Инновационный подход в работе педагогов ДОУ в направлении развития творческого воображения детей дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая группа)

Лутина Любовь Леонидовна

В статье анализируется актуальность реализации нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются, как общепринятые, так и новые цели и задачи художественного воспитания, показывается роль нетрадиционных инновационных педагогических технологий в их решении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход в работе педагогов ДОУ в направлении развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Лутина Л. Л.

Аннотация. В статье анализируется актуальность реализации нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются, как общепринятые, так и новые цели и задачи художественного воспитания, показывается роль нетрадиционных инновационных педагогических технологий в их решении.

Дети очень любят рисовать, но порой им становится скучно. Что же делать для того, чтобы интерес детей к творчеству не угас? Для этого на занятиях по рисованию применяю нетрадиционные техники рисования, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся занятия, возможность выбора все это позволяет не допускать однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность. Познакомимся с некоторой техникой рисования:

1.Смещение техник: рисование пальчиками или ладошкой и тестопластика. Это создание плоскостных изображений (картин) с помощью соленого теста, бисера и пайеток. Из теста делаются отдельные элементы, украшаются бисером, пайетками или не украшаются, высушиваются, детали соединяются в задуманное изображение и приклеиваются на твердую основу, затем тесто аккуратно раскрашивается красками или гуашью. Например, так можно сделать корзину с грибами или осенний натюрморт. Для этого вида рисования требуется гуашь, которую предварительно стоит развести в мисочке. Для нанесения краски на ладонь можно еще использовать желтую кисточку для того, чтобы одновременно делать массаж, который положительно влияет на развитие речи ребенка.

- Рисование листьями (соединение техник использования природного материала и изобразительного искусства). Для этого вида рисования нужна гуашь и свежие листья. С помощью мягкой широкой кисти гуашь наносится на листочки, затем окрашенной стороной кладут на плотный альбомный лист бумаги, прижимают, аккуратно снимают и на бумаге остается цветной отпечаток растения. В этой технике можно рисовать разнообразные композиции, а также можно брать отпечаток за основу и дорисовывать задуманное изображение красками, карандашами, фломастерами или дать ребенку возможность пофантазировать.

- Техника «гризайли» (или рисование мягкими материалами) и бумагопластика. Для этого вида рисования требуется уголь, сангина, сепия, соус, мел, сухая пастель. Сепия, сангина и соус измельчается и разводится водой для гризайли. Это особый вид живописи, который выполняется тональными градациями, как правило, одного цвета (цвет сепий или серый), при чем, надо отметить, что учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Мягкие материалы рекомендуется растирать ватными палочками и закреплять лаком для волос. Техника оригами или бумагопластика. Это древнее искусство складывания фигурок из бумаги с применением графических навыков. Полученные фигурки раскрашиваются карандашами, фломастерами или можно дополнить аппликацией. Доступно детям старшего дошкольного возраста, особенно большое удовольствие доставляет им украшение готовых поделок. Оригами («сложенная бумага»).так называется один из видов декоративно – прикладного искусства, пришедшее к нам из древности, это складывание фигурок из бумаги. Для работы в стиле классического оригами используется квадратный лист бумаги, без применения клея и ножниц, который складывается последовательно и получается задуманная фигура, например, лисенок, мордочка собаки, кошки, рыбка, кораблик, самолет и многое другое. Затем ребенок может цветными карандашами дорисовать недостающие детали или раскрасить по своему желанию.

