Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности
консультация по рисованию

Антонова Людмила Александровна

Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности

 «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении. Известно, что работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни носит комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в частности в изодеятельности применительно проекта ФГОС дошкольного образования.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и восприятия дошкольника велико и многогранно. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

• Психокоррекционное средство

• Познание ребенком окружающего мира

• Развитие аналитико-синтетической функции мышления

• Развитие сенсорного восприятия

В последнее время слово арттерапия звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт – искусство, терапия – лечение)

Влияние арттерапии на здоровье ребенка:

-Психологическое здоровье

-Высвобождение психической энергии

-Чувство спокойствия, расслабления

-Снятия страхов, негатевизма

-Развитие левого, образного полушария головного мозга

ребенка

-Осязание

-Пространственное мышление

-Зрительно-моторная координация

-Глазомер

-Проблемы эмоционально-личностной сферы

-Положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру

Широкое развитие получила изотерапия. В работе с детьми педагогическое направление изотерапии понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, средствами художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_izodeyatelnosti.docx491.35 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в изодеятельностиhttps://sun1-92.userapi.com/Z9XnKp4IkAE6cmxl0TTWuceW7Jg5yjjBG0EDfA/sMiRWMsIcE4.jpg

 «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении. Известно, что работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни носит комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в частности в изодеятельности применительно проекта ФГОС дошкольного образования.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и восприятия дошкольника велико и многогранно. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

• Психокоррекционное средство

• Познание ребенком окружающего мира

• Развитие аналитико-синтетической функции мышления

• Развитие сенсорного восприятия

В последнее время слово арттерапия звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт – искусство, терапия – лечение)

Влияние арттерапии на здоровье ребенка:

-Психологическое здоровье 

-Высвобождение психической энергии https://clipart-best.com/img/palette/palette-clip-art-85.png

-Чувство спокойствия, расслабления

-Снятия страхов, негатевизма

-Развитие левого, образного полушария головного мозга

ребенка

-Осязание

-Пространственное мышление

-Зрительно-моторная координация

-Глазомер

-Проблемы эмоционально-личностной сферы

-Положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру

Широкое развитие получила изотерапия. В работе с детьми педагогическое направление изотерапии понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, средствами художественной деятельности.

Для реализации этого создается атмосфера психологического комфорта, атмосфера толерантности.

Используя в работе изотерапию, целесообразно включать в занятия классическую, инструментальную, со звуками природы музыку. Музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации. Изотерапия является условием эмоционального благополучия ребенка.

Упражнения на пластические имитации (изобрази) способствуют сохранению здоровья детей: снимают стресс, раскрепощают, снимают мышечное напряжение.

Хорошо развитое цветовосприятие помогает полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг.

С цветом можно играть. Детям предлагаются различные игры-задания: нарисуй «зеленую» или «сиреневую» сказку, «настроение цвета» - путем смешивания красок детям предлагается сделать его веселым или печальным.

Работая над развитием эмоциональной сферы воспитанников средствами «изотерапии», дети учатся разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, начинают уверенно контролировать свои чувства.

Для этого используются такие нетрадиционные техники рисования:

Монотипия:

-Развитие глазомера

-Психомоторное развитие

-Развитие мелкой моторики

-Снятие эмоционального стресса через цвет

Рисование ладошками:

-Развитие тактильной чувствительности

-Развитие сложных движений кисти рук (вращательных)

-Развитие мелкой моторики

-Способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения

-Самостоятельно мыслить и творчески работать

-Имеет профилактическое и терапевтическое значение

Рисование тампонами:

-Зрительно-двигательное развитие

-Развитие мелкой моторики

-Сила нажима

-Внимание, усидчивость

-Навыки конструктивного преображения действительностиhttps://sun1-92.userapi.com/Z9XnKp4IkAE6cmxl0TTWuceW7Jg5yjjBG0EDfA/sMiRWMsIcE4.jpg

Кляксография:

-Развитие дыхательного аппарата

-Развитие рото-губной мускулатуры

-Передача настроения цветом 

-Творческое самовыражение 

Рисование нитками:https://clipart-best.com/img/palette/palette-clip-art-85.png

-Развитие тактильной чувствительности

-Развитие мышечно-двигательных навыков

-Мелкая моторика

-Развивает обстрактное мышление

-Учит наблюдать, сравнивать, находить решение

-Снятие эмоционального стресса

Организация совместных занятий с детьми и родителями способствуют к лучшему взаимопониманию, сотрудничеству.

Используя искусство в качестве терапевтического фактора, можно с уверенностью сказать, что только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно достичь определенных результатов, не требующих специальных медицинских знаний. В процессе использования изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов. Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность и улучшается психологический климат в коллективе.

Использование динамических упражнений во время занятий хорошо влияют на расслабление различных групп мышц. Физкультминутки, зрительная гимнастика способствуют лучшему восприятию различной информации, повышают уровень работоспособности.

Используя музыкальное сопровождение во время творческой деятельности детей, способствует поднятию настроения, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.

Эмоциональная поддержка продукта детской деятельности служит поддержанию его чувства собственного достоинства и позитивного образа «Я», раскрытию творческих способностей, психологического комфорта.

Психофизическая разгрузка (аутотренинг, ритуальное прощание, аплодисменты)способствуют налаживанию взаимоотношений между детьми и педагогом, что положительно влияет на настроение, а значит и на здоровье.

Изотерапия построена на основе интеграции разных видов творческой и игровой деятельности с художественным творчеством дошкольников с целью укрепления психического здоровья и развития их творческих способностей.

В результате нечеткие, аморфные, слабо-дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными. Что способствует развитию чувства ритма, необходимого для овладения и совершенствования двигательной сферы. Таким образом, содержание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни может и должна решаться средствами изобразительной деятельности. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья:

- формирование уверенности в себе, в своих способностях,

- самоидентификация в творческой деятельности,

- целенаправленность деятельности в целом,

- укрепление здоровья детей.

Арттерапия способствует, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье ребенка, что является необходимым условием всестороннего развития.

http://roditel.educom.ru/storage/%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изодеятельности

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы здоровье.            Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. О...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности

Здоровьесберегающие технологии в изодеятельностиЗдоровьесберегающие технологии в изодеятельностиЗдоровьесберегающие технологии в изодеятельности«Истоки творческих способностей и дарования детей ...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях о изодеятельности

На занятиях в изостудии используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует ег...