Использование нетрадиционных техник рисования изображений в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Первухина Марина Сергеевна

Обучение рисованию, как одному из направлений художественно-эстетического развития, имеет важное значение для воспитания и развития личности. в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое воспитание, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создать красивое. Нетрадиционные техники рисования это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «детский сад № 38»

Опыт работы

Использование нетрадиционных техник рисования изображений в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Выполнила: Первухина Марина Сергеевна

Миасс, 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

7

1.1. Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста

7

1.2. Сущность и механизмы развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте

11

1.3. Роль педагога в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования

17

ГЛАВА 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

23

2.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей у дошкольников с использованием техник нетрадиционного рисования

23

2.2. Использование нетрадиционных техник рисования как метода работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

36

ПРИЛОЖЕНИЕ

38

ВВЕДЕНИЕ

И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес: далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле.

(В. Берестов)

В системе современного дошкольного образования большое место отводится художественно-эстетическому развитию, основная цель которого согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заключается в следующем:

  • создание предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Обучение рисованию, как одному из направлений художественно-эстетического развития ребенка, имеет важное значение для воспитания и развития личности, в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создать красивое.

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Проблемой развития творческих способностей при помощи нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Е. М. Седова, Т.С, Камарова Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, Н.П. Сакулина, И.А. Лыкова и другие.

Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях к реализму, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески действовать.

По мнению Р.Г. Казаковой, в настоящее время наблюдается появление всё новых и разнообразных техник изобразительного искусства, позволяющие раскрыть творческий потенциал на занятиях изобразительной деятельности и предоставляющие ребенку огромное количество вариантов для самовыражения.

Важное условие в обеспечении творческого подхода в решении изобразительных задач - это необходимость овладеть техникой рисования. По мнению Ю.В. Рузановой, чем больше мастерства в детской руке, тем совершеннее функции нервной системы [17]. Т.С. Комаровой уточняется, что «исходя из разнообразия рисовальных приемов в изобразительной деятельности и беря в расчет возможности детей дошкольного возраста, целесообразным является необходимость обогащения технической стороны рисования детьми. Это достигается через разнообразие способов работы уже с известными красками и карандашами и при использовании новых материалов (цветных восковых мелков, акварели и т.д.), а также при сочетании в одном изображении разных материалов и техник».

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

Таким образом, актуальность темы данной работы определяет ее основную проблему: как развить творческие способности у детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования, учитывая их индивидуальные особенности.

Исходя из вышесказанного, объектом исследования реферата является процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, а предметом организация развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Объект и предмет определяют цель исследования: теоретически изучить и практически охарактеризовать формы и методы работы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста.

Цель реферата определила следующие задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) Теоретически изучить роль нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;

3) Раскрыть сущность и механизмы развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте;

4) Охарактеризовать роль педагога в развитии творческих способностей с использованием техник нетрадиционного рисования;

5) Разработать план-мероприятий, направленных на развитие творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.

На основании вышесказанного предположим, что использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать успешному развитию творческих способностей при соблюдении следующих условий:

  • организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • использования в системе нетрадиционных техник рисования.

Цели и задачи исследования определили структуру реферата, которая состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной и цитируемой литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

1.1. Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста

В системе дошкольного воспитания большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для гармоничного развития личности. В процессе рисования у ребенка «совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства»

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для гармоничного развития детей, раскрытия и обогащения их творческих способностей. Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование является прекрасным средством не только эстетического развития, но и дает большие возможности для развития мелкой моторики рук.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В дошкольном возрасте все дети любят рисовать, но рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны - обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников - это одна из основных задач воспитателя, ведь тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Использование прописей не всегда интересно дошкольникам, а вот использование нетрадиционных техник рисования стимулирует их активность. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас [17].

Каждый ребенок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия побуждающие ребенка к занятиям искусством можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Одним из приемов направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов [9].

