Конспект открытого интегрированного ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме "Полхов - Майданской росписи матрёшки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сидорычева Дарья Геннадьевна

Цель: декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полхов-Майданской росписи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом).
  2. Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок.
  3. Формировать уменпие заполнять узором большую часть.

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
  2. Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умения работать в коллективе.
  2. Воспитывать умение согласовывать свои действия.
  3. Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Знакомство с Полхов –Майданской росписью», несколько Полхов-Майданских матрешек, картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских матрешек.

 

Предшествующая работа:

- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Конспект открытого интегрированного ООД

по художественно-эстетическому развитию

(рисование)

Тема: «Полхов – Майданская роспись матрешки»

hello_html_299faff4.jpg

Составила:

воспитатель первой

квалифицированной категории

Батманова Д.Г.

2020 – 2021 учебный год

Цель: декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полхов-Майданской росписи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом).
  2. Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок.
  3. Формировать уменпие заполнять узором большую часть.

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
  2. Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умения работать в коллективе.
  2. Воспитывать умение согласовывать свои действия.
  3. Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Знакомство с Полхов –Майданской росписью», несколько Полхов-Майданских матрешек, картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских матрешек.

Предшествующая работа:

- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Ход ООД

1. Вступительная часть.

Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора

В.Малышева ) входят в группу и становятся в круг.

Приветствие:

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: лепить, рисовать ,играть, делать аппликации…

Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия ,по мокрой бумаге, кляксография).

2.Основная часть

Воспитатель: В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев, а чтобы ее открыть нужно отгадать загадку. Справитесь?

Дети: да!

Загадка:

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, наша русская …….

Дети: матрешка.

Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

Фея Кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала, что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Использование ИКТ:

Слайд №2:

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали  Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки.

Слайд№3

С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

Слайд№4

В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»

Слайд№5

Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

Слайд№6        

С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.

А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

Слайд№7

Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Слайд 8 - 11

Рассмотрим основные элементы росписи:

Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

Ягоды: шиповник, черника.

Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

Слайд 12 - 14

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписана матрешка.

Слайд 15

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибы.

Они не малы,

Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет.

Рисуют черным

На стеблях цветы,

         И яркие краски

         Сочны и просты

Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

Физкультминутка.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Раз, два – спит цветок.

Три — раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Слайд 16

Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?

Посмотрите каких матрешек подарила нам фея Кисточка

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать матрешку, и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.

Чем же выделяется данная роспись: в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило: роза, мак, шиповник, георгин. Они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.

Итак, приступим, расписываем матрешку.

Выполняем лицо матрешки простым карандашом.

Лицо изображается в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.

Вместо сарафана на матрешке овальный передник.

Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью).

Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.

Главным элементом росписи является «розан». Выполняем основные закономерности выполнения розана. Круг и вокруг него лепестки.

Затем выполняем волшебную веточку, которая красиво изгибается. В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.

Воспитатель: Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?

Дети: желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый.

Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.

  1. Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом.
  2. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья

(оставляем желтые пробелы)

  1. Завершающий этап – обводим контур черным цветом.

Пока сам рисунок сохнет, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки.

Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

Сейчас кисточкой вращаю.

В мастеров-художников вас превращаю!

Проходите в мастерскую и будем творить чудеса!

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре ,пять

Начинаем рисовать!

Выполнение работы детьми.

Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои матрешки и кладем на стол в мастерскую.

Фея: Какие красивые матрешки у вас получились!

Какие элементы росписи вы использовали?

Дети: розан, ягоды, листья веточки полоски.

Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

Кисточкой я поверчу,

В деток снова превращу!

Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка?

Дети: Полхов- Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами?

Дети: Да!

А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.

Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно - эстетическому воспитанию детей в старшей группе "Белая берёза"

Расширить представление детей об образе берёзы в поэзии: дать представление детей об образе берёзы  в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве; воспитывать эм...

Конспект открытого интегрированного НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ "Весенние цветы"

Цель: Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.Задачи:-         Знакомить с натюрмортом, используя нетр...

конспект Открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (группа детей старшего дошкольного возраста). Аппликация «Подарок мамочке»

формировать осознанное понимание значения матери в жизни ребёнка, семьи, общества. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей подарок....

Конспект Открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (группа детей старшего дошкольного возраста). Аппликация «Подарок мамочке»

Формировать осознанное понимание значения матери в жизни ребёнка, семьи, общества. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей подарок. ...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...