Ознакомление детей дошкольного возраста с техникой батик.
статья по рисованию (старшая группа)

Тимофеева Любовь Владимировна
Батик – роспись по ткани жидкими красками и резервом (контуром), который ограничивает растекание краски по ткани. Жидкие краски дают возможность делать плавные переходы от цвета к цвету, что и создаёт неповторимый эффект росписи.
 
Роспись по ткани с использованием резерва, ставшая прародителем батика, существует с древних времён в Азии и Африке.
 
Само слово батик индонезийского происхождения и переводится как капля на ткани.
 
Существует горячий, холодный и узелковый виды батика. В 30-е года XX века был изобретён акрил (точнее полимер акриловой кислоты), что дало начало и новым акриловым краскам. Они не токсичны, разводятся водой и при высыхании образуют резинистую несмываемую плёнку. На основе акрила созданы и современные краски для батика.
 
Эти краски имеют свою специфику: их можно легко смыть, пока краска не высохла, их можно оттереть, когда краска высохла и их почти невозможно удалить, если краска проглажена утюгом (т.е. после термической обработки). Поэтому, при работе с красками необходимо надевать передник или специальную рабочую одежду, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал.
 
Также специфика красок сказывается и на работе с ними: их нельзя оставлять незакрытыми, и если Вы сделали смесь красок для батика, необходимо закрывать её крышкой во все перерывы в работе.
 
Резервом для современного акрилового батика служат специальные контуры для батика, но ими также могут стать акриловые краски для ткани в тюбиках (контуры по ткани). Специфика работы с контурами следующая: в отличие от привычных нам кистей краска наносится тюбиком с длинным узким носиком. Чтобы краска ложилась ровно, необходимо сдавливать стенки тюбика плавно и не сильно (чем сильнее давите, тем толще будет пятно), и при этом водить самим тюбиком.
 
При работе с контурами необходимо учитывать, что краска контура гуще и сохнет дольше. В зависимости от толщены слоя контура и влажности высыхание может занять от 10 до 30 минут.
 
Так же нельзя забывать про контурные линии, чтоб не прикоснуться к ним в процессе работы.
 
Акрил из контуров смывается с руки тяжело, с использованием мыла и щётки (или ногтей).
 
Если Вы по неаккуратности смазали контур, можно попробовать снять его мокрой кистью, пока он не засох.
 
Какую ткань выбрать: можно работать на всех типах ткани, но учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк, но поскольку он не из дешёвых тканей, можно ограничиться синтетическим материалом, походящим по фактуре на шёлк.
 
Шёлк – очень интересная ткань, которую ткут из нити, добываемой из коконов тутового шелкопряда. Гусеница в какой-то момент превращается в бабочку. На это время она окручивает себя коконом из слюны. Нить, из которого гусеница плетёт кокон, может быть длиной более 1 км. Существует много видов шёлка, которые отличаются плотностью нити и особенностью плетения.
 
Цвета.
 
Если мы возьмём привычные семь цветов радуги, то в них
 
основные цвета: красный, желтый, синий;
 
составные: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый.
 
Остальные цвета образуются полутонами от этих. Необходимо только добавить чёрный и белый.
 
Смешение цветов можно поэкспериментировать в баночках с водой.
 
Бывает полезно создать цветовую палитру всех переходов от цвета к цвету.
 
Цвет ткани.
 
Самое легкое – работать на белой ткани. Тогда нам не нужна белая краска – отсутствие цвета и является краской (тут и производные белого: розовый, голубой, серый, салатовый).
 
Если же мы работаем на другом цвете, необходимо учитывать его как цветообразующий компонент. (Например, если мы на красном шёлке нарисуем зелёные листья, то они выдут коричневыми). Если нам всё же нужно зелёное на красном, нужно сделать подложку из белой краски и рисовать уже по ней. Или же придётся использовать более густые краски (контуры).
 
Этапы работы:
 
Сначала наносим резерв (необходимо, чтоб все линии были непрерывными и замкнутыми).
 
Даём ему высохнуть.
 
Начинаем кистью наносить жидкую краску на часть поверхности, если хотим сделать переход.
 
Если ткань синтетическая, то контур может частично и пропустить краску через себя. Для этих случаев необходимо тонировать пространство вокруг контура или обыгрывать эти потёки как часть композиции.
 
После обретения навыков работы по батику можно работать и на влажном контуре, что даст возможность использовать цвет контура как дополнительный источник для цветового перехода.
 
После окончания работы нужно дать ткани высохнуть, а затем закрепить узор утюгом, проглаживая ткань в течение 5-7 минут в том режиме, который подходит для используемой ткани.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".

Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....

Перспективное планирование по ознакомлению детей дошкольного возраста с техникой оригами

Старое, доброе,немного забытое  оригами- искусство складывания бумажных фигурок- очень полезно в детском саду благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Предлагаю Вашему вниманию перс...

«Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами».

Повседневная деятельность ставит перед человеком  массу задач. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способн...

Проект на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с военной техникой времен Великой Отечественной войны ».

Проект на тему " Ознакомление детей дошкольного возраста с военной техникой времен Великой Отечественной войны"...

План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».

Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности»

ull;В рамках этой темы был разработан проект.Создание кружка по художественному творчеству с использованием нетрадиционной техники рисования «ФОНТАЗИЯ»Цель:Формирование у детей дошкольно...