Дополнительная образовательная программа "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию

Грицакова Алла Дмитриевна

Программа " Радуга красок" имеет художественно-эстетическое направление и составлена для детей старшего  дошкольного возраста 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_krasok_2021-2022g.docx637.36 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление программы

Стр.

I.

Раздел 1: Пояснительная записка

1.1.

Направленность общеразвивающей программы

3

1.2.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

3

1.3

Отличительные особенности программы

3

1.4

Возрастные особенности обучающихся

4

1.5

Цель и задачи программы

4

1.6

Сроки реализации программы, режим

5

1.7

Формы организации образовательной деятельности

5

1.8

Планируемые результаты программы                                                                        

5

II.

Раздел 2: Содержание программы

2.1

Учебно-тематический план обучения

6

2.2

Содержание программы

12

III.

Раздел 3: Мониторинг образовательных результатов

13

IV.

Раздел 4: Организационно-педагогические условия реализации программы.

4.1.

Методические материалы

17

4.2.

Материально-техническое обеспечение

17

4.3.

Кадровое обеспечение программы

19

V.

Раздел 5: Список информационных источников

5.1

Научно-методическое обеспечение программы

19

5.2

Список литературы

19


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Направленность общеразвивающей программы

Программа «Радуга красок» является дополнительной образовательной   общеразвивающей программой художественно-эстетической направленности, предполагает базовый уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению.

1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы 

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного развития, конструируют его национальный художественно-эстетический контекст, превращающий их в целостность.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, детская художественно-эстетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.

В современном мире искусство представляется социально значимым средством межкультурной коммуникации и механизмом социализации, поскольку обладает возможностью подключать человека к существующим в обществе ценностям, нормам и культурным значениям.

В художественно-эстетической деятельности возникает феномен причастности человека к миру других людей и, вместе с тем, понимание уникальности каждой человеческой жизни. На основе общей эмоциональной направленности ребенка на привлекательное, яркое, красивое и необычное в его сознании постепенно складывается позитивная эстетическая доминанта. Переживая эстетические чувства, ребенок соотносит свое отношение к действительности с теми социальными нормами, которые он уже освоил. Пробуждая чувство, искусство раскрывает беспредельное многообразие душевных состояний ребенка (переживаний, настроений) и посредством их повествует об окружающей жизни.

1.3. Отличительные особенности программы

В основу проектирования программы положены концептуальные идеи, предполагающие личностно-смысловое общение детей и взрослых, осуществляемое художественными средствами; наличие творческой доминанты художественно-эстетической деятельности; ориентацию на мотивы и эстетические потребности ребенка на каждом возрастном этапе; многопозиционное освоение искусства в игровой деятельности (позиции автора, режиссера, интерпретатора, критика и т. п.); формирование эстетического отношения к миру через механизмы эмпатии и рефлексии на основе широкого художественно-культурного контекста; движение от всеобщих способов художественной деятельности к их видовому своеобразию и жанровой специфике; освоение искусства на полихудожественной основе, обеспечивающее его целостное восприятие и формирование художественно-эстетической картины мира.

Создание программы обусловлено потребностью в систематизации накопленных в науке и практике теоретических знаний, а также недостаточностью современных разработок в практике использования эффективных средств художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В программе предлагаются конкретные способы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

1.4. Возрастные особенности обучающихся

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для освоения ребёнком стратегии творческого самовыражения, так как в этот период жизни начинают формироваться новые механизмы деятельности и поведения, которые могут служить основанием осуществления творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте одним из центральных новообразований выступает произвольность в управлении поведением и деятельностью, произвольность психомоторных и психических процессов. Именно эти возрастные новообразования в перспективе определяют готовность ребёнка к творческому самовыражению и способность быть субъектом данной деятельности.

Высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы детей дошкольного возраста, всех органов чувств позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные, слуховые, обонятельные и особенно речеслуховые представления, которые являются основой образной памяти, ассоциативного мышления, воображения. Все эти особенности детей дошкольного возраста позволяют педагогу включать детей (и включаться самому) в игровые действия со звуком, цветом, движением.

Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях. Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом. Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют. В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с увиденным в жизни. Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими.

