Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Мельникова О. Н.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.

Программа составлена так, чтобы каждое задание удивляло и радовало юных

художников, чтобы для них открывались новые горизонты в изобразительном

искусстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Альметьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №51 «Радуга» г. Альметьевска»

Принято на педагогическом совете                                                                                               «Утверждаю»

Протокол № ___ от_______ 2020 г.                                                                   Заведующий МБДОУ «ЦРР

                                                                                                                     д/с №51 «Радуга»              

                                                                                                                                               ___________Сахавова Г.И.

                                                                                                                     Приказ №___от ________ 2019 г

Образовательная программа

дополнительного образования детей

по нетрадиционной технике рисования

«Юный художник»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации программы – 1 учебный год

                                                                                                            

                                                                                        Подготовила: Мельникова О.Н.

                                                                                                          Воспитатель МБДОУ

                                                                                             «ЦРР  д/с № 51 «Радуга»

                                                                                                                г. Альметьевска»

                                       

                                   

 РТ г. Альметьевск – 2020 г

                                                Содержание

1 Пояснительная записка………………………………..3

2. Учебно – тематический план…………………………12

3. Тематическое планирование………………………….18

4.Перспективное планирование…………………………19

5.  Список использованной литературы…………………27

                                                                 

                                               Пояснительная записка

Рабочая программа «Юный художник» разработана воспитателем МБДОУ «ЦРР детский сад № 51 «Радуга» Мельниковой О.Н. 

 Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.

Программа составлена так, чтобы каждое задание удивляло и радовало юных

художников, чтобы для них открывались новые горизонты в изобразительном

искусстве.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития воспитанников, раскрытия и обогащения их творческих способностей.  Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занимаясь различными видами деятельности, помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно.

Новизна программы заключается в том, что в детских дошкольных  учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.  И ведь изначальное

всякое детское художество сводиться не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а фантазии у современных детей более чем достаточно.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.

Актуальность программы заключается в том, что на занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у воспитанников развивается ориентировочно исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у дошкольников, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших воспитанников это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Концептуальность данной программы является развитие художественно -

творческих способностей дошкольников в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Воспитанники дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему важно максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у дошкольников – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь дошкольников, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Цель программы: развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник рисования, развитие умения реализовать себя и умения соединять в одном рисунке различные материалы творчества для получения выразительного образа. Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2. Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

3.   Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);

4. Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки;

5. Сплотить детский коллектив путем совместного творчества;

6. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

7. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

8. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Отличительные особенности программы заключается в том, что наш детский сад работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В дошкольной программе большое внимание уделяется обучению дошкольников традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, место отводится нетрадиционной технике. Мною разработана программа по нетрадиционной технике рисования «Юный художник», где основой содержания программы по рисованию является– ознакомление детей с различными видами художественной деятельности; с различными материалами и их свойствами; знакомство с техникой выполнения заданий. В процессе занятий дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира.

Программа «Юный художник»  рассчитана на один год обучения.

В ходе реализации программы «Юный художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование пальчиками
  • рисование ладошкой
  • оттиск поролоном
  • восковые мелки
  • набрызг
  • тычкование и т.д.

Программа составлена по возрастной группе и рассчитана на один год обучения. Она охватывает среднюю группу от 4 до 5 лет.

Набор воспитанников носит свободный характер и обусловлен интересами  воспитанников и их родителей.

Кружок «Юный художник» проводится один раз в неделю, после рабочего времени. Длительность занятия в средней группе 20 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Программа реализуется в следующих направлениях:

  • работа с воспитанниками;
  • работа с родителями.

Форма организации воспитанников в образовательной деятельности: групповая.

                        Психологические особенности детей 4 – 5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность.

Память

Объем памяти возрастает. Воспитанники запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игры

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я- ребенка, его детализации.

Воображение

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Движения

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Творчество

Дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

 Дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Речь

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Форма проведения образовательной деятельности: (комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения воспитанников дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки.
  • расширение и обогащение художественного опыта.
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • сформируются навыки трудовой деятельности
  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы кружка

Оценка качества освоения детьми содержания Программы носит индивидуальный, динамический характер – оценивается насколько у ребенка развито воображение в процессе обучения. Ведущим методом является наблюдение. Два раза в учебном году (сентябрь, май) проводится диагностика.                                    

