Консультация для педагогов на тему: «Самостоятельная художественная деятельность детей, как средство эстетического воспитания»
консультация

Вершинина Светлана Евгеньевна

      Природа – богатый источник эстетического воспитания. Задача педагогов научить ребенка не только воспринимать красивое, важно, чтобы эстетические впечатления вызывали желание действовать, создавать прекрасное. Одним из средств эстетического воспитания дошкольников является самостоятельная художественная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samost._hudozh._deyatelnost.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Самостоятельная

художественная деятельность детей,

как средство эстетического воспитания

Консультация для педагогов

Подготовила:

Воспитатель изодеятельности

Вершинина С.Е. 

г. Пыть-Ях 2018г.

Самостоятельная художественная деятельность детей,

как средство эстетического воспитания

     Эстетическое воспитание – необходимое условие формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

    Слово «эстетика» - греческое, означает ощущение, чувство. Говоря об эстетическом чувстве, имеют в виду чувство прекрасного. Эстетическое воспитание неотрывно от воспитания нравственного, и начинать его надо в раннем детстве.

    Чувство прекрасного входит в душу ребенка при знакомстве с яркими игрушками, народной сказкой, песней. С возрастом мир детей расширяется. Малыш выходит за пределы своей комнаты, узнает дом, двор, улицу с их звуками и красками. И зрительные восприятия становятся едва ли не наиболее яркими. В детских садах воспитатели наблюдают с детьми интересные явления в природе, учат находить причинную связь явлений, видеть красоту.

    …Первые листья. Прилет птиц. Сколько восторга вызывают они!

    Красота природы, воспринятая в детстве, глубоко запечатлевается в чувствах и мыслях человека. Природа – богатый источник эстетического воспитания.

    Но наша задача научить ребенка не только воспринимать красивое, важно, чтобы эстетические впечатления вызывали желание действовать, создавать прекрасное.

Одним из средств эстетического воспитания дошкольников является самостоятельная художественная деятельность. Она осуществляется в свободное от занятий время, и также как игра, возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), средства ее достижения, выполняет работу и получает результат. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности.

При создании благоприятных условий к семи годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности.

В чем это проявляется? Во-первых, в наличии специфических мотивов этой деятельности. Ребенком, как и художником, движет стремление выразить мысли и чувства, свои впечатления о мире в данном виде деятельности, то есть неравнодушие к миру и желание выразить свое отношение. Маленький художник, как и взрослый, в своем творчестве хочет быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремится получить их одобрение, адресует им свою работу. Интерес, склонность к данному виду деятельности — не менее важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности. Интерес и склонность, в свою очередь, вызываются разными причинами: ощущением успеха и наличием соответствующих способностей, неосознанной, но уже формирующейся потребностью в творчестве.

Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке. Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода.

Если дошкольник относительно свободно владеет способами изображения и при этом не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское “хочу” объединяется с “могу” и ребенок испытывает радость от деятельности. Очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующая это “могу”, выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне. Что же нужно для его творческого воплощения?

Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу, варьированию, поиску способов изображения при соответствующем контроле (сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа) — это все и есть моменты творческого поиска в деятельности. То есть способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели (отобрать материал, ярко представить образ, находить способы изображения, комбинируя известные, видоизменяя, дополняя их и изобретая новые) — это очень важное, кроме мотива и целеполагания, проявление высокого уровня развития самостоятельной деятельности.

И наконец, получение нужного, удовлетворяющего ребенка результата и отношения к нему: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания; бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного) — также проявление высокого уровня самодеятельности детей. Одним из ярких проявлений такого отношения к результату деятельности является возвращение ребенка к теме или, что более ценно, к одной и той же работе, стремление улучшить ее; длительное, иногда в течение нескольких дней, занятие одним делом, темой (лепил клоуна, потом зверей, с которыми он выступает, потом других персонажей и т. п.).

Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка и под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы, в применении результата деятельности в общении или других видах деятельности. Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество.

Любая деятельность, возникающая по инициативе ребенка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руководства, так как инициативу ребенка легко нейтрализовать, более того, можно невольно разрушить замыслы детей и даже разрушить деятельность. Дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замысел. Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества руководство такой деятельностью должно быть косвенным.

Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика руководства самостоятельной деятельностью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.

2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников и развлечений.