Главное в работе педагога, чтобы занятия, проводимые ими, приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Причем, огромное значение при этом отводится применению нетрадиционных техник рисования. Дети рисуют пальчиками, ладошками, используют различные материалы для рисования: губку, ватные палочки, воск и многое другое. А это в свою очередь положительно сказывается на развитии их мелкой моторики. У детей развивается мускулатура пальцев, формируется сила и точность движений, улучшаются тонкие движения пальцев и кисти, закрепляются навыки осязательного обследования. Использование нетрадиционных техник рисования помогает раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", – утверждал В.А. Сухомлинский.

Применение таких техник в процессе рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, воображения, развитию творческих способностей.

Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности [6].

Таким образом, рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Они овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться и добиваться желаемого результата.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность [9].

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего возраста, необходимо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов, в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что происходит, так называемый «бунт» эмоций [9].

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно «рисовать» у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

1.2 Сущность и механизмы развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями.

Л. А. Венгер под способностями понимает индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность [2].

Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей [21].

Все определения сводятся к тому, что способности – это индивидуальные особенности человека: врождённые (природные), которые можно развить и даже сформировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности, и которые связаны или зависят от условий жизни данного индивида. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной), а не там, где результат можно получить, сформировав определённый навык.

В. А. Крутецкий отмечает, что основанием в понятии способности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, – добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень [13]. К способностям относятся: музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакции – у спортсмена, тонкость цветоразличения для художника-живописца.

В. А. Крутецкий считает, что способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей [13]. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей – способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Близким понятию «творчество» является понятие «креативность» – способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Л. С. Выготский отмечал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития» [3]. Условием для возникновения творчества Л. С. Выготский называет неприспособленность к окружающему миру. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никаких оснований для творчества.

Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, не могло бы творить. Ребенок всегда неприспособлен, позже, набрав определённый жизненный багаж, человек может идти далее проторенным путем, принимая стандартные решения, отказавшись от какого-либо побуждения к творческой деятельности. Одним из условий творчества Л. С. Выготский называет воображение [3]. В. В. Давыдов творческим называет такой процесс, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах [5].

Итак, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной. Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.

Рассмотрим понятие «творческие способности». Существует несколько подходов к данному понятию:

1) Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2) Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев).

3) Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) [5].

А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» [14]. В структуре любых, в том числе и творческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности.

Исследователи давно обратили внимание на то, что одним людям в большей степени присуща логика рассуждений в принятии решений, а другим - исключительная способность к фантазии и воображению.

Мотивационно-творческую активность и направленность личности В. И. Андреев характеризует следующим образом [1]:

1) любознательность, творческий интерес характеризуют устойчивую потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности. Проявляется в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое и анализируемое, а также в постановке вопросов;

2) чувство увлеченности, эмоциональный подъем, радость открытия, изобретения характеризуют наиболее типичные состояния личности в учебно-творческой деятельности; стремление к творческим достижениям проявляется в желании и стремлении личности наилучшим образом выполнить задачу в каждой новой ситуации достигнуть новых высот новых успехов;

3) стремление к лидерству;

4) стремление к получению высокой оценки, критериями оценки является то, насколько личность переживает неудачу, как реагирует на поощрение похвалу, оценку своих достижений;

5) чувство долга, ответственности при выполнении творческих заданий; личностная значимость творческой деятельности в системе ценностных ориентаций личности;

6) стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей.

В. И. Андреев исследует каждый компонент творческих способностей личности, воздействуя на которые определенным образом можно развивать способности, заложенные в каждом ребенке [1].

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем способности к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способности к познавательной самодеятельности.

В творчестве каждый ребенок раскрывается как личность, как индивидуальность, проявляя свои неповторимые идеи и представления о мире.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В процессе предметной деятельности, в том числе рисовании, дошкольники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере усвоения приемов рисования (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина). По мнению Р.Г. Казаковой, в настоящее время наблюдается появление всё новых и разнообразных изобразительных техник изобразительного искусства, позволяющие раскрыть творческий потенциал на занятиях изобразительной деятельности и предоставляющие ребенку огромное количество вариантов для самовыражения.