Уровень развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

(3 балла)

Ребенок проявляет интерес нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный вид деятельности. Знает характерные особенности нетрадиционной техники рисования. Аргументирует выбор той или иной техники и правильно называет ее. Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого.

Средний уровень

(2 балла)

Ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный вид деятельности. Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники.  НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок проявляет слабый интерес к нетрадиционной технике рисования, неохотно вступает в данный вид деятельности. Ребенок путает и не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Затрудняется аргументировать свой выбор техники. НТР использует только с помощью педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

                                  Таблица диагностики детей

Ф.И. ребенка

Увлечен –ность темой и техникой

Способ –ность соз –давать художеств. образ

Точность движений

Владение техникой изображе -ния

Проявле –ние самостоя-  тельности

Желание экспериме нтировать

Итоговый

результат

от 13 до19 баллов - высокий уровень

 от  8 до  13 баллов - средний уровень

 до  7 баллов – низкий уровень

                                      Учебно – тематический план

Программа «Юный художник» -это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.                                    

  Месяц

      Тема

   Кол – во часов

Сентябрь

Знакомство

Путешествие по радуге

Яблочный компот

Деревья осенью

                1

                1              

                1                            

                1

Октябрь

Листопад

Фрукты

Веточка рябины

Ежик

                1

                1

                1

                1

Ноябрь

Первый снег

Цыпленок

Мои любимые рыбки

Котенок

                1

                1

                1

                1

Декабрь

Снежная семья

Зимнее дерево

Елочка пушистая, нарядная

Снегурочка

                1

                1

                1

                1

Январь

Снегири на ветке

Мои рукавички

Снеговичок

Нарисуй, что хочешь

                1

                1

                1

                1

Февраль

Узоры на окне

Зимний пейзаж

Подарок папе

Придумай и дорисуй

                1

                1

                1

                1

Март

Букет для мамы

Какого цвета весна

Домик

Облака

                1

                1

                1

                1

Апрель

Звездное небо

Плюшевый медведь

Расцвели одуванчики

Белые лебеди

                1

                1

                1

                1

Май

Праздничный салют

Солнышко

Вот и лето пришло

Выставка всех работ

                1

                1

                1

                1

Всего

        36 часов

Формами подведения итогов реализации программы «Юный художник» являются:

  • выставки детских работ;
  • проведения открытого мероприятия;
  • оформление уголка «маленькие художники»;
  • развлечения с родителями с использованием приобретенных навыков.

Методы:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.  Практические – упражнения, игр методы.
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. показ способов выполнения и др.

Методическое обеспечение образовательной программы:

  1. Рисование пальчиками
  2. Рисование ватной палочкой
  3. Рисование ладошкой
  4. Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.
  5. Пуантилизм (рисование точками)
  6. Рисование с использованием ватных дисков.
  7. Метод тычка.
  8. Оттиск печатками из салфетки
  9. Рисование гуашью по восковым мелкам
  10.  Рисование зубной пастой
  11.  Техника граттаж
  12.  Рисование мазком, монотипия, набрызг
  13.  Кляксография
  14. Ниткограффия
  15.  Рисование по сырому фону
  16. Рисование поролоновой губкой.

 Техника рисования кончиками пальцев:

1. Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик.

2. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

3. Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета.  

4. По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается.

Техника рисования ладонями:

1. Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам «Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть разноцветным.

2. Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу.

3.  По окончании работы руки моют с мылом.

Техника рисования тычком:

1. Сухая кисть опускается в баночку с гуашью, набирается краска.

2. Держа кисть вертикально, ударяют ею по бумаге — получается тычок.

3. Перед тем, как набрать краску другого цвета, кисть надо прополоскать в стаканчике и хорошо промокнуть салфеткой. Тычок получается только полусухой кистью.

4. Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой.

Техника монотипии:

  1. Лист бумаги складывается посередине.
  2. На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
  3. Лист складывается и проглаживается ладонью.
  4. Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи кисти и красок.

Техника рисования зубной щеткой

  Ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом.

