Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»
статья по рисованию (младшая группа)

Мозжелина Наталья Николаевна

Статья на тему:

 

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»

 

 

 

 

Автор: воспитатель Мозжелина Наталья Николаевна  

ГБДОУ центр развития ребёнка - детский сад №2

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

«Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник-

Рисует он, где только может…»

 

 

 С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. Дайте им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

 Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они наблюдают за ним, его изучают.

Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, развиваются интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкая моторика, дети учатся думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

 Многие родители чаще дают детям для рисования карандаши и фломастеры, чем гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду. Но детям с раннего возраста необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

 Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги…

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в раннем возрасте способствует развитию у ребёнка:

-мелкой моторики рук и тактильного восприятия (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость),

-пространственной ориентировки на листе бумаги,

-зрительного восприятия;

-внимания и усидчивости;

-мышления;

-наблюдательности,

-эстетического восприятия,

-эмоциональной отзывчивости,

-фантазии,

-памяти,

-самостоятельности.

Каждая из  техник– это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

-рисование пальчиками,

- рисование ладошками,

- рисование скомканной бумагой,

-оттиск печатками (втулки бумажные, картофель, дно бутылки, пробки, листьями и т.д.),

- рисование тычками (жёсткая полусухая кисть),

- рисование ватными палочками,

-пластилинография.

Рисование пальчиками

Материал: мисочки с краской, плотная бумага, салфетки

Способ получения изображения: ребёнок опускает пальцы в мисочку с краской, наносит точки, линии на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой.

(Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя.)

Рисование ладошками

(Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой)

Материал: широкие мисочки с краской, кисть, бумага, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку (полностью) в миску с краской и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой рукой. Руки вытираются салфетками.

(Таким образом, можно нарисовать красивых бабочек, осьминогов, рыбок, деревья и цветочки, солнышко и многое другое.)

Рисовать лучше на плотных листах форма А3, картоне, ватмане, лучше всего специальными пальчиковыми красками, они хорошо отмываются и безопасны для организма (нетоксичны)

Оттиск смятой бумагой

(Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.. Для рисования скомканной бумагой лучше использовать глянцевую тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует острые края, медленно размокает в краске. В зависимости от цели рисования бумагу можно сжать в маленькие или большой комок, при этом регулируя густоту складок. Важно учесть, что для каждого цвета, используемого в рисунке, необходим отдельный комочек бумаги, поэтому следует приготовить достаточное их количество)

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Правило – не используется вода.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

(Гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев, разные по форме, цвету, размеру)

Способ получения изображения: берутся листья деревьев (желательно опавшие), они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются красивые пейзажи.

Тычок жесткой полусухой кистью

(Способ получения изображения – опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности)

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверх.

(Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом и т.д.)

Пластилинография

Материал: пластилин, стеки, бумага

Способ получения изображения: пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

Маленькие дети с помощью взрослых могут освоить простые приёмы работы с пластилином:

- отщипывать кусочек пластилина от целого куска,

- раскатывать «колбаски» и «шарики»,

- может сплющивать «лепёшки»,

- слеплять детали друг с другом.

Регулярно работая с пластилином, дети осваивают уже более сложные приёмы работы:

соединяют части друг с другом путём примазывания одной части к другой.

Рисование ватными палочками

Материалы: акварель или гуашь, ватные палочки, вода, бумага, карандаш

Способ получения изображения: карандашом нанести на бумагу рисунок, каждую новую краску брать новой палочкой, заполнить точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок.

(Очень эффектно смотрятся осенние пейзажи. Изображать листопад, как правило, доставляет большое удовольствие детям.) 

Оттиск печатками из картофеля.

(Для этой техники можно использовать разные овощи (картошку, морковку, разрезанную на две половинки; дно, пробки от бутылок; бумажные втулки…)

Материалы: бумага, гуашь, печатки

Способ получения изображения: обмакнуть печатку в краску и нанести оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

 Главное в рисовании — это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному результату, а положительные эмоциональные состояния очень важны для любого вида деятельности, так как составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

 Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности, помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно, не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.

 Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

 Главное! Нельзя забывать, что детям необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

 Если мы сумеем сохранить и пронести детское восприятие мира через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар, то сможем видеть всю красоту этой жизни, уметь радоваться ей и стремиться создавать её своими руками!

 

Используемая литература:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Утробина К.Г. Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» М, 2004г.

4.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.

5.Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.