Развитие творческих способностей происходит не само по себе, а при определенной организации образовательного процесса. По мнению Т.С. Комаровой само понятие способности является динамическим. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Зная и понимая закономерности возрастных особенностей ребенка, педагог имеет возможность правильно организовать систему обучения и воспитания.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. Для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Необходимо упомянуть о том, что развитию творческих способностей содействует характер деятельности: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество педагога и воспитанников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже самого малейшего успеха. Одной из детских творческих деятельностей является изобразительная деятельность и в большей степени рисование. Рисование приносит много радости дошкольникам, так как в копировании окружающего их мира происходит его изучение. Однако стандартных наборов изобразительных материалов и традиционных способов рисования не достаточно для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. А использование нетрадиционных способов изображения способствуют развитию детской фантазии, воображения, снимает негативные эмоции. В таком свободном творческом процессе, нарушая правила использования некоторых материалов, дошкольники обретают веру в свои собственные силы, обретают внутреннюю гармонию с самим собой и миром. При использовании нетрадиционных техник рисования дети могут не только отражать, что они видят и чувствуют, но и могут познакомиться с разными свойствами и качествами материалов и предметов.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что перед педагогами стоит очень ответственная задача – обеспечить благоприятные условия для образования детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, при которых сам ребенок становится субъектом образования. Необходимо воспитывать личность: творческую, трудолюбивую, умеющую выражать свои мысли и чувства не только с помощью слов, но при помощи создания разнообразных творческих работ, что можно увидеть при использовании нетрадиционных техник рисования. Научить ребенка добывать знания самому, ставить цель, планировать, добиваться результата, при этом развивая его как многогранную целостную личность.

1.3. Роль педагога в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования

Процесс художественно-эстетического дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе педагоги чаще всего используют такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и фантазию;

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

- музыкальное сопровождение и т. п.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

- педагогические (доверительная беседа, стимулирование).

Свою работу воспитатель должен строить на следующих принципах:

- От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Каждое занятие начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

- Принцип доступности материала: приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Работая с детьми, педагог неизбежно сотрудничает с родителями. Для установления доверительных отношений с родителями воспитателем должны проводиться консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее.

Выводы по первой главе.

В первой главе данного реферата были раскрыты теоретические основы развития у детей дошкольного возраста творческих способностей посредствам использования нетрадиционных техник рисования. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. Для успешного развития творческих способностей необходимо овладение всё новыми и разнообразными техниками нетрадиционного рисования, способами их использования для изображения и художественного выражения, а также совместное развитие руки и глаза, так как без зрительного контроля за движениями рук невозможно создание изображения;
  2. При изучении нами литературы мы определили условия, которые необходимы для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста:

Первое условие - успешному развитию творческих способностей способствует раннее знакомство с различными инструментами и материалами;

Второе условие - создание такой среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его на разнообразную творческую деятельность;

Третье условие - возрастные и индивидуальные особенности ребенка (усложнение и увеличение поставленных задач);

Четвертое условие - заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов;

Пятое условие - предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых;

Шестое условие - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

  1. Ученые-исследователи - работающие над этой проблемой, определили, что педагог должен строить свою работу на следующих принципах:
  1. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  2. принцип развивающего обучения;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип индивидуализации;
  5. принцип интегрированного подхода;
  6. связь обучения с жизнью;
  7. принцип доступности материала.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

2.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей у дошкольников с использованием техник нетрадиционного рисования

Организация условий для развития творческих способностей осуществляется на базе развивающей предметно-пространственной среды, созданной на основании требований, выдвигаемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и разработанного плана дополнительной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования.

В нашем дошкольном образовательном учреждении в целом и нашей группе в частности предметно-пространственная среда организована с учетом следующих требований, предъявляемых стандартом [22]:

1) насыщенность, то есть соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в помещении и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) трансформируемость, то есть может быть изменена в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) полифункциональность, то есть обеспечивает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей и т.д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) вариативность, то есть:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) доступность:

  • для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • содержит исправные и сохранные материалы и оборудование.