- Рисование точками, точечными мазками («мозайка») или рисование в технике пуантилизма (фр. Pointillisme – «точечность») с дополнением в технике квиллинга. Для этой техники рисования используются ватные палочки или карандаши с резинкой на конце, гуашь или акварельные краски. Яркие контрастные цвета наносятся отдельными точками перпендикулярно плоскости листа при помощи ватных палочек, и подразумевается, что «мозаика» красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза, т. е. если человек смотрит на картину вблизи, то рисунок совсем не виден, но если посмотреть на нее издалека, то изображение видно целиком. Например, если мы решили нарисовать дерево, то на ствол можно нанести красные, оранжевые, зеленые, желтые точки и получим в итоге глядя издалека коричневый цвет, если на крону наносим желтые и синие точки, получаем зеленый цвет, а если нанести красные и желтые точки, то увидим изображение осеннего дерева. Техника квилинга или бумагакручения. Ее придумали монахи в средние века, они обрезали края книг с позалотой и накручивали на концы перьев птиц, образовывалась что – то схожее с золотой миниатюркой, от сюда произошло и название техники (англ. Quill – птичье перо). Это увлекательная техника декоративно – прикладного искусства, в ходе которой создаются плоские или обьемные картины из скрученных в спиральки полосок бумаги. Для работы необходимы длинные и узкие полоски цветной бумаги, клей, маленькие ножницы, стержень для накрутки «ролов», пинцет. Квиллинг – это мастерство бумагокручения. Плоские или обьемные композиции в этой технике создаются из скрученных в спиральки длинных и узких полосок цветной плотной бумаги. Этот вид творчества сложный, доступен только старшим дошкольникам.

- Рисование тушью с аппликацией из пуговиц. Это вид рисования делится на:

1.Рисование пером. Пером рисуются четкие, тонкие линии или контурные линии, затем выполняется штриховка. Этот вид рисования доступен детям подготовительной группы, рука подготавливается к письму;

2.Рисование кистью. Это свободная техника, схожая с процессом рисования акварельными красками, только вместо нее используется тушь. Если смешивать разные пропорции туши с водой, то рисунок можно нарисовать с мягкими переходами в цвете;

3.Рисование палочками. За частую для этого вида «черно – белого» рисования используются липовые палочки, потому что они мягкие и легкие в обработке. Если палочку сломать, то получаются толстые и небрежные линии, такие рисунки сложные, мрачноватые, в детском саду применяются крайне редко. Иногда используют палочки для ногтей. Аппликация из пуговиц. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно, по шаблону, вырезают нужное изображение (предмет), наклеивает его на основу или можно оставить так, если использовался плотный картон, затем наклеивают пуговицы, как украшения, сначала используют большие пуговицы, потом маленькие. Дошкольникам младшего возраста даются готовые, вырезанные из картона изображения, например, бабочка, сова, петушок, улитка. Можно с помощью пуговиц и цветной бумаги создать сюжетную аппликацию («рыбки в аквариуме», «воздушные шарики над цветочной лужайкой» и т. д.). Так обычные пуговицы выполняют важную функцию – являются средством развития мелкой моторики у воспитанников, и способствуют развитию у них творческого начала. Такие работы делаются очень быстро, дети не успевают уставать и заметно развивается образное мышление и фантазия.

4.Смешение техник рисования «кляксография трубочкой» с аппликацией из цветной бумаги или природного материала. Эта техника представляет собой раздувание акварельной краски или туши трубочкой. На белый альбомный лист бумаги или готовый тонированный фон в нижней части наносится капля краски, и ребенок дует в трубочку на нее, как будто проталкивая ее вперед, при этом трубочку нужно покачивать из стороны в сторону, для того чтобы получились цветные «ответвления» от капельки. Подуйте из трубочки на каплю как будто толкая ее вперед. Затем можно пофантазировать и дорисовать «кляксу или оформить аппликацией из цветной бумаги или из природного материала».

5.Рисование на камнях «забавные камешки». Эта роспись камешков гуашью и превращения их в поделки из подручных материалов с помощью техники аппликации. Получаются необычные изображения животных насекомых, рыбок или камень просто украшается узором. Подобное творчество относится к экономным и доступным видам детского художественного искусства, развивает мелкую моторику рук, цветовое восприятие, воображение и способствует познанию окружающего мира. Для работы требуется следующие материалы: чистые просушенные камни разных размеров и формы, гуаши, кисточки разной толщины, простой и белый карандаш, ластик, клей ПВА и лак для волос, цветная бумага, картон, мелкий природный материал.

6.Коллаж («приклеивание»). Так называют технический прием, суть которого заключается в творении живописных или графических произведений способом наклеивания на какую – либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и строением материалов. В новом словаре методических терминов и понятии коллажем определяется, как произведение, полностью выполненное в этой технике. Его используют, когда нужно создать эффект неожиданности от сочетания разнородных материалов и ради эмоциональной насыщенности.