Техника многослойного набрызга:

1. Для создания изображения используются трафареты. На занятиях по знакомству с этой техникой трафареты крепятся канцелярскими скрепками к листу бумаги.

2. На щётку набирается краска и делаются брызги поверх листа бумаги.

3. Накладывается следующий по замыслу трафарет, делаются брызги другого оттенка.

4. Трафареты снимаются, получается сложное изображение, имитирующее объём предмета или композицию с передним и задним планом.

Техника рисования мятой бумагой

Делать отпечатки краской можно при помощи смятого кусочка бумаги.

Техника рисование ватными дисками

Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью, сложив пополам или в четверть.

Рисование губкой или кусочком поролона

В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.

Техника рисования кляксами

Кляксография — это способ создания изображения при помощи пятен и клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой, кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят кляксы по замыслу.

         1. Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.

2. На листе бумаги делается пятно или ставится капля.

3. Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу.

Ниткография

Рисование шерстяной нитью состоит из набора краски на нить, прикладывания её к листу бумаги и создания узора отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создаёт причудливый узор, который подходит для изображения тучи или облака, собачки или овечки.

Рисование восковыми мелками

На занятиях по рисованию в этой технике ребята развивают сразу два классических навыка — рисование карандашом (восковые мелки, как правило, имеют форму карандашей) и заливка фона одним или несколькими цветами акварели при помощи кисти. Получаются необычные и яркие работы.

Техника рисования воскографии:

Граттаж (воскография)

С воспитанниками можно попробовать граттаж — рисование процарапыванием линий на бумаге, залитой тушью или краской. Для создания основы нужны восковые мелки, гуашь чёрного цвета и широкая кисть, для процарапывания — заострённая палочка.

1. Раскрасить поверхность листа восковыми мелками.

2. Закрасить лист чёрной гуашью.

3. Дать краске полностью высохнуть.

4. Процарапывая краску, создать линиями рисунок.

Инструменты и приспособления: Альбомные листы, картон, акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; ватные диски; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, фломастеры, карандаши.

Наглядный материал: Картины и иллюстрации; дидактические игры, игрушки, педагогические эскизы.

                                  Тематическое планирование                                            

                                             1 год обучения

Название темы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Знакомство с техникой рисования

Путешествие по радуге

Яблочный компот

Деревья осенью

Листопад

Фрукты

Веточка рябины

Ежик

Первый снег

Цыпленок

Мои любимые рыбки

Котенок

Снежная семья

Зимнее дерево

Елочка пушистая, нарядная

Снегурочка

Снегири на ветке

Мои рукавички

Снеговичок

Нарисуй, что хочешь

Узоры на окне

Зимний пейзаж

Подарок папе

Придумай и дорисуй

Букет для мамы

Какого цвета весна

Домик

Облака

Звездное небо

Плюшевый медведь

Расцвели одуванчики

Белые лебеди

Праздничный салют

Солнышко

Вот и лето пришло

Выставка всех работ

                       

                                   Перспективное планирование

Тема

Программное содержание

Используемые техники

Оборудование

и материал

Методические

приемы

                                                                             Сентябрь

1

Знакомство

с техник

ой рисования

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

    Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

  Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

  Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Тычок  жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография)

Краски, кисти, карандаши, бумага, стакан с водой, гуашь, кисточки, восковые мелки, акварель, свеча,  мольберт, картон

1 Беседа

2 Худ. слово

3 Физ. минутка

4 Практическая работа

5 Итог

2

Путешествие по радуге

Формировать умение самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; вызвать интерес к изображению радуги; формировать

элементарные представления по цветоведению; развивать

чувство цвета; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Рисование пальчиками

Картины с изображением радуги, костюмы красок, пальчиковые краски, бумага, мольберт.

1.Рассматривание картинки

2.Рассматривание ладони. 3.Физминутка 4.Худ. слово. 5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итог

3

Яблочный компот

Формировать умение украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Подвести к пониманию использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины.  Подвести к пониманию как правильно украшать поделку.

Штамп, рисование ватной палочкой

Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.

1.Беседа 2.Рассматривание картинки

 3. Пальчиковая гимнастика.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Итог

4

Деревья осенью

Упражнять рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.