 1.5. Цель и задачи   программы

Цель программы: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Задачи:

- развивать наблюдательность, умение вглядываться в явления жизни;

- развивать фантазию - способность строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;

- формировать интерес к художественно-эстетической деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

- формировать представление о различных видах искусства;

- развивать навыки самостоятельной изобразительной деятельности

1.6. Сроки реализации программы, режим

Реализация программы «Радуга красок», осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности с семьей.

 Проводятся занятия 3 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут.

Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

1.7. Формы организации образовательной деятельности

-индивидуальная,

- групповая,

- работа в минигруппах 

1.8. Планируемые результаты программы

Критериями оценки достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы является система специфических (художественных) действий

Критерии

Показатели

Результат

Восприятие художественного образа (произведения)

эмоциональный отклик на произведения искусства  

Видит, ощущает, чувствует

Способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы

Понимает прекрасное в искусстве и действительности

Познание художественного образа  

интерес к художественно-эстетической деятельности

Владеет знаниями и представлениями о различных видах искусства

активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства

Самостоятельное создание художественного образа (эстетического объекта)

владеет практическими художественными умениями

Создает продукт художественно-эстетической деятельности с использованием различных  изобразительных средств

способен самостоятельно создать продукт художественно-эстетической деятельности

II.  Содержание программы

2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. Сентябрь

1.

Веселые человечки

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка предметная

2.

Веселые портреты

25 мин.

Аппликация из бумаги

3.

Веселое лето (коллективный альбом)

25 мин.

Рисование сюжетное

4.

Наши любимые игрушки

25 мин.

Лепка предметная

5.

Цветные ладошки (фантазийные композиции)

25 мин.

Аппликация силуэтная с элементами рисования

6.

Лето красное пришло (краски лета)

25 мин.

Рисование декоративное

7.

Собака со щенком

25 мин.

Лепка сюжетная

8.

Наш город (коллективная композиция)

25 мин.

Аппликация сюжетная

9.

Деревья в нашем парке

25 мин.

Рисование по представлению

10.

Наш пруд (коллективная композиция)

25 мин.

Лепка сюжетная (коллективная)

11.

Машины на улицах города 9коллективная композиция)

25 мин.

Аппликация с элементами рисования

12.

Кошки на окошке

25 мин.

Силуэтная аппликация и декоративное рисование

Модуль 2.  Октябрь

1.

Осенний натюрморт

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка предметная из соленого или заварного теста

2.

Наша ферма

25 мин.

Аппликация из геометрических фигур разной величины

3.

Загадки с грядки

25 мин.

Рисование по содержанию загадок и стихов

4.

Листья танцуют и превращаются в деревья

25 мин.

Лепка декоративная рельефная

5.

Листочки на окошке (витраж)

25 мин.

Аппликация симметричная

6.

Осенние листья (краски осени)

25 мин.

Рисование с натуры

7.

Кто под дождиком промок?

25 мин.

Лепка сюжетная

8.

Цветные зонтики

25 мин.

Аппликация

9.

Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

25 мин.

Аппликация из осенних листьев

10.

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

25 мин.

Беседа о дымковских игрушках

11.

Лошадки (веселая карусель)

25 мин.

Лепка из глины по мотивам народных игрушек

12.

Нарядные лошадки (оформление вылепленных игрушек)

25 мин.

Декоративное рисование на объемной форме

Модуль 3.  Ноябрь

1.

Косматый мишка

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка по мотивам богородской игрушки

2.

Золотая хохлома и золотой лес

25 мин.

Рисование декоративное по мотивам народной росписи

3.

Золотые березы

25 мин.

Аппликация обрывная

4.

Пернатые, мохнатые, колючие

25 мин.

Лепка-экспериментирование с художественными материалами  

5.

Зайчишки – трусишка и храбришка

25 мин.

Аппликация (по мотивам русских народных сказок)

6.

Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

25 мин.

Рисование сюжетное

7.

«Глиняный Ляп»

25 мин.

Лепка-экспериментирование

8.

«Жила-была конфета»

25 мин.

Аппликация с элементами рисования по замыслу)

9.

Чудесные превращения кляксы (кляксография)

25 мин.