3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.

Изобразительная деятельность наряду с игрой — одна из наиболее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ массовой практики показывает, что при отсутствии обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, — непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоционального побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели.

Необходимое условие — обогащение детей впечатлениями и, как результат, — наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее детские рисунки, поделки по тематике и содержанию. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т. п.).

Однако дошкольник может долгое время не догадываться о возможности воплощения своих впечатлений в изобразительной деятельности. Такие помыслы и побуждения рождаются при общении с произведениями искусства и в процессе общения с взрослыми. Педагог, ежедневно общаясь с детьми, может формировать у них позицию активного отражения впечатлений. Так, наблюдая, отмечая с детьми яркие события, явления, он может подсказать им идею: рассказать об увиденном в рисунке. “Какой чудесный закат сегодня... давайте посмотрим... Как необычны краски неба... Сейчас это все исчезнет, а как хочется, чтобы и другие люди заметили, увидели эту красоту. А что, если нам попробовать нарисовать такой закат?” Воспитатель может спросить: “Дети, а как про это можно нарисовать?” В нужный момент такие подсказки, идеи могут актуализироваться в деятельности детей. Очень часто педагог ведет беседы с детьми о том, что они видели в воскресные дни, куда ходили, как провели отпуск с родителями. А ведь дошкольникам можно предложить рассказать об интересных событиях в рисунке, а потом вместе с другими детьми посмотреть эти рисунки.

Рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают богатую информацию воспитателю об интересах ребенка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет.

Создание развивающей предметно-пространственной среды-

 путь активизации самостоятельной

изобразительной деятельности

        Предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Дети впечатлительные, склонные к рефлексии, особенно нуждаются в этом. Следует учесть и другое обстоятельство: творческие замыслы в изобразительной деятельности в отличие от игры чаще всего индивидуальны. Развитие и согласование разных замыслов в один затруднительно, не менее затруднительно их воплощение, особенно в рисовании. Значительно легче происходят коллективное замысливание и исполнение в лепке, конструировании, аппликации.

Предметная среда должна способствовать возникновению у детей инициативы, давать простор для творчества. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах рисование можно организовать на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости (стене). Каждый ребенок рисует свою тему, которую объединяют одним сюжетом.

В более старшем возрасте, когда дети приобретают какой-то изобразительный опыт и свободнее в воплощении замысла, они в большей мере склонны и способны к общению, обмену впечатлениями в процессе работы. Дети четвертого-пятого года жизни создают предметные изображения, а сюжет выражается в слове, репликах, рассказах, игре. Такое поведение “притягивает” других детей, вызывает подражание, желание так же рисовать. Поэтому столы можно разместить так, чтобы одним делом (рисованием) могли заниматься сразу несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению.

Во всех возрастных группах (особенно в старших) нужно иметь мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование с натуры.

Для самостоятельной художественно-продуктивной деятельности дошкольников в группе оформляется центр искусств, в котором создаются папки, альбомы с репродукциями картин известных художников (пейзажи, портреты, натюрморты), а также с иллюстрациями, отражающими разные виды искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, архитектура). Кроме этого размещаются не только оборудование и материалы, которые традиционно используются в изобразительной деятельности (карандаши, фломастеры, краски, кисти различной толщины, восковые и акварельные мелки, трафареты, печати, и т.д.), но и различного цвета, фактуры и плотности бумага, а также оборудование для нетрадиционных техник рисования, в том числе и изготовленное своими руками.

В группе должно быть место для демонстрации детских работ. Хорошо иметь рамки (часто их делают вместе с детьми), в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы, спальни, прихожей, дарят родителям. Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей на ту или иную тему и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка.

Содержание самостоятельной изобразительной

деятельности детей

В первую очередь его определяет эмоционально-интеллектуальный опыт ребят, полученный из разных источников в условиях семьи и дошкольного учреждения. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности может быть тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван иногда не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной, нестандартной методикой его проведения.

Увлеченность темой — наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. В связи с этим полезно при анализе детских работ обратить внимание на возможность их продолжения. Нужно раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создания более выразительного образа. Важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок (поделку).

Для того чтобы вызвать у детей желание в свободное время поупражняться в способах изображения, воспитатель может после занятия положить детские поделки (рисунки) и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно (выкройки поделок, природный материал, бумагу того же цвета, формата).

