Конспект занятия по рисованию натюрморта «ДАРЫ ОСЕНИ» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;    

- Учить композиционно располагать предметы на листе;

- Продолжать учить детей определять и называть оттенки и передавать их в натюрморте.

Развивающие:

- Закреплять точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;

-Продолжать развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов.

Воспитательные:

- Формировать интерес к предметному миру, желание передать её красоту в натюрморте;

- Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_oseni_-_kopiya.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

 

Конспект

занятия по рисованию натюрморта

«ДАРЫ ОСЕНИ»

подготовительная к школе группа

Воспитатель: Алонова Любовь Дмитриевна

г.о. Электрогорск

2020г.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;    

- Учить композиционно располагать предметы на листе;

- Продолжать учить детей определять и называть оттенки и передавать их в натюрморте.

Развивающие:

- Закреплять точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;

-Продолжать развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов.

Воспитательные:

- Формировать интерес к предметному миру, желание передать её красоту в натюрморте;

- Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.

Активизация словаря: галерея, натюрморт, неживые предметы, композиция, тональность (теплая, холодна), смешанный и одновидовой натюрморт.

Предварительная работа:

Рассматривание с картин жанров живописи «пейзаж», «портрет» и «натюрморт»; лепка «Фрукты в вазе»; аппликация «Овощи на блюде»; д/и «Составь натюрморт»; составление натюрморта детьми.

Материалы и оборудование: составленный натюрморт из муляжей, драпировка; гуашь (синеного, красного, желтого, черного и белого цвета), палитра, кисти тонкая и толстая, фланелевая салфетка; мольберты, репродукции художников Петров Водкин «Яблоки на красном», Илья Машков «Фрукты на блюде (Синие сливы)», Зинаида Серебрякова «Натюрморт с овощами», Иван Фомич Хруцкий «Грибы и овощи»; аудиозапись Антонио Вивальди — Осень из «Времён года».

Ожидаемые результаты:

Различают тональность и вид в репродукциях натюрморта, умеют компоновать – вписывать изображение в лист, передавать форму и пропорции предмета, умеют подбирать и использовать в рисунке гармоничное сочетание цвета и их оттенков.

ХОД

I. Вводная часть

Дети находятся в не группы.

Воспитатель приветствует детей, интересуется их настроением. Сообщает что в честь осеннего праздника открылась выставка картин. И показывает вывеску пригласительное объявление на дверях «художественной галерей» (групповой комнаты).

«ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!

ЦЕНИТЕЛЯМ И ЛЮБИТЕЛЯМ ИСКУССТВО

ПРИГЛАШАЕМ ПОСЯТИТЬ ВЫСТАВКУ

«ДАРЫ ОСЕНИ»

Дети входят в «галерею» (групповую комнату). На мольбертах оформлены репродукции натюрмортов известных художников. Рассматривают художественные произведения. Под музыкальное сопровождение Антонио Вивальди — Осень из «Времён года».

Воспитатель: Ребята, вам нравиться выставка? О чем же интересно хотели нам рассказать художники?         

Ответы детей. 

Воспитатель: Как можно называется этот жанр живописи?

Ответы детей.

Воспитатель: Что такое натюрморт?

Ребенок читает стих.

Если видишь на картине дары леса на столе,

Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,

Или все предметы сразу,

Знай, что это — натюрморт.

Воспитатель: Каждая из этих картин называется натюрморт.  Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими.

Воспитатель предлагает сравнить два натюрморта Петров Водкин «Яблоки на красном», Илья Машков «Фрукты на блюде (Синие сливы)».

Воспитатель: Чем отличаются эти работы? Какие цвета использовали художники? Как можно охарактеризовать по тональности?         Какой натюрморт холодной цветовой гамме, а какой теплой? Как бы вы их называли?

Ответы детей.

Воспитатель останавливается у натюрморта «Грибы и овощи» Ивана Хруцкого. 

Воспитатель: Как вы думаете, как называется этот натюрморт? Иван Хруцкий в своей работе показывает на сколько богаты и красивы осенние дары. Как много цвета и оттенков в теплой гамме… Художник прославляет красоту и щедрость лесов. Ребята, а ничего не обычного не замечаете в работе? Всмотритесь внимательно.

Ответы детей.        

Воспитатель: Правильно. Такой натюрморт называется смешанный.

Ответы детей.

Воспитатель обращает внимание детей на натюрморт Зинаида Серебрякова «Натюрморт с овощами».

Воспитатель: Зинаида Серебрякова предлагает нам полюбоваться и восхититься разноцветьем овощей, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. Внимательно посмотрите, как композиционно расположены предметы по отношению друг к другу?

Ответы детей.                        

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где создавались все эти работы? 

Ответы детей.                

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в мастерскую и почувствовать себя художниками.

Перед рабочими местами детей расположен натюрморт, составленный детьми, вне занятий, за день. Мольберт для показательного рисунка.

Воспитатель: Вот какой интересный натюрморт вы составили. Вам понравилось составлять натюрморты? Это было интересно? Как вы назвали свой натюрморт?

Ответы детей. (…«Дары осени»).

Воспитатель: Для художника зрение самый важный и главный инструмент. Ребята, вы наверно заметили, что сегодня мы много рассматриваем, всматриваемся, напрягаем глаза. Поэтому прежде чем приступить к написанию натюрморта пусть наши глаза отдохнуть.