Рисование-экспериментирование

10.

«Ничего себе картина, ничего себе жара!»

25 мин.

Лепка рельефная по содержанию небылицы

11.

Расписные ткани

25 мин.

Рисование декоративное

12.

Нарядные пальчики (пальчиковый театр)

25 мин.

Аппликация с элементами конструирования

Модуль 4.  Декабрь

1.

Снежный кролик

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка из пластилина

2.

Снеговики в шапочках и шарфиках

25 мин.

Аппликация из бумаги с элементами рисования

3.

«Белая береза под моим окном…»

25 мин.

Рисование с элементами аппликации

4.

Волшебные снежинки

25 мин.

Рисование декоративное

5.

Звездочки танцуют

25 мин.

Аппликация из фольги и фантиков

6.

Снегири и яблочки

25 мин.

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги

7.

Еловые веточки (зимний венок)

25 мин.

Рисование с натуры

8.

Елочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)

25 мин.

Аппликация с элементами конструирования

9.

Звонкие колокольчики

25 мин.

Тестопластика

10.

К нам идет Новый год

25 мин.

Декоративное оформление группы и зала

11.

25 мин.

12.

25 мин.

Модуль 5.  Январь

1.

Начинается январь, открываем календарь

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Рисование с элементами аппликации

2.

«Мы поедем, мы помчимся…»

25 мин.

Лепка коллективная

3.

«Где-то на белом свете…»

25 мин.

Аппликация сюжетная

4.

Заснеженный дом

25 мин.

Аппликация с элементами рисования

5.

Зимние забавы

25 мин.

Лепка сюжетная

6.

«Весело качусь  я под гору в сугроб…»

25 мин.

Рисование сюжетное с элементами аппликации

7.

На арене цирка

25 мин.

Лепка коллективная

8.

Веселый клоун

25 мин.

Рисование по замыслу

9.

Шляпа фокусника (оформление цирковой афиши)

25 мин.

Аппликация коллективная

Модуль 6.  Февраль

1.

Дорожные ребята (оформление альбома)

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Аппликация ленточная

2.

Наша группа (оформление альбома)

25 мин.

Рисование сюжетное

3.

Муравьишки в муравейнике

25 мин.

Лепка из бумажной массы

4.

Бродит Дрема возле дома

25 мин.

Лепка по замыслу

5.

Фантастические цветы

25 мин.

Рисование по замыслу

6.

Банка варенья для Карлсона

25 мин.

Аппликация

7.

Папин портрет

25 мин.

Рисование с опорой на фотографию

8.

Галстук для папы

25 мин.

Аппликация предметно-декоративная

9.

Кружка для папы

25 мин.

Лепка предметная из глины или соленого теста

10.

Милой мамочки портрет

25 мин.

Рисование по представлению или с опорой на фотографию

11.

«Крямнямчики» (по мотивам сказки-крошки В. Кротова)

25 мин.

Лепка угощений из сдобного или песочного теста

12.

Весенний букет (настенная открытка)

25 мин.

Аппликация коллективная

Модуль 7.  Март

1.

Солнышко, покажись!

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка рельефная, декоративная

2.

Солнышко, улыбнись!

25 мин.

Лепка декоративная (полихромная, накладная)

3.

Солнышко, нарядись!

25 мин.

Рисование декоративное

4.

Солнечный цвет

25 мин.

Рисование-экспериментирование

5.

«Дедушка Мазай и зайцы»

25 мин.

Лепка сюжетная на зеркале или фольге

6.

Башмак в луже

25 мин.

Аппликация симметричная (силуэтная) на фактурной бумаге

7.

Водоноски у колодца

25 мин.

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

8.

«А водица далеко

а ведерко велико…»

25 мин.

Аппликация сюжетная (иллюстрации к потешке)

9.

Водоноски-франтихи (оформление игрушек)

25 мин.

Рисование декоративное на объемной форме

10.

Весенний ковер (плетение из жгутиков)

25 мин.

Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого теста

11.

Весеннее небо

25 мин.

Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка)

12.

Нежные подснежники

25 мин.

Аппликация с элементами рисования

Модуль 8.  Апрель

1.

