Участие в районных педагогических чтениях работников ДОО Канского района по теме: "Инновационные подходы к образовательной деятельности "2021
материал (младшая группа)

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования "Батик" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

М.А.Редченко, воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «Ашкаульский детский сад»

Использование технологии «Батик» в работе с детьми дошкольного возраста

         1 слайд  

Одной из основных задач детского сада является раскрытие в ребёнке его творческого начала, ведь дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка-дошкольника и занимает особое место в его жизни.

         4 слайд

«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Происхождение слова «батик» в разных источниках разное:

         - от названия племени Батик в Индонезии, которое занималось росписью ткани;

         - переводят слово «батик» как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань;

         - существует ещё слово «амбатик», что в переводе обозначает «писать», «рисовать» и т. д.

       5 слайд 

На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их почти невозможно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом.

6 слайд

Для дошкольников можно так же использовать гуашь или акварель. При работе с красками необходимо одевать передники или специальную одежду, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал. Так же нельзя оставлять краску открытой и во все перерывы, закрывать крышкой. Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней.

7 слайд 

Для классического батика используют шёлк. Учитывая его стоимость можно ограничиться синтетическим материалом или взять простую хлопчатобумажную ткань. В классическом батике ткань натягивают и закрепляют на специальных рамках или пяльцах.
Для дошкольников можно закрепить ткань на картоне при помощи степлера.

     Основными цветами в батике являются красный, жёлтый, синий. Составные: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый. Остальные цвета образуются полутонами от этих цветов, необходимо только добавить чёрный или белый. Экспериментировать с цветами можно в баночках с водой. Самое лёгкое работать на белой ткани. Тогда нам не нужна белая краска. Если мы работаем на другом цвете, необходимо учитывать его как цветообразующий компонент. Например, если мы на красной ткани нарисуем зелёные листья, то они выйдут коричневыми. Если нам всё же нужно зелёное на красном, нужно сделать подложку из белой краски, просушить и рисовать уже по ней.

         Если изделие сделано при помощи акриловых красок, его после сушки нужно прогладить утюгом. Поверьте, процесс очень завораживает, а результат стоит ожидания. Такое изделие приятно подарить своим близким.

8 слайд       

Существует несколько видов батика, такие как: горячий батик, холодный батик, свободная роспись, узелковый батик.

9 слайд

 Мне хочется познакомить вас с доступными для детей способами работы в технике «Батик». Для моих воспитанников роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Такая продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребёнок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать, творить.

 Сегодня я хотела бы остановиться на одном из видов батика – это узелковый батик.

Для начала ткань обматывается в виде различных узелков нитью или тонкой

проволокой, после чего ткань опускается в краску или наносится кистью,после того как нитки уберутся на их месте ткань остается неокрашенной, в результате на ткани появляется изображение. И тут начинает работать воображение детей что же можно дорисовать чтобы получился определенный рисунок.

        Для процесса нанесения рисунка на ткань используются следующие инструменты:

         1. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная)

         2. Специальные краски для батика (или акварельные краски, гуашь)

         3. Ванночки с поролоном

         4. Баночки для воды

         5. Кисти круглые и плоские разного размера

         6. Салфетки

         7. Рамы разных размеров или пяльцы

         8. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов

         9. Клеёнка.

         10. Нитки.

         11. Ножницы.

Для родителей и детей я планирую провести совместное занятие по изучению одного из видов техники "Батик".

       10 , 11, 12 слайды

Дополнение

Существует много способов работы с детьми в технике батик.Вот несколько из них.

  Способы работы с детьми в технике «Батик».

1. «Набрызг».

         - Составить на ткани композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигурки и т. д.)

          - Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, проводим по ней расчёской или тёркой.

         - Дать краске высохнуть, затем снять трафареты.

         - Дорисовать на ткани мелкие детали.

2. Печать штампами.

         - Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…

         - Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (штампы делают взрослые) .

         - Узорами из штампов можно украсить скатерти, платочки, повязки и т. д. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: для таких изделий лучше использовать специальные краски «Батик»

3. Печать по трафарету.

         - Нарисовать на плотном листе бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать фабричные, готовые трафареты.

          - Налить в форму немного краски желаемого цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если рисунок ложится ровно, то можно начинать печатать на ткани, через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были чёткими и краска не размазывалась за пределы трафарета.

4. Печать листьями.

         - Сначала ребёнок должен продумать композицию – составить эскиз.

         - Собрать необходимые листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете.

         - Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к ткани.

         - Осторожно снять листик, взяв за ножку.

         - Дорисовать кисточкой остальной рисунок.

        Заключение (последний слайд)

 Думаю, что приведённые выше советы помогут вам приобщить детей к изобразительной деятельности, раскрыть таланты. Конечно, технология настоящего батика очень сложна, но простые способы работы помогают ребёнку испытать восторг, от того что он сам приготовил подарок для мамы или бабушки, расписал разноцветными узорами занавеску для кукольной комнаты, скатёрку для кукольного стола. В такой творческой деятельности ребёнок получает большие возможности для самовыражения, пробует силы и совершенствует свои способности.

.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Районные педагогические чтения работников ДОУ Инновационный опыт-основа системных изменений"

Представленна презентация по теме "Проектная деятельность ,как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями....