Доклад по теме "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие". Срганизация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности - рисование. Нетрадиционные техники рисования"
учебно-методический материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Плотникова Анна Николаевна

Доклад  по теме "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие". Срганизация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности - рисование. Нетрадиционные техники рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №19,

                               Детский сад  «Золотая рыбка»

                 

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Организация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности - рисование. Нетрадиционные техники рисования

                       

                                                          Выполнила: воспитатель Плотникова А.Н.

                                                Г,Искитим

                                                  2018 г.

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста – является одним из пяти основных образовательных областей в ФГОС ДО.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Что же такое художественно- эстетическое развитие ?  По словам доктора педагогических наук , специалиста в области художественного воспитания дошкольников Н.П.Сакулиной - «Это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты»


Художественно-эстетическая деятельность  –  деятельность, специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

На это нас нацеливает  концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

 


Художественно – эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

 - Тесная связь с искусством.

-Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

-Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

-Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

-Создание эстетической развивающей среды.

К художественно – эстетической деятельности относятся:

-Изобразительная деятельность,

-Музыкальная деятельность,

-Художественно – литературная деятельность,

-Конструктивно- модельная деятельность

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды как:

Рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить различным приёмам и техникам изображения.

Рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительной деятельности и включает в себя три вида:

  •  Предметное рисование – это изображение отдельных предметов.
  • Сюжетное – это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием.
  • Декоративное рисование – это украшение различных форм элементами.

Рассмотрим каждое из видов рисования отдельно.

В предметном рисовании все внимание уделяется изображению какой-то одной главной формы. Так ребенок учится смотреть внимательно на предмет. Важно красиво расположить его в листе, постараться ровно нарисовать и выбрать подходящий цвет и тон. В начале обучения разумно выбирать простые привлекательные предметы: яблоко, мячик, солнце, флажок, домик, постепенно усложняя их до изображения животных, птиц и людей.

 В сюжетном рисовании ребенок придумывает свою историю и красиво располагает ее в листе. Ведь все предметы находятся рядом с другими предметами, это тоже интересно. Важно выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном.

Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно. Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе.

Заяц на полянке, бабочка среди цветов, ребенок на прогулке, фрукты на блюде, зимний или летний пейзаж могут стать интересной темой для творчества. 

Часто под декоративным рисованием  понимают орнамент геометрический или растительный, симметричный или нет, который может располагаться в круге, квадрате, прямоугольнике или полосе.

Можно показать прекрасные образцы народного орнамента: хохлому, городец, гжель, рассказать о значении и назначении орнамента.

Но декоративным могут быть также натюрморт, портрет и пейзаж, если усилить цвет, добавить контур или немного стилизовать форму. Большинство детских рисунков являются декоративными по природе, потому что дети младшего возраста с трудом воспринимают объем и пространство. Они рисуют предметы так, как представляют и чувствуют их.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм, симметрия, освоить способ рисования различных декоративных элементов узора.

Рассмотрим методы обучения изобразительной деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, даёт им умения, прививает навыки.

  К наглядным методам обучения относятся: 

   -наблюдение;

   -использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий;

   -рассматривание и обследование отдельных предметов;

   -показ воспитателем приемов изображения;

  -показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

    К словесным методам и приемам обучения   относятся:

  - беседа, вопросы;

   -объяснение;

   -поощрение;

  -совет;

   -указания воспитателя в начале и в процессе занятия;

   -использование словесного художественного образа.

Практический метод - это  метод закрепления информации, различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения.

Общедидактические методы:

  • Информационно – рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой готовой информации.
  • Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.
  • Эвристический метод –это передача информации ребёнку с целью направить его на поиск решений.
  • Исследовательский метод направлен на полное решение поставленных задач воспитателя

   Подготовка  занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.  К подготовке материала относится следующее:

  • Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования. При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходятся сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской или по другой причине.
  • Подбор красок и приготовление оттенков, необходимых для данного занятия. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется залить водой (1ч.л. воды) и размешать щетинной кистью до тех пор, пока не получится ровная однородная масса консистенции жидкой сметаны.
  • Проверка наличия и состояния кистей, карандашей, салфеток,  банок для воды. Воду в банки наливают в день занятия, примерно на 3-4 см. ниже верхнего края горла банки
  • Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить: а) подбор натуры или модели; б) приготовление образца; в) материал для показа приемов рисования.
  • Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен. Заготовка  материала к таким занятиям, как аппликация или рисование требует много времени, поэтому готовить его нужно накануне, а иногда и еще раньше. На утро можно оставить мелкие дела, такие как надписывание листов бумаги,  разлив приготовленных красок в чашечки.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

 1)вступительная часть;

2) руководство процессом выполнения работы;

   3) заключительная часть – просмотр и оценка детских работ.

Структура первой части занятия примерно такова:

  • 1.Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
  • 2.Анлиз изображаемого (натуры, образца), напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы. Беседа с детьми.
  • 3.Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать во второй части занятия. В процессе выполнения детьми самой работы воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако, спешить с помощью не стоит, надо дать возможность  ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если же он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения и то только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснения.

Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или после прогулки (в первой и второй младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ). В первом случае между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Очень активно и плодотворно проходит анализ работ после прогулки занимает он всего5-7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни. Вопросы, задаваемые воспитателем должны быть разнообразными. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.

Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствует в большей мере развитию фантазии, логики, мышления.

Нетрадиционное рисование даёт возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов.

Ещё один огромный плюс нетрадиционного рисования- лёгкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста.

Различные виды нетрадиционных способов рисования используют в соответствии с возрастными особенностями детей.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

 Рассмотрим различные нетрадиционные техники:

 ШТАМПИКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды

 ШТАМПИКИ ИЗ НИТОК

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

 КАРТИНКИ-ОТПЕЧАТКИ
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

ОТТИСК ЛИСТЬЯМИ


Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

 ОТТИСК ОВОЩАМИ


Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ  ЛАДОШКАМИ

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то…дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для вод

МОНОТИПИЯ

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание,образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). 
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды

ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание). 
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага

 

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционным техникам рисования

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир дети изучают его. Вначале созданные детьм...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в нетрадиционных техниках рисования на тему: "Деревья в лесу"

Техника выполнения: Чёрно-белый граттаж. Лист бумаги покрывается сначала желтком, затем черной художественной тушью, после высыхания рисунок выцарапывается художественными перьямиВоспитатель чит...

Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе

Тема: «Галстук для папы» Конспект непосредственной образовательной деятельности понетрадиционной технике рисования- рисование пальчиками в первой младшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования (рисование втулками и трубочками метод "штампования") в подготовительной группе

quot;Праздничный салют"Цель: формирование умения использовать нетрадиционную технику рисования картонными втулками и трубочками (метод «штампования»).Задачи:Образовательные: ...