1.Чтение стихотвор

2. Беседа и рассматривание картины о осени

3. Показ способ рисования

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

                                                                             Октябрь

1

Листопад

Познакомить с техникой пуантилизм, подвести к понимаю, как правильно рисовать в данной технике. Закрепить умение аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.

Пуантилизм (рисование точками)

Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

2

Фрукты

Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Сформулировать понятие как составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.

Рисование с использова -нием ватных дисков.

Листы бумаги, гуашь, ватные диски, кисти, салфетки.

1. Загадывание загадок.

2 .Рассматривание картинок, муляжи.

3. Показ техники рисования

4.Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

3

Веточка рябины

Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Упражнять создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

Рисование пальчиками, фон  пастель.

Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашива  -ния листьев), салфетки.

1. Чтение стихотв.

2. Рассматривание картинки.

3. Показ приема рисования

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

4

Ежик

Упражнять в рисовании животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Систематизировать и углублять представления дошкольников о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность творческую самореализацию, любовь к природе.

Метод тычка

Бумага, гуашь, игрушка-ёжик, 1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа;

 гуашь коричневого цвета; фломас -тер на каждого ребёнка;

 кисточки для рисования.

1.Загадывание загадки.

2.Чтение рассказа          Е. Чарушина «Еж». 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика

5.Итог

                                                              Ноябрь

1

Первый снег

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  

техники печатания или рисование пальчиками.

Оттиск печатками из салфетки

Листы бумаги, цветные краски, салфетки.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3. Физ. минутка 4.Самостоятельная деятельность

5.Итог.

2

Цыпленок

Продолжать формировать умение рисовать предметы, состоящие  из нескольких частей, добиваясь сходства с объектом изображения,

Упражнять воспитанников наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек.

Рисование пальчиками.

Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей.

1. Худ. Слово

2.Просмотр иллюстраций

3. Объяснение педагога

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

3

Мои любимые рыбки

Закрепить умение обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Рисование гуашью по восковым мелкам

Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти.

1. Загадывание загадок

2. Рассматривание рыбок в аквариуме

3. Показ способа рисование рыбок

4.Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

4

Котенок

Продолжать рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть; углублять представления о цвете и геометрических формах. Упражнять работать в данной технике. Уметь отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Тычок полусухой жесткой кистью.

Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки.

1. Загадка

2. Игра «Кошкины повадки».

3. Рассматривание котенка.

4. Способ рисования

5.Самостоятельная деятельность

6. Итог

                                                          Декабрь

1

Снежн-

ая семья

Упражнять воспитанников рисовать снеговиков разных размеров, используя нетрадиционные техники рисования – жесткой кисточкой, методом тычка.

Развивать умение соответствовать координации слова с движением. Развивать мышление, зрительное внимание, мелкую моторику рук.

Рисование способом тычка. Тычок сухой кистью, ватные палочки.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принад –лежности для рисования.

1 Худ. слово

2 Игра «Собери снеговика»

3 Демонстрация семья снеговика

4 Физ. минутка

5 Самостоятельная деятельность

6 Итог

2

Зимнее дерево

Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования.

Развивать у воспитанников  творческие способности, видеть и любить красоту зимней природы; развивать творческое воображение.

Рисование зубной пастой

Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.

1. Худ. слово.

2. Рассматривание картин

3. Способ рисования

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

3

Елочка пушистая, наряд-

ная.

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у дошкольников умение работать индивидуально.

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Елочка»

5.Итог.

4

Снегурочка

Вызвать у воспитанников интерес к сказочному образу, желание передать его в рисунке; уметь изображать человека, соблюдать элементарные пропорции между частями фигуры; передавать характерные особенности наряда Снегурочки: длинная шубка, опушенная мехом, украшенная «снежными» узорами; использовать холодные цвета: синий, голубой; закреплять приемы закрашивания больших поверхностей (шубка) и рисования концом кисти

Метод тычка

Тонированные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

1. Рассказ

2. Рассматривание картинок

3. Пальчиковая гимнастика

4. Способ рисования

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

                                                            Январь

1

Снеги

ри на ветке

Формировать у воспитанников обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Рисование способом тычка.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принад -лежности для рисования

1 .Худ. слово

2 .Беседа и рассматривание птиц

3. Разминка

4. Способ рисования

5 Самост. деятельн

6. Итог

2

Мои рукавички

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность и работоспособность.

