Нетрадиционная техника рисования
занимательные факты по рисованию (старшая группа)

Дроздецкая Кристина Геннадьевна

Вы пробовали рисовать на воде? Если нет - пробуйте! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника эбру как нетрадиционного способа рисования

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал, увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства.

Интересная идея — предложить детям создать оригинальные композиции в технике эбру, ведь это один из самых фантастических способов рисования.

Сущность техники эбру как нетрадиционного способа рисования

Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости). Воду делает более плотной добавление специальных веществ. Изначально это был растительный экстракт, который добывали из колючек растения гевен и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах имеются в продаже специальные готовые основы для раствора. В процессе работы сложно предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. Каждая композиция получается уникальной, поскольку нельзя предугадать, как именно растечётся краска

Краткий экскурс в историю.

 История эбру берёт своё начало в далёком прошлом. Достоверно неизвестно, в какой именно стране зародилась эта необычная техника. По одним источникам, это Индия, по другим — Туркестан. Большинство же искусствоведов и историков полагают, что этот способ рисования изобрели в Турции, поскольку там находится самое древнее изображение, нарисованное на воде.

Эбру очень популярно и в современной Турции: там проводятся выставки картин, выполненных в данной технике, мастер-классы для туристов. Рисование эбру по сей день популярно в Турции, там проводятся мастер-классы для туристов и выставки.

 Через Великий Шёлковый путь эбру проникло в Европу, где за ним закрепилось название «турецкая бумага» (ещё один вариант — «мраморная бумага»). Эта изящная техника использовалась для оформления книг и ценных документов. Например, на красочной узорчатой бумаге делали важные записи (свидетельства, указы), подделать такой документ было очень трудно. Пик популярности эбру в Европе наблюдался в 18–19 вв. Что касается этимологии названия, здесь тоже нет полной ясности. Предполагается, что оно восходит к персидскому «об» (вода) и «ру» (на). В турецком же языке «обру» преобразуется в «эбру», что значит «на воде».

Виды эбру

В современной живописи используются разные виды техники рисования на воде. Наиболее популярны следующие:

AkkaseEbru. На один лист бумаги последовательно по мере высыхания наносятся несколько слоёв краски. Gel-Git (или волны). По воде просто разбрызгивается краска, затем по ней шилом или иным острым предметом проводятся параллельные друг другу линии.

Батталэбру. Краска также разбрызгивается по поверхности воды. Затем полученный узор без каких-либо изменений переносится на бумагу. Таким образом, от уровня мастерства художника здесь мало что зависит: он просто одна из составляющих творчества наравне с водой и бумагой. Осветлённое эбру. Краска сильно разводится водой. В итоге изображение получается очень светлым, будто нанесённое лёгкими штрихами. Используются такие рисунки в основном как фон.

ЭбруНеджмеддина (по имени изобретателя). На основе рисуются концентрические окружности разного размера, которые затем преобразуются в узоры или образы. Таким способом очень хорошо изображать бутоны цветов. Эбру шаль. Краска разбрызгивается по поверхности жидкости. Затем шилом проводятся движения влево-вправо или вверх-вниз. После этого делаются круговые движения по тому же рисунку. Получается так называемый узор «приливы-отливы». Концентрические окружности кругов легко можно превратить в бутоны цветов, а также в листья и другие образы

Особенности организации занятий по рисованию в технике эбру в детском саду.

Без сомнения, занятия по рисованию в технике эбру стоит включать в изобразительную деятельность в ДОУ. Поскольку такая работа требует развитой мелкой моторики и усидчивости, то практиковать её целесообразно со средней группы.

 Детям пятого года жизни в творческом процессе потребуется помощь педагога (в частности, перенос рисунка с жидкости на бумагу), ребята более старшего возраста, уже знакомые с данной техникой, будут более самостоятельными.

Значение техники эбру для развития дошкольников.