«Я рисую море…»

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Рисование-экспериментирование

2.

«По морям, по волнам…»

25 мин.

Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования

3.

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

25 мин.

Лепка рельефная (пластилиновая «живопись»)

4.

«Морская азбука»

25 мин.

Рисование коллективное по замыслу

5.

Плавают по морю киты и кашалоты…

25 мин.

Лепка коллективная

6.

Стайка дельфинов

25 мин.

Аппликация силуэтная

7.

Обезьянки на пальмах (остров в море)

25 мин.

Лепка с элементами аппликации и конструирования

8.

Топают по острову слоны и носороги

25 мин.

Лепка коллективная из пластилина или глины

9.

Заморский натюрморт

25 мин.

Аппликация коллективная

10.

Превращения камешков

25 мин.

Рисование на камешках по замыслу

11.

Чудесные раковины

25 мин.

Лепка с натуры

12.

Наш аквариум

25 мин.

Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная)

Модуль 9.  Май

1.

Зеленый май (краски весны)

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Рисование-экспериментирование

2.

Цветы луговые (панорамная экспозиция)

25 мин.

Аппликация коллективная

3.

Мы на лугах ходили, мы лужок лепили

25 мин.

Лепка сюжетная коллективная

4.

Радуга-дуга

25 мин.

Рисование предметное (дидактическое)

5.

Нарядные бабочки

25 мин.

Аппликация силуэтная симметричная

6.

Чем пахнет лето?

25 мин.

Рисование фантазирование с элементами детского дизайна

2.2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Модуль 1. Сентябрь

Тема 1.1. Веселые человечки

Фигура человека. Лепка фигуры человека рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Лепка фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Определение относительной величины частей, закрепление вертикального положения и устойчивости. Передача движения лепной фигурки путем небольшого изменения рук и ног.  

Формы, способы: совместная образовательная деятельность взрослого и детей с организацией индивидуальной работы

Предварительная работа.

Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду. Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.  

Методы:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра «Пойми меня».

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.

Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, использование моделей, творческая деятельность.

Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, танцевальная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.

Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества детской творческой деятельности, взаимопомощь детей.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: бумажные фигурки человечков

Литературный ряд: стихотворение О. Высоткой «Детский сад»

Материалы и оборудование:

Пластилин, стекла, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые

У воспитателя две модели, вылепленные заранее из пластилина (глины): цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами шариками наверху

Характер взаимодействия участников образовательных отношений. Характер взаимодействия со взрослыми: прослушивание сказки, беседа. Характер взаимодействия детей с другими детьми: обыгрывание сюжетных линий.

Виды деятельности детей: художественно-эстетическая деятельность (лепка предметная), игровая, коммуникативная, чтение

Итог: вылепленные фигуры девочки и мальчика

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

- игры с лепными человечкам

III. Мониторинг образовательных результатов 

Критерии оценивания результатов обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

1.Базовый уровень теоретических знаний (от 1 до 3 баллов)

1.1.Теоретические знания (по основным разделам образовательной программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Низкий уровень - обучающийся овладел 1/2 объема знаний, предусмотренных  образовательной программой- 1 балл;

Средний уровень - обучающийся овладел более чем 1/2 объема знаний, предусмотренных  образовательной программой – 2 балла;

Высокий уровень знаний - обучающийся овладел всем объемом знаний, предусмотренных  образовательной программой – 3 балла;

Наблюдение, тестирование и т.д.

2. Базовый уровень практических умений и навыков (от 1 до 3 баллов)

2.1. Практические навыки предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Низкий уровень - обучающийся овладел 1/2 объема практических навыков, предусмотренных  образовательной программой – 1 балл;

Средний уровень - обучающийся овладел более чем 1/2 объема практических навыков, предусмотренных  образовательной программой – 2 балла;

Высокий уровень - обучающийся овладел всем объемом практических навыков, предусмотренных  образовательной программой – 3 балла

Практические задания

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

Низкий уровень - обучающийся испытывает серьезные трудности при работе с оборудованием 1 балл;

Средний уровень - обучающийся работает с оборудованием с помощью педагога – 2 балла;

 Высокий уровень – обучающийся работает с оборудованием самостоятельно 3 балла.