Гимнастика для глаз «Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево – вправо

Влево — вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза).

II. Основная часть 

Дети приступают к написанию натюрморта.  Тихо играет музыка.

Воспитатель: Перед вами натюрморт «Дары осени». Где лежат наши предметы?

(Ответы детей). (На столе).

Воспитатель: Как нарисовать стол?

У детей это полоска в нижней части листа, на которой в ряд расположены все предметы. А ведь это не так!

Воспитатель: Так давайте покажем это в рисунке, нарисуем разделяющую линию - линию горизонта. Она будет проходить через центр листа. Линия разделяет лист на две части.

Обязательно напоминаю, где заканчивается стол, показываю эту линию на натюрморте и примерно в середине листа проводим линию горизонта. Предлагаю воспользоваться палитрой и развести бледно желтый цвет для изображения композиции. Объясняю, что художник намечает рисунок линиями, которые может увидеть только сам. Они должны быть ели заметными. Слежу чтобы дети: держали кисть вертикально, так линия будет тоньше; не нажимали сильно на кисть.

Воспитатель: На какой из частей мы нарисуем предметы?

(Ответы детей). (На нижней).

Воспитатель: Правильно! Это плоскость наш стол. скажите какой из этих предметов самый большой?

(Ответы детей). (Тыква).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на натюрморт сравните по величине предметы – проанализируйте композицию.

(Ответы детей). (Тыква крупная, лимон поменьше, а гриб чуть больше лимона).

Воспитатель: Каждый предмет лежит на своем месте дальше или ближе к краю стола! Какой предмет расположен ближе к нам?

(Ответы детей). (Лимон).

Воспитатель: Его нарисуем первым, в нижней части листа. Отступим от края расстояние, примерно два пальчика, и нарисуем наш лимон. Какой он формы?

(Ответы детей). (Лимон – овальной формы).

Воспитатель: Приглядитесь. А что на заднем плане, и как это изобразить?

(Ответы детей). (Лимон будет закрывать тыкву, значит, тыква стоит сзади, а гриб находится с левой стороны от тыквы).

Дети уточняем форму, на какую геометрическую фигуру он похож, место их расположения впереди или за предметом, справа или слева. Компонуют на альбомном листе, так чтобы справа и слева оставалось одинаковое расстояние, с верху больше чем снизу. Когда лёгкий набросок выполнен, приступают к передаче точных форм и деталей. 

Постоянно контролирую зрительный контакт детей с предметами натюрморта и их работами.  

Воспитатель: Рисунок нашего натюрморта готов, приступим к раскрашиванию. Будьте внимательны ведь перед вами только основные цвета, а как получить дополнительные чтобы раскрасить лимон, тыкву, гриб. Хорошо рассмотрите. Как получить оттенки?

(Ответы детей).

Дети, пользуясь своими знаниями, смешивают краски на палитре. Для получения: лимонно-жёлтого = жёлтый + добавить белый, немного зелёного (для лимона); красно-оранжевого = красный + добавить жёлтый (для тыквы); красно-коричневого = красный + жёлтый + добавить синий и белый для осветления (шляпка гриба).

Поощряю детей за более точную передачу оттенков овощей и фруктов. Слежу за приемами аккуратного закрашивания красками, движения кисти не должны быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении - сверху вниз или слева направо, по косой. 

Воспитатель: Далее раскрашиваем стол. Какого цвета драпировка, на которой расположены предметы?

(Ответы детей). (Тепло зеленого цвета).

Воспитатель: Как получить такой оттенок?

(Ответы детей). (Смешать зеленый с желтым цветом. Желтого цвета чуть больше чем зеленого).

Воспитатель: Все остальное закрашивается «воздухом», так «настоящие художники» называют пространство за и вокруг предметов. Это пространство легкое, воздушное, какими красками мы его покажем?

(Ответы детей). Чтобы получился более светлый оттенок в белую краску надо добавить немного синей.

Когда работа почти готова, я открываю еще один секрет «настоящих художников» — это тень под предметами.

Воспитатель: А давайте заглянем под тыкву, что мы там увидим? — Там, оказывается очень темно! И темноту тоже надо нарисовать подчеркнем под каждым предметом, синим цветом! Теперь они лежат на плоскости, а не висят над столом.

Воспитатель: Итак, натюрморт готов! Полюбуйтесь!

Рисунки располагаются на большой магнитной доске. 

Анализ работ. Дети рассказывают о своих впечатления проделанной работы.

Воспитатель: Удалось ли точно изобразить место расположения предметов, форму, цвет? Какой натюрморт больше нравиться? Какой не получился? Какого тона и вида получились натюрморты? Почему вы так решили?

(Ответы детей).

III. Заключительная часть

Рефлексия

  1. Где мы сегодня побывали? (В художественной галереи.)
  2. Какие натюрморты по тональности и виду мы наблюдали? (теплых и холодных тонов, смешанный и одновидовой натюрморт).
  3. Что написал каждый из вас? (Натюрморт «Дары природы»).
  4. Что такое композиция? (Расположение предметов). 
  5. Что вам больше всего понравилось на занятии?
  6. Испытывали ли вы какие-либо затруднения?

(Ответы детей).

Воспитатель: Вы большие молодцы! Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.

Используемая литература

  1. Косминская В.Б. Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», Просвещение, 1977 г.
  2. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисованию», Просвещение, 1970г.
  3. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом», Акцидент,  2006 г.