Таким образом, оборудование, материал, введенный педагогом с занятия в зону самостоятельной изобразительной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.

Самостоятельная художественная деятельность по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т. п.

Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересует роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть фонендоскоп, термометр и пр., у капитана — бинокль, фуражка, у журналиста — кинокамера и т. д.). Недостающие атрибуты игры дети могут сделать сами, вместе с воспитателем. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей.

Поделки, изображающие животных, птиц, людей, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани и на ткани вполне применимы в быту. Мозаичные панно, аппликации — прекрасное средство оформления интерьера руками детей. Получение адекватного результата и использование его по назначению оказывают большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей.

В развитии самостоятельной художественной деятельности родители — незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог обязательно должен раскрыть родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Следует разъяснить, как это важно для общего развития детей. Следует призывать родителей к бережному отношению к детским работам, привести примеры их применения, побуждать приносить домашние работы в детский сад, радоваться домашним успехам со всеми детьми. Детские работы, выполненные на занятии и в свободное время в детском учреждении, также обязательно должны быть представлены родителям. Необходимо обратить внимание на продвижение их ребенка, на сравнение его деятельности не с успехами других детей, а с его собственными, призывать взрослых членов семьи к поддержке в ребенке уверенности в своих силах, смелости, разъяснять недопустимость насмешек, которые навсегда могут лишить ребенка желания делиться с близкими своими успехами и неудачами.

В процессе непосредственного общения с детьми педагог выбирает, главным образом, позицию сотрудничества. С целью развития личности ребенка и в первую очередь развития творческой сущности личности. Поэтому в руководстве деятельностью надо идти от интересов ребенка, его инициативы.

Педагог не ошибется, если будет искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо — помощником.

В настоящее время широко распространены такие формы работы с детьми, как кружковая, студийная и пр. Как правило, в кружках, изостудиях занимаются дети, имеющие склонность, особый интерес к данному виду деятельности, сочетающиеся нередко с ярко выраженными способностями.

Важно создать все условия, чтобы ребенку хотелось посещать студию (кружок), чтобы он испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чтобы он глубже и полнее открывал для себя мир людей, природы, искусства.

Главное, сохранять и развивать индивидуальность ребенка. Безусловно, что одаренные дети потребуют особого внимания не в плане выделения их перед другими, а чуткого наблюдения за их индивидуальностью, понимания взрослыми их особого видения и отражения мира. Полезнее идти за ребенком, не разрушать то, чем наделила его природа. В то же время нужно чувствовать, в чем он нуждается, в чем его слабости. Развитие наблюдательности, стимулирование творчества, более широкое введение ребенка в мир изобразительного искусства (посещение выставок, музеев и пр.) обогащает детей, не разрушая их индивидуальности.

Итак, самостоятельная художественно-творческая деятельность направлена на развитие творческих способностей, активизацию детей. Через самостоятельную деятельность ребенок учится творчески мыслить, действовать без установок педагога, находить креативные решения, а в дальнейшем переносить приобретенные навыки в повседневную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно – творческих способностей как средство эстетического воспитания.

Для успешного художественного развития ребенка  необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений....

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей     Организация художественно-эстетической развивающей среды в разных возрастных группахФормы самостоятельной изо...

Консультация.Тема: "Художественное слово - как главное средство эстетического воспитания детей"

КОНСУЛЬТАЦИЯТема: "Художественное слово - какглавное средство эстетическоговоспитания детей". Воспитатель: Попова Т. А   Ноябрь 2010Эстетическое воспитание - многоаспектное философ...

Консультация для педагогов: Самостоятельная художественная деятельность детей, как средство эстетического воспитания.

Основное назначение Художественного творчества – образное отражение действительности. В процессе худ.деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, к...

Самообразование для педагогов по теме "Роль художественной деятельности детей в развитии личности ребенка"

Самообразование для педагогов по теме "Роль художественной деятельности детей в развитии личности ребенка"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: "Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей".

Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей....

Консультация для педагогов на тему: Формирование художественно-эмоционального познания действительности и мышления у детей дошкольного возраста средствами музыки.

Консультация для педагогов на тему: Формирование художественно-эмоционального познания действительности и мышления у детей дошкольного возраста средствами музыки. «Музыкальное воспитание ...