6) безопасность, то есть все ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Кроме этого перед воспитателем для реализации художественно-эстетического развития детей среднего возраста были поставлены следующие задачи:

- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- развивать художественно-творческие способности детей.

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

- приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).

- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

- развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Для реализации поставленных примерной образовательной программой задач совместно с родителями воспитанников был организован уголок изобразительной деятельности, состоящий из следующих частей:

  1. выставка рисунков и поделок воспитанников в раздевалке (в виде магнитной доски, на которую при помощи магнитов вешаем рисунки);
  2. уголок с материалами и игровыми пособиями в игровой комнате: с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, штампы для печатанья, ватные палочки, бумага разного качества и фактуры и т.д. Имеющиеся материалы были расположены таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для различных видов деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявлять свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

Все материалы в достаточном для воспитанников количестве хранятся в группе и используются в непосредственной образовательной и совместной деятельности с детьми.

2.2. Использование нетрадиционных техник рисования как метода работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

На занятиях изобразительной деятельностью очень важно использовать различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные. Разнообразие способов рисования «рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей» [16].

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро добиться желаемого результата. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования: «монотипия», «печатание листьями», «рисование нитками», «рисование кляксами», «рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами», «рисование методом тычка» и другие. Каждый из методов нетрадиционного рисования – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования используются в рамках дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы «Волшебная кисточка» (Приложение 1).

Кружок направлен на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.

Задачи обучения:

1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

4. Развивать творчество, фантазию.

5. Активизировать детей при выборе тематики.

6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

В рамках образовательной области изучались следующие способы рисования:

  1. Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Рисование ладошками.

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: гуашь, кисть, ладошка ребенка, любая бумага.

Способ получения изображения: растопырив пальчики, ребенок прикладывает ладошку к листу бумаги.

  1. Тычок жесткой полусухой кистью.

        Средства выразительности: фактурность окраски.

        Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата

либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

        Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. Отпечатки листьев.

        Средства выразительности: фактура, цвет.

        Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие)

гуашь, кисти.

        Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева

красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  1. Рисование свечой, акварель.

        Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

        Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

        Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  1. Печать по трафарету.

        Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

        Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

        Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

  1. Восковые мелки и акварель.

        Способ выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

        Материал: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

        Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

  1. Оттиск смятой бумагой.

        Способ выразительности: пятно, фактура, цвет.

        Материал: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

        Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

  1. Ниткография .

        Способ выразительности: пятно.

        Материал: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

        Способ получения изображения: Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

  1. Кляксография с трубочкой.

        Способ выразительности: пятно.

        Материал: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

        Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  1. Оттиск поролоном.

        Способ выразительности: пятно, фактура, цвет.

        Материал: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

        Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия в нетрадиционной технике рисования помогают:

1) развитие мелкой моторики - включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами, новыми техническими приемами, требующими точности движений, но не ограничивающие пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики, что очень важно для детей раннего возраста [9];

2) развитию речи - в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей;

3) ознакомлению с окружающим миром - для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, воспитатель рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. п.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал;

4) развитию фантазии и творчества - чтобы заинтересовать ребенка, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора;

5) личностному развитию – следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Необходимо быть более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Детям необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата, потому что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем;

6) эстетическому развитию - на занятиях по рисованию нужно предлагать детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета. Путем наглядного представления помогите малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту [25].

Вывод по второй главе

Во второй главе данного реферата дана характеристика организации условий для развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

1)        согласно нормативным документам (ФГОС ДО, Примерной основной программы дошкольного образования и ООП ДОУ), в нашей группе совместно с родителями воспитанников была создана развивающая предметно-пространственная среда в целом, и уголок изодеятельности в частности, включающий выставку рисунков и поделок в раздевалке в виде магнитного стенда, на которой при помощи магнитов вешаются рисунки, и уголок с достаточным количеством материалов, соответствующих возрасту, в игровой комнате;

2).        В нашей группе был разработан план мероприятий для совместной деятельности с детьми среднего возраста по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка».

Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод, что создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и включение в образовательную деятельность нетрадиционных техник рисования в игровой форме способствует не только развитию фантазии, эстетическому и личностному развитию, ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики у детей, но и развитию творческих способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученной литературы по данной проблеме мы пришли к выводу, что именно с использованием нетрадиционных техник рисования у детей развиваются не только творческие способности, но это также способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • расширению пассивного и активного словаря ребенка в процессе совместной деятельности с другими детьми и воспитателем, то есть развитию речи;
  • ознакомлению с окружающим миром благодаря подбору соответствующего теме занятия дидактического материала;
  • развитию фантазии;
  • личностному развитию ребенка благодаря вниманию и одобрению взрослого его творчества, побуждая к достижению более высокого результата;
  • эстетическому развитию, чему способствуют предложенные воспитателем разнообразные материалы, побуждающие пробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Организация условий для развития творческих способностей с использованием техник нетрадиционного рисования в нашей группе осуществляется на базе развивающей предметно-пространственной среды, созданной на основании требований, выдвигаемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и разработанного плана дополнительной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования. Такие способы рисования привлекают в совместную деятельность с воспитателем и другими детьми своей необычностью, игровой формой и быстрым результатом.

Таким образом, в соответствии с изложенным материалом мы сделали заключение о том, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учетом индивидуального подхода воспитателя к каждому ребенку, создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и применения нетрадиционных техник рисования способствует развитию ребенка и закладывает основы развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567с.
  2. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973. – 96 с.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
  4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. Пособие / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1997. – 318 с.
  5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с.
  6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007. – 214 с.
  7. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007. – 115 с.
  8. Доронова Т.Н. «Планирование работы по развитию художественного творчества детей 4-5 лет». - М.: Издательство Скрипторий, 2007. – 189 с.
  9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 211 с.
  10. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1985.- 117 с.
  11. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования / Т.С. Комарова. – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 124 с.
  12.  Комарова Т.С. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников: учеб. пособие / Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 189 с.
  13. Крутецкий, В. А. Психология : Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
  14. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М.: Академия. 2008. – 218 с.
  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И.А. Лыкова. – М.: ИД Цветной мир, 2010. – 210 с.
  16. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: учеб. Пособие / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2014. – 118 с.
  17. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: пособие для воспитателей и родителей. Издательство КАРО, 2009. – 135 с.
  18. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 246 с.
  19. Соломенникова О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 187 с.
  20. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965. – 217 с.
  21. Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. – 2004. – № 2. – С. 87-88.
  22.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  23.  Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 197 с.
  24. Швейко Г.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Г.С. Швейко. – М.: Владос, 2006. – 208 с.
  25. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста: метод. пос. для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 211 с.

Приложение

Перспективный план работы совместной деятельности

«Волшебная кисточка»

СЕНТЯБРЬ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы)

Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

прозрачные баночки с водой, красная гуашь

Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета?

«Красивый букет»

(Печатание растений)

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).

Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.

«Осень»

(Мягкая роспись по ткани)

Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие

Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеенка.

Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Объяснить последовательность работы. В конце сделать выставку.

ОКТЯБРЬ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Загадки»

(Ниткография)

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Нитки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага.

Чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки? Волшебные нитки рисуют загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом

«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания.

Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья, полоски бумаги

Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье.

«Портрет зайчонка» (Силуэтное рисование)

Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость

Контурное изображение зайчонка, черная и белая бумага, настольная лампа

Пока зайчонок шел в гости, за ним все время кто-то бежал. Это его тень. Показать с помощью лампы как появляется тень. Предложить нарисовать силуэтный портрет зайчонка. Объяснить последовательность рисования.

«Ежик»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Бумага, гуашь, жесткие кисти

Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов.

НОЯБРЬ

Тема (техника)

Цель

Материал

Содержание

«Домик» (Печатание)

Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь

Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования.

«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками)

Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печать-клише, поршни от одноразовых шприцов

Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у нее остались только белые, она просит помочь ей украсить их. Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе.

«Пейзаж» (Натюр-морт)

Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций.

