«Рисуем пейзаж с дошколятами»
статья по рисованию

Существует мнение, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связанно с тем как он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того, что не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить в рисунке все, что чувствует и понимает. По аналогии с музыкой, в которой, чтобы выразить определенные эмоции, необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. И задача взрослого помочь научиться этому. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке этого эмоционального и интеллектуального уровня. А судить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладели элементарными основами изобразительной техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuem_peyzazh_s_doshkolyatiami.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Рисуем пейзаж с дошколятами»

Существует мнение, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связанно с тем как он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того, что не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить в рисунке все, что чувствует и понимает. По аналогии с музыкой, в которой, чтобы выразить определенные эмоции, необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. И задача взрослого помочь научиться этому. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке этого эмоционального и интеллектуального уровня. А судить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладели элементарными основами изобразительной техники.

Живописные пейзажи

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко. К. Д. Ушинский неоднократно отмечал благотворное влияние природы на человека. Он восторженно писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, и колыхающиеся поля; а розовая весна и золотистая осень разве небыли вашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведения других жанров. Художник не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.

- Виды пейзажа

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их.

1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

3. Морской пейзаж - марина (от итальянского marina, от латинского marinus - морской) - произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии. Художники изображающие море, называются маринистами. Марина рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.

4. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

5. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.

6. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл. Так, пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, можно назвать героическим.

В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне - мифические герои и боги.

7. Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее. Эта служебная функция пейзажа заставляет художника сочинять и стилизовать природные мотивы, заботясь не столь о реалистической трактовке изображаемого, сколько о красоте группировки пейзажных элементов, о соответствии их формы стене. Естественно, что и цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным.

8. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

9. Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа.

10. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.

Природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Как работать над развитием эстетического восприятия пейзажа

На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, педагог заостряет его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Воспитатель знакомит детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, и одновременно демонстрирует яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель продолжает опираться на опыт ребенка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений. Но роль иллюстрации к произведению значительно меняется. Педагог уже имеет возможность свободно использовать не только непосредственно иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.

Со старшими детьми чаще проводится экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.

Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Веракса ставит задачу развития поэтического слуха и эстетического восприятия дошкольников, умения различать и понимать своеобразие использования тех или иных художественных средств в произведениях искусства.

Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сожетно-тематическим рисованием, основная цель которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное.

Методы, которые педагог может использовать для развития эстетического восприятия и детского творчества:

1) наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении;

2) беседа о поэтических образах;

3) рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе;

4) показ некоторых приемов изображения;

5) анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.

    Наблюдения природы проводятся не только для получении детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе.

    Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т. д. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой, лист одуванчика - с елочкой.

 

С детьми шестого и седьмого года рекомендуется проводить занятия по рисованию на темы двух произведений, в которых описана природа в одно и то же время года. До занятия целесообразно провести беседу об их содержании и средствах выразительности.

    Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия.

    Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды.

 

Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.

Колористическому решению пейзажа во многом помогают целевые наблюдения природы, рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов. Живописный рисунок, выполненный воспитателем по мотивам какого-либо произведения о природе, также поможет детям понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы.

Для развития остроты восприятия насыщенности цвета можно использовать игровые задания: «Найди оттенки цвета на картине», «составь полоски синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа - самая светлая» и т. д.

Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: желто-зеленые листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло-зеленая окраска стебелька, нежно-голубых цветы становятся ярче на фоне темно-зеленой травы.

С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется проводить рисование пейзажей с натуры, привлекая и к этому процессу лирические произведения.

Итак, для развития творческого подхода шестилетних детей к пейзажному рисованию можно рекомендовать следующие методы и приемы:

- наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения:

- беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;

- предшествующее наблюдение рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;

- рисование только на основе восприятия поэтического произведения;

- рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.

Последовательность выполнения пейзажа детьми дошкольного возраста.

Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу необходимо соблюдать последовательность выполнения пейзажа:

1. Начинается с выбора уголка природы, который вы хотели изобразить в своей картине.

2. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере), но есть один способ который позволяет это делать и дома (этюды)

Этюд - это зарисовка отдельных элементов будущей картины (прорисовка цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).

На примере этих этюдов можно создать пейзаж.

3. Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)

4. Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.

5. В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива.

Перспектива от латинского - «ясно вижу».

Смотря куда-либо мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние большими, поэтому на переднем плане предметы нежно изображать крупно, а на заднем мелко - этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.

При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.

При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой - если это акварель или белилами - если это гуашь.

6. Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа, начиная с переднего плана потом заднего плана.

7. Разработка в цвете.

Начинать рисовать пейзаж необходимо с простых этюдов. Пейзаж должен создаваться из разных изобразительных материалов:

- акварель и пастель;

- акварель и цветной карандаш;

- гуашь и акварель;

- традиционные и нетрадиционные техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети рисуют пейзажи

"Краски у нас орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш - не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в ...

Рисуем пейзаж с детьми в детском саду (работы детей кружка « Волшебная кисточка»)

. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природыИзвестно, что основы художественного воспитания закладывается...

Мастер класс Учимся рисовать пейзаж по теме «Лето»

Цель мастер-класса: знакомство с последовательностью рисования пейзажа, с понятием перспектива....

Зима - время рисовать пейзажи.

С приходом зимы вся природа спешит надеть свой зимний наряд. Деревья наряжаются в белые шапки и шубки, травы и цветы примеряют красивое тёплое покрывало, и всё вокруг становится белым, искристым и вол...

Рисуем пейзаж

Традицией нашего детского сада вот уже на протяжении ряда лет стало оформление выставки рисунков "Весна". Знакомить дошкольников с жанром живописи "пейзаж" мы начинаем со...

Мастер-класс для родителей по теме: « Гармонизация работы полушарий головного мозга как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Рисуем пейзаж

1.     Познакомить родителей с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.2.     Рассм...

Мастер-класс «Как рисовать пейзаж»

Для педагогов и родителей «Как рисовать пейзаж»...