Мастер-класс «Техника нетрадиционного рисования «Эбру» как средство развития творческих способностей дошкольников»
методическая разработка по рисованию

Сундеева Наталья Александровна

Эбру (воздушные облака) — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).

В мире это искусство называют турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы – это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_ebru_-_kopiya.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Техника нетрадиционного рисования «Эбру»,                      

как средство развития творческих способностей дошкольников»

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 6 «Золушка»

Сундеева Наталья Александровна

Цель:

     знакомство и овладение  педагогами техникой   нетрадиционного рисования
    эбру,  как средством  развития творческих  способностей дошкольников.

Задачи:

  • Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
  • Повысить мотивацию педагогов к овладению техникой рисования эбру.
  • Способствовать развитию творческого мышления, фантазии педагогов.
  • Способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

 

Используемый материал: раствор  для эбру, лотки для раствора, кисти, спицы или

шпажки, краски, салфетки, бумага.

План

1. Вступительное слово.

2. Рассказ о технике эбру.

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов.

1. Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я рада вам представить мастер-класс, тема которого  «Техника нетрадиционного рисования «Эбру», как средство развития творческих способностей дошкольников».

Мне очень хочется поделиться с вами своей находкой, заинтересовать «новой» техникой рисования, погрузить вас в волшебный мир эбру.

       Самое главное – получить удовольствие от процесса рисования,  не боятся выразить себя и увидеть прекрасное в том, что вы сотворили.

Матисс сказал: «Уметь увидеть- это уже творческий процесс».

      В качестве эпиграфа, прочту вам стихотворение:

Я нарисую красками судьбу.

Зеленой – ЖИЗНЬ, ведь в ней все расцветает.

НАДЕЖДУ – светло - голубой,

Она как льдинка на ладошке тает.

УДАЧУ – желтой, словно солнце свет…

Появится она и пропадет куда-то….

ЛЮБОВЬ? …Возьму для чувств я красный цвет,

Цвет страсти, цвет рассвета и заката…

ОБИДЫ – нарисую черной краской я

Они как сажа, их стереть возможно…

ДОВЕРИЕ… Какую же мне взять?

Наверно, белой проведу я осторожно….

Я нарисую серым цветом – ГРУСТЬ,

Что с хмурой осенью в окно стучится…

Наверно, пестро вышло? Ну и пусть!

Художником не стать. Но можно поучиться!

        Об использовании нетрадиционных техник рисования, в последнее время, мы говорим очень часто и очень много, и это оправдано тем, что в отличии от традиционного рисования, мы заведомо создаем для детей ситуацию успеха.    

2. Рассказ о технике эбру.

         Техника рисования эбру, с которой я вас сегодня познакомлю, также выигрышна в этом плане, она  хороша тем, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое.

          Сама вода помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять ее язык и научиться свободно «говорить» на нем. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм... Даже мастер-художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке.

Искусство  эбру зародилось  примерно 2500 лет назад в Средней Азии (по некоторым данным , в Индии). В глубокой древности и в последующем распространилось на территорию Пакистана и Турции.

Эбру (от тур. ebri — воздушные облака) — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).

В мире это искусство называют турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы – это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.

Рисование в технике ЭБРУ способствует:

• Развитию интеллекта, мыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы. Он сам является творцом, подключается воображение, воспитывается индивидуальность.

• Помогают успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников, т. к. манипуляции с водой завораживают.

• Эбру развивает мелкую мускулатуру руки, усовершенствует глазомер, развивается зрительно-двигательная координация функций руки, что важно, как фактор подготовки руки к письму.

• Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Ребята раскрепощаются начинают верить в свои силы.

В эбру самое ценное - это не сама картина, которую вы можете нарисовать, а то, что эту картину никто уже не сможет повторить.

 «Мраморная» бумага использовалась для изготовления зонтиков, ламп, головных уборов, сумок, фонариков, драконов , а так же для написания текстов и документов.

Материалы для рисования на воде

Чтобы рисовать на воде необходимо:

  • вода с загустителем;
  •  краски;
  •  емкость;
  •  кисти;
  • гребни,
  • шило или спицы;
  • бумага.

Загуститель для эбру. Жидкость для эбру должна быть густой, как кисель и достаточно плотной, чтобы краски в ней не растворялись. Чтобы этого добиться, применяют "загуститель для эбру»

Разведение загустителей

На 1 литр теплой воды добавляем 2 чайные ложки загустителя. Перемешиваем 15-20 минут. Хлопья должны полностью раствориться. Если мешать меньше – то загуститель может «расслаиваться» в воде. Переливаем загуститель в лоток и можно пользоваться.

Чтобы собрать пузырьки воздуха с поверхности воды, - положите на раствор газету (чистую) на несколько минут. Затем через борт стаскивайте её с воды за один край, чтобы вода с газеты стекала обратно в лоток.

    Если не собираетесь постоянно заниматься Эбру и хотите поэкспериментировать, то вам подойдет вариант с подручными средствами.

     Для этого необходимо в воде (1 л.) развести крахмал или муку (прим. 3 ст.л.) до состояния вязкого клейстера. Можно добавить клей ПВА или канцелярский (прим. 1 ст.л.).  Точных пропорций нет. Можно использовать молоко с большим процентом жирности, только рисунок получается менее ярким. Зато раствор абсолютно безопасен для детей!