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

1. Загадывание загадок

2. Рассматривание рукавичек

3. Способ рисования

4. Физ. минутка

5. Самост. деятельн

6. Итог

3

Снеговичок

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Упражнять дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Комкание бумаги (скатывание)

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

1. Чтение рассказа

2. Рассматривание иллюстраций

3. Способ рисования

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

4

Нарис-уй что хочешь

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. Вызвать желание рисовать. Развивать умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, осуществлять свой замысел. Упражнять в рисовании карандашами. Уметь радоваться своим рисункам и рисункам товарищей; называть нарисованные предметы и явления. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество

Работа со знакомыми техниками

Краски, гуашь, карандаши, кисточки, листочки

1. Рассказ

2. Худ. слово

3. Беседа

4. Пальчиковая гимнастика

5. Самостоятельная работа

6. Итог

                                                                        Февраль

1

Узоры на окне

Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение

Рисование мазком, монотипия, набрызг.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, баноч ка  с водой,  трафареты и принадлежности для рисования.

1 Чтение стих.

2.Показ приемов рисования.

3 Физ. минутка

4.Самостоятельная деятельность

5. Итог

2

Зимний пейзаж

Познакомить с новым способам  получения изображений, опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать внимание, мышление, художественное воображение от абстрактного к конкретному.  Воспитывать аккуратность при работе.

Кляксография

бумага, краски, кисти, баночки с водой, влажные салфетки, карандаши.

1. Чтение стих.

2. Иллюстрации о зиме

3. Способ рисования

4. Физ. минутка

5. Итог

3

Подар-

ок папе

Упражнять рисовать различными графическими и живописными материалами.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, творческие способности.
Воспитывать гордость, уважение к воинам Российской Армии.

Восковые мелки и акварель

Альбомный лист

Карандаши масляные

Краски акварельные

Кисть для рисования.

Вода в стаканчике

1 Беседа

2 Чтение стих

3 показ способа рисования

4 Физ. минутка

5 Самостоятельная деятельность

6 Итог

4

Придумай и дорисуй

Развивать творческое воображение. Упражнять воспитанников создавать новые образы.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, творческие способности.

 Работа со знакомыми техниками

Листы бумаги с незаконченным рисунком, гуашь краски, кисти.

1. Худ. слово

2. Рассматривание картинок

3. Высказывание ребят

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

                                                               Март

1

Букет для мамы

 Упражнять в передаче образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику рисования, развивать мелкую моторику рук.

Рисование ладошками.

Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

1. Рассматривание иллюстраций

2. Чтение стих.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Самостоятельная деятельность

5. Итог

2

Какого цвета весна

Обогащать и расширять  

художественный опыт воспитанников  в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Монотипия

пейзажная

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

1. Загадки про весну

2. Показ картинок

3. Чтение стих

4. Способ рисования

5. Физ. минутка

6. Итог

3

Домик

Упражнять воспитанников использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Упражнять детей рисовать домик способом «ниткография». Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам.

Нитко-

граффия

Нити разных цветов, лист картона с изображением домика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка

1. Худ. слово

2. Рассматривание

Иллюстраций

3. Пальчиковая гимнастика

4 Способ рисования

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

4

Облака

Помочь дошкольникам в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Рисование по сырому фону

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

1. Чтение стих.

2. Рассматривание иллюстраций

3. Пальчиковая гимнастика

4. Способ рисован.

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

                                                            Апрель

1

Звезд -

ное небо

Помочь детям создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Печать поролоном по трафарету; набрызг.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

1. Загадки

2. Рассматривание картинок

3. Пальчиковая гимнастика

4. Способ рисования

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

2

Плюшевый медвежонок

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

 Рисование  поролоновой губкой.

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь.

1. Чтение стих

2. Игрушка медвежонок

3. Беседа

4. способ показа рисования

5. Физ. минутка

6. Итог

3

Расцве ли

одуван

чики

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Метод тычка.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог.

4

Белые лебеди

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц.

