Конспект занятия "Декоративо-прикладное искусство. Городецкая роспись".
план-конспект занятия по рисованию

Бондоренкина Екатерина Андреевна

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Декоративно- прикладное искусство. Городецкая роспись»

Цель:

Познакомить детей с новым видом декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

1.Закрепить и расширить представление детей об известных видах росписи (дымковской, хохломской).

2.Вызвать интерес детей к произведениям декоративно – приклодного искусства.

3.Дать понятие «декор», «декоративное», «прикладное».

4.Дать знание об истоках декоративно – прикладного искусства.

5.Способствовать развитию творческого воображения детей.

6.Вызвать желание детей создавать свой рисунок с элементами городецкой росписи.

Ход занятия.

I часть.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир декоративно – прокладного искусства. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни нас окружают произведения этого искусства. А значит, нам необходимо знать и понимать его. Сегодня мы узнаем, почему еще в древние времена было создано это искусство. Мы поймём, почему язык декоративно – прикладного искусства отличается от языка картин и иллюстраций. А в начале нашего путешествия мы посетим ярмарку, на которой представлены разнообразные предметы, удостоенные внимания художника.

(Воспитанники подходят к столу с предметами народного промысла, выбирают знакомый предмет, дают ему краткую характеристику (писание): рушник, туесок, матрёшка, дымковская игрушка, плетеная корзиночка.)

Все названые вами предметы искусно украшены художниками, нарядные и по – своему неповторимы. Все эти предметы относятся к области декоративно – прикладного искусства. Чтобы понять, почему это искусство получило название декоративно – прикладного, необходимо узнать значение слова «декор». Может быть кто - нибудь из вас знает, что означает это слово?

«Декор» - значит украшать, предавать предмету красивый вид. Мастера, посвятившие свою жизнь декоративно – прикладному искусству, весе свой талант, ум, сердце вкладывают в любимое дело, они создают предметы с любовью, своими руками. Отсюда возникает название …? (прикладное).

Как вы думаете, когда зародилось это искусство, в древние времена или в нашей современной жизни? (ответ детей)

Да, декоративно – прикладное искусство – самое древнее, оно возникло еще в первобытные времена. Но в то же время, это искусство молодое, так как необходимо человеку в его повседневной жизни, в быту, нон украшает нашу жизнь, делает её более привлекательной и праздничной.

(Предложить ребятам перечислить материал из которых создаются предметы декоративно – прикладного искусства: береста, дерево, глина, ткань)

Декоративно – прикладное искусство имеет свой совершенно особый образный язык. Освоить этот язык – значит понять, какой смысл выражает декор того или иного предмета. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу условных знаков). Это условные знаки, которыми наши предки выражали свои представления об окружающем их мире. Что же означают эти знаки – символы?

Земля

Вода

Огонь, солнце

Да сейчас вы назвали три источника жизни человека (земля – кормит, вода – поит, солнце – согревает). В предметах декоративно – прикладного искусства будь – то росписи, вышивка, глиняные игрушки, посуда, те же образы: Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги. Наши предки – славяне верили в многочисленных богов и духов, среди которых:

Богиня плодородия – Мать сыра – земля. Мать хорошего урожая (иллюстрация).

Фигура Полкана – Бога – покровителя русских воинов, защитника земли русской (иллюстрация).

Это птица с женскими ликами (Сирин – тёмная сила, несущая смерть, Алконост – райская птица, которая никому не причиняет зла) (иллюстрация).

Все природные мотивы – птицы, цветы, животные, растения в декоративно – прикладном искусстве выглядят иначе, чем в жизни, так как они преобразованы фантазией художника.

II часть.

В разных уголках России сохранились и продолжают развиваться народные промыслы. Это: глиняная игрушка, искусство Хохломы, Жостова, Гжеля, Городца.

И сейчас мы познакомимся с искусством Городца – городецкая роспись. С приёмами росписи и будем учиться сами создавать нарядные ярки узоры (иллюстрация с образцами городецкой росписи).

Искусство городецкой росписи зародились в заволжском крае близ города Городца. Крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, сани, посуду, мебель, детские игрушки.

Каждый предмет городецкого художественного промысла – подлинное произведение искусства. На расписанных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, прогулок барышень и кавалеров. Все эти сценки украшены декоративными цветами: Розанами и Купавками, зелеными листьями, веточками, травами.

Все вы, конечно, слышали о древнем празднике Иван Купала, который отмечается в самую короткую летнею ночь. Так вот, по поверью на этот праздник расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Именно этими цветами и украшены все городецкие предметы.

Композиции из розанов и купавок могут быть самостоятельными (см. панно «Цветы») или дополнять сюжетную картину (см. « Барышни на прогулке», « Птицы», «Кони»). Так же, как и в других художественных народных промыслах, мастера создают детские игрушки – матрешки, свистульки, санки, лошадки – качалки и многое другое.

А как называют мастеров городецкой росписи?

Он пишет красками по чистой доске или фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.

Сначала крупной кистью мастер делает ЗАМАЛЁВОК – цветные пятна круглой формы, именно из них составляется композиция росписи.

Кто сможет ответить, что такое КОМПОЗИЦИЯ? (построение рисунка)

Затем, работая мелкими кистями, мастер усложняет форму цветка, делает середину и дужки лепестков.

Завершается работа белой ОЖИВКОЙ в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый свежий вид.

Черная краска используется только для прорисовки контура.

Скажите, какие цвета использует мастер? (ответ детей: красный, синий, зеленый, желтый, их оттенки). Всего четыре краски.

В чем же тогда волшебство городецкой росписи? Секрет прост – самое главное – положить рядом такие краски, чтобы получились гармония цвета.

III часть.

А теперь представьте, что вы – мастера городецкой росписи. У каждого из вас есть трафарет доски для резки хлеба. Фон – охристой краской (под цвет светлого дерева), готовые замалёвки, которые создают композицию рисунка, краски – гуашь, тонки кисточки.

Будьте уверены в своих возможностях, творите, открывайте для себя красоту городецкой росписи!

(Воспитанники расписывают доски городецкой росписью, готовые работы рассматриваются, оцениваются положительно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов д...

Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «подарок маме»

Цель: учить детей составлять узор из элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвет...

Декоративно-прикладное искусство (Городецкая роспись)

Декоративно-прикладное искусствоХудожественно - эстетическое развитие детей — важный раздел нашей образовательно-воспитательной работы в ОУ, чем наши дети больше узнают, тем они больше умеют, тем инте...

Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия.

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе МДОУ «Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись" »

Цель: знакомство детей с традиционным промыслом Городца. Задачи: учить рисовать простые элементы узора по мотивам городецкой росписи; закрепить знания получать оттенок розового и голубого цвета, пр...

Декоративно-прикладное искусство «Городецкая роспись.» Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Украшение разделочной доски»

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что го...

Декоративно-прикладное искусство «Городецкая роспись»

Декоративно-прикладное искусство «Городецкая роспись». Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Подарок для мамы»...