6.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

7.Сахарова О. М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»

Автор: воспитатель Мозжелина Наталья Николаевна  

ГБДОУ центр развития ребёнка - детский сад №2

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник-

Рисует он, где только может…»

 С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. Дайте им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

 Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они наблюдают за ним, его изучают.

Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, развиваются интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкая моторика, дети учатся думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

 Многие родители чаще дают детям для рисования карандаши и фломастеры, чем гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду. Но детям с раннего возраста необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

 Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги…

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в раннем возрасте способствует развитию у ребёнка: 

-мелкой моторики рук и тактильного восприятия (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость),

-пространственной ориентировки на листе бумаги,

-зрительного восприятия; 

-внимания и усидчивости;

-мышления;

-наблюдательности,

-эстетического восприятия, 

-эмоциональной отзывчивости,

-фантазии,

-памяти,

-самостоятельности.

Каждая из  техник– это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

-рисование пальчиками,

- рисование ладошками,

- рисование скомканной бумагой,

-оттиск печатками (втулки бумажные, картофель, дно бутылки, пробки, листьями и т.д.),

- рисование тычками (жёсткая полусухая кисть),

- рисование ватными палочками,

-пластилинография.

Рисование пальчиками

Материал: мисочки с краской, плотная бумага, салфетки

Способ получения изображения: ребёнок опускает пальцы в мисочку с краской, наносит точки, линии на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой.

(Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя.)

Рисование ладошками

(Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой)

Материал: широкие мисочки с краской, кисть, бумага, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку (полностью) в миску с краской и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой рукой. Руки вытираются салфетками.

(Таким образом, можно нарисовать красивых бабочек, осьминогов, рыбок, деревья и цветочки, солнышко и многое другое.)

Рисовать лучше на плотных листах форма А3, картоне, ватмане, лучше всего специальными пальчиковыми красками, они хорошо отмываются и безопасны для организма (нетоксичны)

Оттиск смятой бумагой 

(Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.. Для рисования скомканной бумагой лучше использовать глянцевую тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует острые края, медленно размокает в краске. В зависимости от цели рисования бумагу можно сжать в маленькие или большой комок, при этом регулируя густоту складок. Важно учесть, что для каждого цвета, используемого в рисунке, необходим отдельный комочек бумаги, поэтому следует приготовить достаточное их количество)

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Правило – не используется вода.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

(Гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев, разные по форме, цвету, размеру)

Способ получения изображения: берутся листья деревьев (желательно опавшие), они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются красивые пейзажи.

Тычок жесткой полусухой кистью

(Способ получения изображения – опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности)

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверх.

(Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом и т.д.)

Пластилинография

Материал: пластилин, стеки, бумага

Способ получения изображения: пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

Маленькие дети с помощью взрослых могут освоить простые приёмы работы с пластилином:

- отщипывать кусочек пластилина от целого куска,

- раскатывать «колбаски» и «шарики»,

- может сплющивать «лепёшки»,

- слеплять детали друг с другом.

Регулярно работая с пластилином, дети осваивают уже более сложные приёмы работы:

соединяют части друг с другом путём примазывания одной части к другой.

Рисование ватными палочками

Материалы: акварель или гуашь, ватные палочки, вода, бумага, карандаш

Способ получения изображения: карандашом нанести на бумагу рисунок, каждую новую краску брать новой палочкой, заполнить точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок.

(Очень эффектно смотрятся осенние пейзажи. Изображать листопад, как правило, доставляет большое удовольствие детям.) 

Оттиск печатками из картофеля.

(Для этой техники можно использовать разные овощи (картошку, морковку, разрезанную на две половинки; дно, пробки от бутылок; бумажные втулки…) 

Материалы: бумага, гуашь, печатки

Способ получения изображения: обмакнуть печатку в краску и нанести оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

 Главное в рисовании — это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному результату, а положительные эмоциональные состояния очень важны для любого вида деятельности, так как составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

 Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности, помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно, не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.

 Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

 Главное! Нельзя забывать, что детям необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

 Если мы сумеем сохранить и пронести детское восприятие мира через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар, то сможем видеть всю красоту этой жизни, уметь радоваться ей и стремиться создавать её своими руками!

Используемая литература:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Утробина К.Г. Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» М, 2004г.

4.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.

5.Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.

6.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

7.Сахарова О. М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»

Статья: " Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста«Художник хочет рисовать.Пусть не дают ему тетрадь…На то художник и художник-Рисует он...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

  Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.Решение ее начинается уже в раннем возрасте. Наиболее эффективное...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования раскрывают способности становления у детей креативных возможностей, воображении, фантазии....