Рисование способом тычка

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

1. Худ. слово

2. Рассматривание иллюстраций

3. Способ рисования

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

                                                             Май

1

Праздничный салют

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Метод

Граттаж, набрызг

Лист, восковые мелки, гуашь, кисточка.

1. Чтение стих

2. Рассматривание картинок

3. Пальчиковая гимнастика

4. Способ рисования

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

2

Солнышко

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

Развивать моторику.

Рисование ладошками

Листы бумаги, гуашь, салфетки

1. Загадки

2. Показ рисунков

3. Пальчиковая гимнастика

4. Способ рисования

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

3

Вот и лето пришло

Упражнять детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Развивать мышление, воображение, моторику рук

Разные способы рисования

Гуашь, восковые мелки, краски, кисточки

1. Худ. слово

2. Показ иллюстраций

3. Способ рисования

4. Физ. минутка

5. Самостоятельная деятельность

6. Итог

4

Выставка всех работ

Открытое мероприятие с родителями

Разные способы рисования

Гуашь, восковые мелки, краски, кисточки

1. Беседа

2. Самостоятельная деятельность

3. Итог

                                                       Список литературы

Основная литература

1 Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014 г.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. — ИД Цветной мир, 2016 г.

Дополнительная литература

1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — Каро, 2014 г.

2. Утробина К.К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2015 г.

3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники. ТЦ Сфера  2014 г.

4. Лыкова И. А., Шипунова В.А.  «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития. Издательство  «Цветной мир» 2014г

5. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

6. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Интернет ресурсы:

1.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.

2. «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования. http://bukashka.org 

3. Нетрадиционные техники рисования http://www.moi-detsad.ru/konsultac780.html

                                                          Приложение

Пальчиковые игры

1 Держим кисточку вот так,

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть

Закружилась как волчок

За тычком идет тычок.

     2. Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

     3.Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою…

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу!

    4.Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу…

Разведу вперед, назад…

          И сожму их сильно.

         Здравствуйте, пальчики,

         Зверушки лесные!

         Здравствуйте, пальчики,

         Игрушки заводные!

5.Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли кисточки опять.

Постучали, повертели

И работать захотели

6. Руки в стороны, в кулачок

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз!

Тук-тук-тук-тук

Сделаем большой круг!

7. Чтоб красиво рисовать

Надо с пальцами играть

Вот- большой, вот этот –средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

У-у-у указательный забыли

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

8.Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж уснул.

Встали, пальчики, ура!

Рисовать уже пора

9. Мы сегодня маляры,

Будем красить потолки.

Вверх и вниз скользит рука,

Стала кисточкой она

10. Наши пальцы напрягаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два. три, четыре, пять-

Будем рисовать опять!

11. Будем колечки сейчас рисовать,

Руки вперед, кулачки надо сжать.

Вытянув пальцы вторые вперед,

Мы начинаем движения ход

(Указательными пальцами вытянутых вперед рук описывать  в  воздухе одинаковые  круги любого  размера. Пальцем правой руки описывать круги по часовой стрелке, а левой- в обратном  направлении)

12. Ну-ка, ручки, не ленитесь!

Хорошенько потрудитесь.

Левой будем мы стучать,

Правой кольца рисовать.

Тук- колечко, тук- кольцо,

Тук-  колечко, тук-  кольцо

(Отбивать в удобном темпе левой  рукой  по  одному  такту; одновременно с  этим вытянутым  вперед указательным  пальцем  правой  руки описывать  в  воздухе небольшой  кружок)

13. Мои пальчики все знают-

Куда нужно зашагают

Я за это их люблю,

Я за это их хвалю!

14. Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть. 
         Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла. 
         Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.) 
(Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)

15. Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями) 
              Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным              и большим пальцами). 
              Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами) 
             Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем) 

16. Дед Мороз принес подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина, 
          Шоколадок полмешка
          И пушистого щенка! 
          Гав! Гав!

(Дети «шагают» пальчиками по столу.) 
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе

прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятел...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятел...

Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет

Программа дополнительного образования по кружку нетрадиционная техника рисования«Маленькие волшебники» с детьми 3-4 лет...

Программа дополнительного образования По кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет

Программа дополнительного образованию по кружку нетрадиционная техника рисования «Маленькие волшебники» с детьми 4-5 лет...