7.Рисование акварельными карандашами или мелками и аппликация из соломы. Задуманное изображение рисуется на альбомном листе цветными карандашами, а затем размывается водой при помощи ватных палочек или кусочком губки, можно просто мокрым пальчиком. Аппликация из соломы это не стандартная техника, такие работы «блестят как золото», потому что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна которые способны максимально отражать свет только в определенном положении. Такую аппликацию могут выполнять только старшие дошкольники, создаются картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки и рамки для фото. Мы рассмотрели только некоторые виды смешанных техник, в практическом применении в ДОУ их гораздо большее количество. Перечислим еще несколько техник, которые можно соединить в смешанные техники.

8.Тиснение или «техника эмбоссинг». Тиснение – это техника художественной обработки тонкой кожи, листового металла, некоторых видов тканей, например: бархата, также картона, фольги, что используется в условиях детского сада гораздо чаще, с целью получения на их поверхности рельефных изображений путем «механического выдавливания».

9.Рисование в технике набрызг. Для этой техники используют зубные щетки, гуашь, расчески, гребни, может потребоваться силуэтный трафарет. Краску набирают на кончик щетки, наклоняют ее над альбомным листом бумаги и проводят кусочком твердого картона или расческой (гребешком) по ворсу, в результате чего «красочные» брызги разлетаются по чистому листу. Используя эту технику, к примеру, можно нарисовать праздничный салют, звездное небо утренний туман дождливый день и т. д. На занятиях с детьми возможен и еще такой вариант работы: вырезается любой силуэт, например, одуванчики, ели, ваза с цветами, бабочки, кладется на лист бумаги и разбрызгивается краска, затем силуэт убирается и остается след отпечаток, который по желанию можно дополнить или подрисовать недостающие линии кисточкой. Такая техника вызывает у дошкольников большой интерес, рисунки получаются очень необычные и загадочные.

10.Рисование в техники фротаж (франц. «frotter» - «тереть, протирать»). Суть этой техники заключается в следующем под листок бумаги нужно положить какой – нибудь рельефный предмет и начать закрашивать его сверху постелью, через несколько минут работа готова. Главная сложность найти интересный рельеф и грамотно подобрать цвета, чтобы изображение эффектно смотрелось на бумаге. Идея применения фротажа в детском саду состоит в том чтобы переводить на бумагу лишь отдельные, подобранные педагогом, рельефные элементы, а затем ребенок самостоятельно или по замыслу взрослого дополняет рисунок красками, карандашами или фломастерами. Эта техника «свободных ассоциаций», ее открыл Макс Эрнст (1891 – 1976) 10 августа 1925 года. Он был ведущим сюрреалистом, стремившимся подсознательно в своих работах передать реальность окружающего мира по средством свободных ассоциаций. Создавая свои уникальные образы, художник использовал предметы, фактура некоторых была необычна, и казалось не применима в рисовании, например, ржавая консервная банка, отдельные виды тканей, перья, ракушки, кожа, кора деревьев, наждачная бумага, засохший хлеб. Возможно получение только одного отпечатка, от сюда и название, имеющее греческое происхождение (monos – 1, tupos – отпечаток) – монотопия. Она делится на: 1. Предметная монотопия дает возможность рисовать симметричные предметы не привычным способом, например, бабочку, божью коровку, цветок; 2. Пейзажная монотопия дает возможность изображать пейзаж, окружающую природу и получать оттиск в зеркальном отображении, т.е. можно получить рисунок с «отражением в воде» отпечаток получается только один.

11.Техника акварели аля – прима. Для этой техники используются акварельные краски, масленая пастель, восковые мелки, свеча. Рисунок выполняется в следующей последовательности: сначала на альбомный лист бумаги задуманное изображение наносится свечей, пастелью или восковыми мелками, а потом аккуратно закрашивается широкой мягкой кистью, ватным тампоном или губкой.

                                   Список литературы

  1. Аронов А.А. Загадки творчества: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.А. Аронов – Москва: Международная педагогическая академия, 2004. – 170с.
  2. Бабина Н.Ф. Методическое обеспечение уроков технологии для развития творческих способностей учащихся / Н.Ф. Бабина. – Воронеж: ВГПУ, 2001. – 208с.
  3. Васина Н.П. Бумажная симфония / Н.П. Васина – «АЙРИС – Пресс», 2010. – 127с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка....

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...