Эбру — действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы. В детском саду такие занятия имеют большое значение в силу ряда причин: Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание. Чтобы обучение было успешным, главное для воспитателя — учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций. Главное в работе с детьми — не планировать заранее результат, а создать условия для погружения в творческий процесс

Используемые материалы и основа для работы.

Чтобы предлагать дошкольникам творческую работу в технике эбру, воспитатель должен заранее подготовить необходимые материалы. Понадобится пластмассовый лоток: прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться лист бумаги формата А4) или круглый (подойдёт обычная пластиковая тарелка, под неё педагогу придётся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается водой. Лоток для рисования может быть разной формы, например, круглой.  Краски для рисования по воде желательно брать акриловые. Для воспитанников средней группы педагог может заранее развести их водой на палитре до необходимого жидкого состояния. Старшие дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно. Перед рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать, поскольку она оседает на дно. Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса, например, белки. Они должны хорошо вбирать воду. Кроме обычных кисточек, нужно взять веерные: они помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных линий на воде можно также предложить ребятам гребёнки. Для работы необходимы слегка заострённые пластмассовые палочки (из соображений техники безопасности шило дошкольникам давать не следует). С помощью такого инструмента можно формировать красивые цветовые переходы и узнаваемые образы. Можно предложить ребятам гребешок для создания «чешуйчатого» узора — с его помощью можно легко и быстро заполнить пространство оригинальным фоном, а также пипетку для точечного нанесения краски. Взрослые рисуют в технике эбру острым шилом, однако детям следует давать слегка заострённые пластиковые палочки В данной технике ключевую роль играет приготовление раствора для рисования. Жидкость должна быть более густой, чем краска, чтобы цвета не смешивались между собой, а на поверхности воды оставался рисунок. Воспитатель может приобрести в специализированном художественном магазине готовую основу — порошковый экстракт растения гевен. Настаивать его нужно в течение 24 часов. Существует альтернатива — это добавление в воду загустителя агар-агар, полученного из красных морских водорослей. Для получения однородности жидкости перед началом занятия её необходимо процедить через марлю или капрон. Воспитатель для занятия по рисованию в технике эбру может воспользоваться ещё одним адаптированным вариантом — сварить негустой клейстер из воды и крахмала, а когда он остынет, капнуть туда немного конторского клея. Раствор нужно тщательно перемешать. Если же на поверхности появятся пузырьки (это может произойти при использовании любого загустителя), то воду нужно накрыть примерно на 1 минуту газетой либо плотной бумагой.



Предварительный просмотр:

Приёмы рисования в технике эбру в детском саду.

После того как подготовлены все материалы для творчества, включая водный раствор, воспитатель наглядно и поэтапно объясняет дошкольникам конкретные приёмы рисования: Вначале нужно оформить фон.

 Для этого на кисточку или кончик палочки следует набрать краску и, слегка касаясь поверхности воды, поставить там несколько точек.

Можно поступить иначе: не ставить точки, а тихонько стряхнуть краску на жидкость либо сбрызнуть её с высоты 5–6 см от поверхности. Для фона можно использовать 2–3 цвета. С помощью заострённой палочки краску следует перемешать в произвольном направлении. Это очень увлекательный процесс, который на детей действует успокаивающе. После того как фон готов, с помощью палочки следует выполнить основной рисунок — придумать и изобразить какие-то образы.

Это могут быть цветы, деревья, птицы с красивыми хвостами, сердечки, бабочки и пр. Тематика здесь ограничена только детской фантазией (кроме случаев, когда педагог предлагает ребятам определённую тему, например, «Цветочная полянка»).

 Воспитателю следует познакомить дошкольников с конкретными видами рисования в технике эбру.

Например, удобный способ создания образов — из концентрических окружностей.

 Так легко и эффектно можно нарисовать цветы, листья, крылья бабочки, панцирь черепашки и многое другое. Когда композиция на воде готова, следует очень ответственный этап — перенести её на бумагу.

