Русская народная игрушка
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шпиговская Елена Андреевна

Комплексное занятие в страшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx456.24 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие "Русская народная игрушка"

 Подготовила и провела : Шпиговская   Елена Андреевна,

                              Воспитатель Школа 1056

Цели урока:

1.Познакомить детей с различными видами игрушек.

2.Дать классификацию игрушек по назначению, способу изготовления. 3.Совершенствовать знания детей, что игра имеет сюжет, правила (учить подбирать сюжет и составлять правило игры

Задачи урока:

  1. Развивать у детей интерес к предметам народного искусства
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость
  3. Выделять средства выразительности, элементов узора
  4. Развивать художественное творчество в процессе восприятия предметов декоративного искусства

Предварительная работа

  1. Рассматривание картин с изображением работ дымковских мастеров, мастеров по изготовлению семеновских матрешек
  2. Знакомство с элементами узора, цвета на занятии по рисованию
  3. Чтение стихов и потешек о народных умельцах, о матрешках

Материал фигурка японского монаха иллюстрации и картины с изображением матрешек и дымковских игрушек, матрешки, дымковские игрушки, трафареты матрешек для краски акварельные, кисти, баночки для воды

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу

Загадка:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)

А хотите я расскажу вам сказку о том, как родилась эта красивая игрушка, которую матрешкой назвали.

Воспитатель рассказывает

В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец ( человек, который продает и покупает)

Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Удачно торговал он соболями, да куницами, жемчугом окатным и другим красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что то на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, перво-наперво побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “ Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?”. Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам”. Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена, с любимым другом петушком.

Воспитатель показывает куклы в народном костюме и игрушечного петушка

Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась, и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек. Одну куколку для Матрены сделала, другую для купца.

Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные ( дети рассматривают матрешку)

Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен.

Прибежала утром Матренушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по-меньше, и еще по-меньше…

Воспитатель вынимает и показывает детям матрешек

И расписал мастер их нарядными, красивыми

Дети, а кто знает как звали мастера? (Семенов)

А почему? ( жил он в деревне Семенов, где все носили фамилию Семенов)

В честь кого куклу назвали Матрешкой? ( в честь дочери мастера Семенова Матрены)

А каким узором расписывал мастер своих матрешек ( цветочками, ягодами, листочками, травинками)

А какие пословицы знал мастер, от того он, наверно, и работал так хорошо.

“ Делу время, а потехе час”

“Не спеши языком, а спеши делом”

“Сделал дело – гуляй смело”

“Ой что-то шепчет мне на ушко Матрешка – говорит воспитатель, – хочет деток послушать и хоровод с ними сплясать”

Дети читают стихи

1.Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут
Всех матрешками зовут!

2. Кукла первая толста, а внутри она пуста
Разнимается она на 2 половинки.

3.В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куклу открой, будет третья во второй .

4.Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую..

5.Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая куколка пузатая.

6. А внутри пустая, в ней живет шестая
А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.

7.Эта кукла меньше всех,
Но по-больше чем орех. Миша

8.Вот поставленные в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас – у них мы спросим
И ответят куклы – восемь.

Молодцы, все рассказали про матрешек, а теперь все дружно встанем в хоровод

“Весь народ глядит в окошки
Танцевать пошли матрешки,
Восемь водят хоровод, а девятая поет.

Вот и нам мастер Семенов приготовил своих матрешек, но хочет, чтобы детки сами их расписали

Воспитатель раздает детям заготовки, дети их расписывают, а в конце занятия показывают их своей большой матрешке

Итог: Дети! Сегодня мы с вами были мастерами, учились создавать красивые одежды для матрешки. Отметить всех детей.


https://fsd.videouroki.net/html/2017/02/19/v_58a938cf2661d/99681415_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...