Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.
материал (младшая группа)

Витушкина Елена Алексевна

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.Решение ее начинается уже в раннем возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Витушкина Елена Алексеевна

"Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

О способах нетрадиционных                                                                                   Я хочу вам рассказать,                                                                                        Ведь рисовать ребёнок может                                                                                                   И, не умея рисовать.                                                                                                 Ещё нет навыков, порою,                                                                                                     Кисть и карандаш держать,                                                                                Но пальцем, кулачком, ладошкой                                                                                           Мы смело можем рисовать!

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в раннем возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду.

Работая в дошкольном учреждении много лет, я убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов рисования. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей своих воспитанников. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей. 

Маленький ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей, но он уже старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для творческого развития. Прекрасные возможности в этом отношении представляет, как я уже сказала, изобразительная творческая деятельность. Так как рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. 

Маленьким детям нравится рисовать везде и всем: красками и руками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения. 

      И надо отметить, изобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок именно творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь изобразительной деятельностью, маленький ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительное восприятие и т.д.                                                      

          Малыши недостаточно хорошо могут овладеть классическими техниками рисования, так как они ещё плохо держат карандаш или кисть. Тут и приходят на помощь нетрадиционные техники рисования. Именно они и становятся востребованы на занятиях рисованием с детьми в этом возрасте.

       Каждый из этих методов - это маленькая игра для ребенка, которая вызывает радостное настроение. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. А использование этих техник позволяет малышам почувствовать себя раскованнее, смелее, дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах, и у них появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

      Перед каждым педагогом стоит задача по нахождению того способа совместного рисования, который будет интересен ребенку, и станет стимулом к дальнейшему обучению. Для меня таким способом стало нетрадиционное рисование!

      На занятиях нетрадиционной техникой рисования я учу растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить свободно, нестандартно. Нетрадиционные техники рисования приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых привычных предметов в качестве художественных материалов, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.

      Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисовать можно, чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, и нетрадиционные техники помогают в этом.

      Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, так как результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей ребёнка. 

     Ввиду всего выше сказанного, тему свою считаю актуальной. И это привело меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию у малышей к рисованию.

     Таким образом, пришло решение составить данную методическую разработку (которую я вам сегодня представляю) - «Нетрадиционное или Весёлое рисование», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основной программе, а дополняет их.

    Цель, которую я ставила перед собой – создать педагогические условия для развития творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

     А также - разработать методические материалы для работы воспитателя с детьми раннего возраста по развитию интереса к рисованию нетрадиционными способами.   

   Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи: 

1. Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме (что я и сделала, изучив и проанализировав методическую литературу, передовой опыт по данной теме).

2. А также разработать подходы и методическое обеспечение в работе с детьми раннего возраста (для этого я составила пояснительную записку, перспективное планирование на свою возрастную группу на год, написала конспекты занятий, сделала подборку различного дидактического, наглядного материала, разработала методические рекомендации).

     Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Задачи в моей работе с детьми:

- Сформировать у детей технические навыки рисования.

- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования (в соответствии с возрастными возможностями, конечно).

- Развивать творческие способности детей.

- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

        Моя разработка рассчитана для детей 2-3 лет, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, а также игры, досуги, работу с родителями по данному вопросу.

       Новизной и отличительной особенностью моей разработки по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.                          Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения ООД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.

  Такие занятия не утомляют малышей, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

    Таким образом, из опыта своей работы, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. 

    Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

    Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинала с одного цвета: давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Потом использовали 2-3 цвета.

    Я старалась показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и т.д.

    Затем учила детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования - обмакнуть ладонь в краску и поставить ею отпечаток на бумаге.  Дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного, например. В работе с детьми первой младшей группы дорисовывать может сам педагог. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок, солнышко, тюльпан и т.д. Самые разные темы можно охватить и представить на бумаге, рисуя ватными палочками. Детям очень нравится такой способ рисования.

      Позже мы рисовали пробками и печатками из картошки, морковки, штампами из пенопласта. Штампы и отпечатки – это интересный подход к рисованию, который нравится всем детям без исключения. Он не требует особых навыков работы, поэтому может использоваться и в работе с малышами. Для осуществления задачи понадобится любой материал, способный оставить отпечаток на бумаге. Такой способ рисования привлекает детей своей необычностью. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, узоры, украшая ими салфетки, платочки, платье куклы и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка. 

      Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.                           В связи с особенностями раннего возраста я, конечно, обязательно использовала игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности (т.е. сюрпризные моменты), художественное слово, а также пальчиковые игры, физкультминутки, музыкальное сопровождение.

     Все мы знаем, чем теснее взаимодействие с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Взаимодействие с семьями воспитанников позволяет мне дополнить и закрепить работу, начатую в детском саду. Для этого нужно только осуществить маленький ликбез. С этой целью консультировала родителей по данной теме, проводила для них мастер-класс, вовлекала в образовательный процесс. 

     Анализируя проведённую работу, могу подвести итог, что в результате деятельности, у детей появился интерес к нетрадиционным техникам рисования. Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, у детей повысился уровень изобразительных навыков и умений. Дети стали более усидчивы, самостоятельны, инициативны, улучшилась координация движений, мелкая моторика. Сам процесс изобразительного творчества стал более интересным, более продуктивным. Дети с удовольствием занимаются рисованием.

       Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

       Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как убедилась на опыте, что нетрадиционные техники рисования открывают возможности развития у малышей творческих способностей, фантазии, воображения. Ведь, в конце концов, самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Аннотация.

В пособии представлена модель организации образовательной деятельности, разработанная на основе практического опыта по художественно - эстетической деятельности детей 2-3 лет. Данное пособие имеет художественную направленность, так как ориентировано на развитие интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы детей раннего возраста, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала малышей. Отличительной особенностью пособия является то, что оно разработано на основе использования в процессе обучения разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования: рисования пальцами, ладошкой, ватной палочкой, губкой, поролоновым тычком, печатками, штампами и другими материалами, которые помогут педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я".

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям групп раннего возраста дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»

Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»    Автор: воспитатель Мозжелина Наталья Ник...

Статья: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»

Статья: " Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста«Художник хочет рисовать.Пусть не дают ему тетрадь…На то художник и художник-Рисует он...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования раскрывают способности становления у детей креативных возможностей, воображении, фантазии....