Лист нужно аккуратно положить на жидкую поверхность и осторожно провести по нему палочкой, чтобы изображение отпечаталось.

 Край бумаги поддевается палочкой, и рисунок вынимается из воды. Работа должна высохнуть. После этого (например, на следующем занятии или вечером) ребята могут дополнить композицию деталями — прорисовать их тонкой кистью.

Поэтапное рисование цветка в технике эбру в детском саду

 Рассмотрим на примере, как нарисовать цветок в технике эбру.

 Ход работы: На поверхности воды вначале делают набрызг из красок трёх цветов.

С помощью палочки формируем фон — проводим произвольные волнистые линии Палочкой или пипеткой в центр композиции наносят друг на друга капли разной величины, формируя основу цветка. С помощью палочки круги преобразуют в лепестки цветка. Капли красок преобразуются в красивый цветок

Аккуратно перенести рисунок на лист бумаги.

 

Ответственный момент — перенос рисунка с воды на бумагу

 Аккуратно извлечь рисунок из воды, дать высохнуть и при желании дополнить деталями. В итоге получился роскошный цветок, окружённый зеленью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционная техника художественной деятельности детей « Танец красок на воде»

Слайд 2

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Слайд 4

« Эбру » - это искусство Востока, такое же вечное и красивое. Достоинство этой техники в том, что в результате гарантированно получается красивая, уникальная и неповторимая картинка.

Слайд 5

У детей техника рисования на воде развивает и укрепляет моторику, усидчивость, творческое мышление и фантазию.

Слайд 6

Каждый ребенок может почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от соприкосновения с волшебной водой.

Слайд 7

В основе метода « эбру » – правильные, природные формы, главным образом круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.

Слайд 8

1.Для рисования нам понадобится лоток с жидкостью для « Эбру ». 2 . Краски для Эбру , кисточки, салфетки и шпажки.

Слайд 9

3.Кистью делаем набрызг из трех цветов для фона будущего рисунка. 4.Шпажками делаем фон нашего рисунка.

Слайд 10

5.Шпажками наносим на поверхность цветные капли различной величины. 6. При помощи шпажек цветные капли растягиваем в нужную форму.

Слайд 11

7.Берем лист бумаги нужного размера и аккуратно накрываем рисунок. 8.Спустя 5 секунд мы аккуратно берем рисунок обеими руками за уголки и медленно вытягиваем его через край лотка позволяя воде стечь в лоток. Наш рисунок готов, теперь положим его сушиться.

Слайд 12

Эбру – это увлекательная, занимательная и воистину волшебная техника рисования, в неё погружаются с головой не только дети, но и взрослые.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческо-исследовательский проект. Выполнила: Морева Аня, 6 лет Научный руководитель: Дроздецкая Кристина Геннадьевна, воспитатель

Слайд 2

Тема: « Эбру – танец воды и красок». ЦЕЛЬ ИССЛЕД O В A НИЯ – … Понять, в чём заключается тайна Эбру - старин o г o тур e цк o г o искусств a рис o вания на в o д e . З A Д A ЧИ: 1. Узнать, как получается рисунок на вод e ; 2. Изучить специальную литературу по этой теме; 3. Сделать самостоятельно краски эбру ; 4. Подобрать загуститель для воды.

Слайд 3

ГИПОТЕЗА: Можно самостоятельно изготовить удивительные краски, которыми можно рисовать на воде. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ : Научиться древнему искусству рисования на воде. Уметь самостоятельно изготавливать краски для эбру . Уметь изготавливать воду нужной плотности.

Слайд 4

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Вводный этап. Изучение истории возникновения Эбру : чтение специальной литературы. 2. Исследовательский этап. Подбор красок для рисования в технике Эбру: смешивание масленых и акриловых красок с разными составами. Подбор загустителя для воды для рисования в технике Эбру: смешивание воды с силикатным клеем, с клеем пва . 3. Заключительный этап. Изучение техники рисования на воде: просмотр специального видео, беседа и показ техники рисования преподавателем в художественной школе.

