Мастер-класс "Граттаж"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Каштанова Татьяна Георгиевна

Нетрадиционная техника рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_grattazh.docx21.94 КБ
Файл grattazh.pptx834.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

    ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННОЕ  РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ.»

   

Цель мастер-класса:  Обучение нетрадиционной технике рисования – граттаж.

Задачи: 

 - познакомить с  техникой рисования – граттаж;

- обучить технологии грунтовки листа;

- вызвать желание использовать данную технику в своей работе.

Раздаточный материал: картонные листы  (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, маленькие листы для экспериментирования, салфетки.

Наглядные пособия: презентация «Граттаж»; работы в технике граттаж. 

                                       ХОД МАСТЕР – КЛАССА

1. вступительная часть.

          Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами своим

опытом.  Я создала свою педагогическую технологию  «Эстетическое восприятие образов родной природы как технология развития творческих способностей, воспитания любви к малой родине детей старшего дошкольного возраста». Цель её ясна из самого названия. Основными методами технологии являются: наблюдение в природе, игровая мотивация, беседа о растительном и животном мире родного края во время прогулок в природу,  проведение НОД по изобразительной деятельности  по свежим впечатлениям. Использование данной технологии привело к высоким результатам: дети приобрели знания о родной  природе,  научились видеть и ценить её красоту; приобрели полезные навыки поведения в природе; полюбили рисование, отдают этому занятию много времени; развилась ручная умелость, стала богатой и образной речь.  Дети участвуют в разнообразных конкурсах, получают достойную оценку своего творчества, хорошо учатся в школе.

         В своей технологии я использовала различные нетрадиционные техники рисования такие, как пейзажная монотипия, рисование свечой, рисование по мокрой бумаге, граттаж.  Сегодня я хочу научить вас использовать технику граттаж в своей работе.

2. основная часть.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова и означает - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

 Граттаж - это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

СЛАЙД 1, 2

В технике «граттаж» используется следующие материалы  и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистка, стек.

СЛАЙД 3

Технику "Граттаж" можно выполнять в нескольких вариантах.

Вариант № 1. (самый простой).

1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.

Совет:

Добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА), тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо,  пластиковая вилка, зубочистку, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок

СЛАЙД 4, 5

Вариант № 2.

1 шаг. Делаем фон гуашью. В данном варианте белый лист картона я разделила на две части по горизонтали. На нижнюю нанесла гуашь синего цвета, а на верхнюю - гуашь жёлтого цвета.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте № 1.

Вот, какие рисунки можно получить.

СЛАЙД 6, 7, 8

Вариант № 3. Делаем фон восковыми карандашами.

1 шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте № 1.

Совет:

если Вы хотите перенести на "Граттаж" рисунок из книги, то переведите его на кальку и аккуратно нанесите контур рисунка, слегка продавливая, а затем хорошо процарапайте.

СЛАЙД 9, 10, 11, 12, 13

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на уже подготовленном листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. 

СЛАЙД 14

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А теперь, я приглашаю желающих принять участие в создании рисунков в технике граттаж. Я приготовила для вас уже покрытые тушью листы, вам нужно только выполнить рисунок.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

3. заключительная часть

Уважаемые коллеги, я постаралась рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Граттаж».

 Если вам  было интересно и у вас появилось желание применить полученный опыт в своей практике, поставьте оценку смайликом. Спасибо за активное участие, работы можете оставить себе на память, для этого я вам приготовила специальные папочки.

В заключение хочу привести слова доктора педагогических наук, искусствоведа Нины Павловны Сакулиной 

 «Дети, конечно, не делаются художниками, оттого, что в течение дошкольного детства им удалось  создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретаю опыт настоящего творчества, который в дальнейшем прилагается к любой области труда».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс ГРАТТАЖ подготовила : воспитатель МАДОУ детский сад «Теремок» Каштанова Татьяна Георгиевна Бурятия , Баунтовский р-н

Слайд 2

Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) Граттаж - графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Слайд 4

Вариант № 1

Слайд 6

Вариант 2

Слайд 9

Вариант 3

Слайд 14

Работа над созданием рисунка в технике граттаж воспитывает у ребенка чувства последовательности, внимания, усидчивости.

Слайд 15

« Дети, конечно, не делаются художниками, оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретаю опыт настоящего творчества, который в дальнейшем прилагается к любой области труда». Д октор педагогических наук, Н. П. Сакулина