Ткань, силуэты: дом, дерево, звезды, зубная щетка, расческа

Выставка: пейзажи, натюрморты, портреты. Беседа по ним. Детям предлагается стать на время художниками и написать пейзаж на «холсте» (ткани).

«Береза в снегу»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая

Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком.

ДЕКАБРЬ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Узоры на окнах» (Раздувание капли)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания - краска

«Звездное небо» (Фотоко-пия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.

«Невидимки» (Линия, как средство выразительности)

Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы.

Листы бумаги, по 2 платочка (один теплого тона, другой- холодного тона), карандаши

Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами.

«Нарисуй, что хочешь» (Работа со знакомыми техниками)

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Ящик с двумя отделениями:1. материал (на чем)

2. инструмент (чем)

Предложить детям рассмотреть содержимое ящика. Обсудить, что можно нарисовать этими предметами и на чем.

ЯНВАРЬ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Новые игрушки» (Кубизм)

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму.

Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки

Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь.

«Мой сон» (Работа со знакомыми техниками)

Развивать творческие способности ,воображение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства. ощущения.

Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена

Воспитатель просит детей изобразить впечатления от своего сна.

«На что похоже?»

(Аппликация с дорисовыванием)

Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы.

Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги.

Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок.

ФЕВРАЛЬ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание + набрызг+ силуэтное рисование)

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…

Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу. Дети выбирают необходимый материал для работы. В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают, какими способами они добились таких результатов.

«На что похоже?» (Техника монотипии)

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать. Показать способ работы.

«Музыка»

(Пальцевая живопись)

Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

Бумага, гуашь

Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино -бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов»

«Придумай и дорисуй»

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком

Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у него было изображено.

МАРТ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Открытка» (техника теснения)

Активизировать мыслительную деятельность. Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы при помощи знакомых техник.

Тонированная бледно-зелёная бумага, иллюстрации весенних цветов, гуашь в мисочках одноразовые вилочки, щётки для набрызга.

Показать открытку, рассмотреть ее. После обсуждения детям предлагается сделать открытки к празднику. Объяснить последовательность работы. Работа детей.

«Облака» (Рисование по сырому фону)

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Интересно, как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков.

«Ледоход» (Метод старения)

Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета

Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок?

«По замыслу» (Совместное рисование)

Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности.

Карандаши, листы бумаги

Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

АПРЕЛЬ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Оранжевая песенка» (Линогравюра)

Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.

Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей, кусочек поролона, листы бумаги

Звучит «Оранжевая песенка». Воспитатель предлагает нарисовать рисунок для песенки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками.

«Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы)

Развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие.

Листы бумаги, гуашь

В гости приходит кукла. Она потеряла цветочек, который похож на цветик – семицветик из мультфильма. Дети успокаивают ее и рисуют для нее цветик- семицветик.

«Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности)

Тренировать движения руки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий.

Листы бумаги с изображением дороги, карандаши.

Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть.

«Грибная полянка» (Техника акватуши)

Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки

Гуашь, черная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой.

Воспитатель рассказывает сказку о том, как грибочки играли в прятки, как их найти? Давайте польем их водичкой. Грибочки появляются. Воспитатель объясняет последовательность работы. Дети рисуют грибочки и прячут их.

МАЙ

Тема

(техника)

Цель

Материал

Содержание

«Сирень»

(Совмещение техник)

Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

Тонированная бумага, гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев)

Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину, на которой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют, чем рисовать листья, чем цветы

«Нарисуй, что хочешь»

Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.

Картон, листы бумаги. Пластилин, спички, краски.

Показать детям оригинальный рисунок. хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы. Работа детей в конце организуется выставка.

«Цветочная поляна»

(Рисование крышками от бутылок)

Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Бумага зеленого цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь

Вспомнить наблюдения за цветочной поляной. Хотите, чтобы в группе всегда была красивая цветочная поляна? Объяснить способ работы. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна.

«Одуванчики»

(Рисование мыльными пузырями)

Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем.

Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”

Представление   педагогического опыта по  методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...