Слайд 5

Как всё началось. Я очень люблю рисовать . Однажды мы с мамой смотрели передачу про Турцию. Там рассказывали об искусстве. И там я увидела, как на улицах Стамбула люди рисовали на воде. Это было так удивительно! Краски плавали на поверхности воды, превращаясь в причудливые рисунки, а потом перенеслись на лист бумаги. И меня это заинтересовало: почему краски не смешиваются в воде? И тут началось моё исследование. Мы с мамой стали обзванивать магазины «для художников» и оказалось, что это очень дорогие краски. Тогда мы решили сделать эти краски сами.

Слайд 6

Эбру для нас новый вид искусства. В технике используются специальные краски, которые не смешиваются между собой и раствор. Художник наносит рисунок красками на воде и получаются причудливые узоры. На этот рисунок накладывают бумагу, через несколько секунд аккуратно вынимают и высушива ют. Вводный этап: ЧТО ТАКОЕ ЭБРУ? Рисование на воде- древняя техника живописи. Эбру - это танец красок, которые переплетаясь между собой создают удивительные узоры. Родина Эбру - Турция. Эбру означает: 1.«Вода для лица». 2.«Волнообразный». 3. «Облако».

Слайд 7

В Эбру использовались только натуральные материалы: Кисти. У них такое смешное название – фырчалар ! Они как будто фырчат на воду, разбрызгивая краски. Шило. У него тоже интересное название - биз . Шилом выполняется рисунок на воде. Вместо шила подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки. Гребень , который называется - тарак . Он нужен чтобы сделать «чешуйчатый» узор. Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой . Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение . Поэтому воду надо загустить . В качестве загустителя используется экстракт растения гевен . Эта горная колючка растёт в Иране. В июле растение срезают и собирают из его стебля смолу.

Слайд 8

КРАСКИ Краски называются бойалар . В них содержится натуральный пигмент, вода и желчь. Они очень жидкие. Краски делают из следующих пигментов: Желтый: сернистое соединение природного мышьяка. Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Зеленый: соединение синего и желтого. Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки. Черный: печная сажа, собранная вручную. Это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. В раствор ещё добавляют сосновые иголки. Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде. Красный: оксид железа из листьев красной капусты.

Слайд 9

Исследовательский этап: Берём ёмкость. Заполняем ёмкость водой. Только не до краёв! Подготавливаем воду. Добиваемся, чтобы вода стала вязкой. Добавим канцелярский клей или пва.

Слайд 10

Краски. Берём масляные краски и разводим их в специальном растворителе, либо в бензине или скипидаре, либо растительным маслом. Консистенция – чуть гуще воды. Акриловые краски разводим канцелярским клеем до жидкого состояния.

Слайд 11

Нанесение красок Разбрызгиваем краски на поверхность воды. Краски будут самостоятельно плавать по поверхности, не смешиваясь друг с другом.

Слайд 12

Создание узора. С помощью зубочистки делаем узоры.

Слайд 13

Самые первые работы.

Слайд 14

Переносим рисунок на бумагу. Аккуратно кладу на поверхность рисунка лист бумаги. Жду немного, чтобы рисунок к бум a г e прикрепился. Потом снимаю и переворачиваю. Даю рисунку высохнуть.

Слайд 15

Заключительный этап : Лучший результат загустителя для воды показал силикатный клей, разведённый 1:1 с водой. Лучший результат для красок показали масленые краски и растворитель, а также акриловые краски + канцелярский клей.

Слайд 16

Выводы: Гип o т e з a подтвердилась: можно самостоятельно сделать краски для рисования в технике Эбру, причём технология рисования остаётся прежней. В результате своей работы я поняла, почему краски не смешиваются, a плавают на поверхности воды; научилась древнему приёму рис o в a ния н a в o д e ; с o зд a л a св o и раб o ты в стил e Эбру.

Слайд 17

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...