Нетрадиционная техника рисования
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Абдалова Махира Вагиф кызы

Нетрадиционная техника рисования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

          Методическая разработка «нетрадиционная техника рисования»

Данная методическая разработка адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего и подготовительного дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования.

Предложенная методическая разработка является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.                       

В основу моей методической разработки легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Методическая разработка прошла апробацию и в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи разработки

3. Содержание методической части

4. Актуальность

5. Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет

6. Учебно-тематический план занятий с детьми 6-7 лет

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы.  Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Детство можно рассматривать как   период становления физиологических и психических функций.  И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование – это один из видов аналитика - синтетического   мышления.   Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя   при   помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».  Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты   лишь   символическими   признаками, отражая   и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём.  Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать.  Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка.   Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.  Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Рисование    не    просто    способствует    развитию   каждой    из   этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать   модель   всё   более усложняющегося представления о мире.

Я работаю в дошкольном учреждении несколько лет и уже убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.  И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей воспитанников. Традиционных подходов часто   недостаточно для   развития творчества у современных детей. 

Необходимостью систематизировать методику работы с детьми по нетрадиционным художественным техникам, так как возникал вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

Цель и задачи разработки

Целью данной разработки является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

На основе данной цели определены следующие задачи:

·      расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

·      обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

·      развивать художественно – творческие способности детей;

·      формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

·      создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;

·      приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

·      развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

·      развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;

·      подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Содержание методической части

Разработка рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.   

Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

·      систематичность;

·      последовательность;

·      доступность;

·      учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

·      грамотного методического руководства со стороны взрослых;

·      уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

·      степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

·      развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.                                                                                                                                             

Основные этапы работы:

1 этап «Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап «Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап «Собственное творчество».

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Актуальность

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Данная методическая разработка рассчитана на два года обучения (для детей с 5 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включая необходимое оборудование.

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 5-6 лет

Занятия с детьми проводятся в специально отведённом кабинете или в группе.  Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, интерактивная доска (при наличии), как и школьная доска, используются для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения, презентаций, тематических видео материалов. Дети рассаживаются за столы свободно. Курс занятий по рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся по подгруппам из 10-12 человек. Продолжительность занятий: с детьми 5-6 лет — 25 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий.

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 6-7 лет

   Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по мастерской, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу. Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся продолжительностью 30 минут с детьми 6-7 лет, по подгруппам (10-12 человек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...