   Краски состоят из натурального пигмента, воды и желчи. Они очень                                        жидкие, почти цветная вода,  и  поэтому легко  растекаются по поверхности.           Чтобы несколько раз поэкспериментировать и развлечь ребенка, можно не покупать специальные профессиональные краски, а сделать их самостоятельно. Для этого вам понадобится растворитель и обычные масляные краски или акриловые краски. Каждый цвет разводится в отдельной емкости, чтобы не смешивать их между собой. Если вместо воды для рисования использовать молоко, то допускается разведение самой обычной гуаши.

    В качестве емкости может служить любая глубокая посудина. Чем больше будет емкость по площади, тем больше рисунок вы в итоге получите, ведь холстом вам будет служить именно поверхность жидкости.

 Кисти для  эбру используют из конского волоса. Это могут быть обычные кисти и кисти-щетки. Для каждого цвета лучше использовать отдельную кисточку, так как краски нельзя смешивать.   По технике рисования кистями воды касаться не нужно. Они нужны для разбрызгивания и создания абстрактного фона.

Гребни – это специальные инструменты, с помощью которых осуществляется сам процесс рисования. Внешне они представляют собой небольшие грабельки или расческу: ряд параллельных иголок, прикрепленных к плоскому основанию. С их помощью создается фон и симметричные орнаменты.

Шило тоже используется для рисования. С его помощью можно вырисовывать отдельные элементы: цветы, птиц и бабочек. В качестве альтернативного   инструмента можно воспользоваться спицами, шпажками, зубочистками.      Важно после прорисовывания каждого элемента инструмент вытирать, чтобы не допускать смешения красок. Для этого можно использовать обычные салфетки.

 Бумага нужна для того, чтобы перенести потом рисунок с жидкости и отпечатать его. Существует специальная грунтованная бумага для эбру. Но можно брать и обычную бумагу для принтера или любую другую, которая окажется под рукой.  

Процесс рисования на воде

   Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом. Набираем кисточкой краски и произвольно разбрызгиваем по всей поверхности. Первые капли растворятся – это нормально! Затем краска будет оставаться на поверхности.
Фон можно сделать однотонным или использовать несколько цветов: краска не будет смешиваться, образуя прожилки и узоры. Попробуйте использовать гребень для придания фону более сложного орнамента.

   Вся суть рисования эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи шила всячески деформировать его, создавая удивительные узоры.   Чем сложнее рисунок, тем больше мастерства и опыта понадобится от художника.

Когда изображение готово, приступаем к переносу картинки на бумагу. Для этого осторожно приложите лист к поверхности жидкости и подождите 10-15 секунд. Можете аккуратно провести по бумаге с наружной стороны, чтобы помочь рисунку отпечататься.  

     Теперь медленно достаем лист: цепляем край и как бы перетаскиваем через бортик емкости. Так лишняя влага стечет обратно в лоток.

     После этого осталось только высушить ваше творение, поставить его в рамку или поместить в альбом для сохранности.

3. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебный мир Эбру.

На столах располагаются ёмкости с раствором для рисования, краски, кисти, спицы, шпажки, гребни, салфетки, бумага.

В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.

Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.

  1. Сначала нарисуем фон. Нужно набрать небольшое количество краски на кисточку и аккуратно набрызгать на наш необычный холст. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.
  2. Затем мы повторим то же самое краской другого цвета, но не более 2 – 3 цветов.  Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмѐм инструмент, которым собственно и будем рисовать – это спица или шпажка. Одно из правил рисования по воде – спицу необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде и не протыкать воду, а лишь чуть – чуть касаться поверхности воды.
  3. Осторожно окунем спицу в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой.
  4. Далее, нарисуем цветок. Наносим спицей круг, в центр этого круга ещѐ круги других цветов. Затем к центру круга сверху, снизу по бокам проводим линии, получаются лепестки. Вот так из обычного круга мы получили цветок.
  5. Для создания листочка делаем рядом несколько кружков зелёного цвета, рассекаем их спицей справа налево и слева направо, затем сверху вниз.
  6.  Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои рисунки на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа. При желании, Вы можете нарисовать самостоятельно свой рисунок. Раствор «ЭБРУ» можно использовать несколько раз.

4. Подведение итогов. 

Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?

Необычность такого рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать. Результат деятельности вызывает у них радость, изумление, удивление. Эбру можно использовать в качестве арт-терапии. ведь рисование на воде имеет неоспоримый, терапевтический эффект, и будет полезно не только детям, но и взрослым. Хороший способ получить огромный заряд положительных эмоций.

Я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

Рефлексия.

Рефлексия в форме синквейна. Педагогам предлагается составить синквейн со словом "ЭБРУ". 1 строка. Существительное (1 слово, раскрывающее тему,  понятие).

2 строка. Прилагательные (2 слова, раскрывающих основную тему).

3 строка. Глаголы (3слова описывающие действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна).

4 строка. Фраза (свое отношение к теме).

5 строка. Слово – синоним, слово- резюме или ассоциации.

Озвучить (по желанию) пару листочков.

В заключение нашей встречи хочу поблагодарить всех за участие, надеюсь, что  мастер-класс был для вас  полезным.

Я хочу подвести итог словами Жан Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я  занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Дерзайте, рисуйте, смелее творите, а самое главное – деток учите!

На этом наш мастер класс окончен, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционная техника рисования Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".

quot;Нетрадиционная техника рисования  Эбру - как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творческих способностей младших дошкольников"

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творческих способностей младших дошкольников»...

Презентация к выступлению на город. Мастер-класс "Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников."

Мастер-класс. Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников....

мастер-класс ( с родителями) "Использование театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей"

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребёнка в семье и детском саду.Задачи: 1. Приобщать родителей к театрально...