились у всех очень красивые. Спасибо вам, дети! 

Воспитатель: Ребята, после того, как мы раскрасили матрешек, обязательно вытираем руки салфеткой, которая находится у каждого на столе. Пока наши матрёшки подсохнут, мы немножко отдохнём. Матрешка приглашает всех в хоровод.

Воспитатель: Ну, ребятки, не зевайте, а в кружочек все вставайте!

 

Хоровод «Матрешки»

 

Ходим, ходим хороводом,
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали, (встаем)
Себя показали, (друг к другу повернулись) 

Попрыгали, (прыгаем)
Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали. (хлопаем)

(Дети водят хоровод под русскую народную музыку)
 

Воспитатель: ребята давайте посмотрим, какие у нас получились красивые матрёшки. Вам нравятся ваши работы? 

(Ответы детей): Да!!!

(Дети вместе с воспитателем рассматривают готовые работы.) 

Воспитатель: А сказка наша сегодня заканчивается. Понравилось вам ребята в гостях у сказки? 

(Ответы детей): Да!

Воспитатель: Давайте встанем в круг и вспомним, кто был у нас сегодня в гостях? Что мы сегодня делали? Что рисовали, ребята? А чем рисовали? 

(Примерные ответы детей): Знакомились с Матрешкой, отгадывали загадку, украшали фартуки Матрешек волшебными палочками, водили хоровод, пели и танцевали. 

 

 

 

Воспитатель: Вы все сегодня молодцы, постарались, помогли художнику раскрасить сарафаны Матрешек. 
А теперь давайте закроем глазки и вернёмся из сказки в нашу группу. Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись в детском саду окажись!»
(Сюрпризный момент).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а матрешка принесла нам угощение! Угощайтесь, ребятишки - девчонки и мальчишки!

Воспитатель с детьми: Пришло время расставанья, дорогие гости, до свидания! До свидания!