Наблюдение

Усвоение обучающимися содержания изучаемой образовательной программы

Результаты по итогам аттестации 20_______ 20_______ учебный год

вводный контроль, текущий контроль, итоговый контроль

Объединение, год обучения, группа _________________________________________________________

Ф.И.О. педагога ___________________________________________________________________________

Члены аттестационной комиссии ____________________________________________________________

Ф.И.О.

обучающихся

Базовый уровень теоретических знаний

Базовый уровень

практических навыков

Общеучебные умения и навыки

Средний балл

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмыслен

ность и правильность использования специальной терминоло

гией

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

Учебно-коммуникативные и организацион

ные

умения и навыки

В

Т

И

В

Т

И

В

Т

И

В

Т

И

В

Т

И

В

Т

И

1

В - водный контроль                                                                                                                            

Т – текущий контроль

И – итоговый контроль

Низкий уровень – 1 балл

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень - 3 балла

Карта интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося

Ф.И.О. обучающегося ________________________________________________________________________________________

Объединение, год обучения, группа ____________________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога _____________________________________________________________________________________________

Год обучения

____________________год

______________________год

____________________год

Показатели развития

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Уровень проявления творческой активности:

репродуктивный - ребенок работает по образцу -1 балл

продуктивный - ребенок работает с частичным изменением образца–2 балла

-  творческий - самостоятельно     выбирает тему, проект и выполняет ее – 3 балла

ЗУНЫ

Уровень достижений в деятельности:

учреждения– 2 балла

районный- 4 балла

областной – 6 баллов

всероссийский -8 баллов

международный 10 баллов

IV. Организационно-педагогические условия реализации программы. 

4.1. Методические материалы

 Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) в работе педагога используются:

 Методы организации занятий:

-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

-репродуктивный метод –метод практического показа и выполнения заданий детьми.

 Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

 Решение задач изостудии идет в ходе игровых приёмов, упражнений, решения проблемных ситуаций, диалога, анализа, показа и просмотра иллюстраций, работы по образцу, тренингов.

4.2. Материально-техническое обеспечение

В дошкольной образовательной организации создана и функционирует мини Изостудия в групповой комнате, где имеется необходимое оборудование для занятий изобразительной деятельностью. Созданы условия для организации индивидуальных и групповых занятий. Предметно-пространственная развивающая среда способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Оборудование:

Мольберты

Фланелеграф

Столы

Стеллажи для выставочных экземпляров

Фартуки

Салфетки бумажные и матерчатые

Материалы, инструменты и их «заместители»

Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, А3

Альбомы для детского художественного творчества

Рулоны обоев на бумажной основе

Белый и цветной картон

Фольга цветная на бумажной основе и двусторонняя

Иллюстрации из журналов, цветных газет, буклеты, календари

Картонные коробки (для техники, обуви, кондитерских изделий т.д.)

Спичечные коробки для создания композиций-миниатюр

Глина

Пластилин

Тесто (соленое, сдобное, заварное)

Кисти разных размеров (круглые, плоские, флейцы)

Краски гуашевые

Краски акварельные

Краски акриловые (для педагога)

Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги)

Цветные и простые карандаши

Фломастеры

Пастель

Гелиевые ручки

Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)

Клей, клеящие карандаши, клейстер

Клеевые кисточки

Стеки, зубочистки

Степлеры и канцелярский нож

Ватные палочки

Губки и мочалки разных размеров, ткань грубого плетения, тряпочки

Штампики, колпачки фломастеров

Скрепки и прищепки декоративные

Скотч, лейкопластырь

Бытовой и бросовый материал

Фантики на бумажной основе

Трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые

Упаковки из-под молочных продуктов, парфюмерные флаконы, аптечные пузырьки, картонные коробки

Пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутные ткани

Проволока мягкая

Природный материал

Осенние листья

Соломка (круглая и виде лент)

Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и др. плодов

Крылатки клена и ясеня

Шишки (еловые, сосновые, пихтовые)

Желуди, каштаны, орехи, косточки

Скорлупа грецкого ореха

Ягоды шиповника, рябины, бузины

Камешки и раковины

Перья и пух (птичий, тополиный)

Палочки, веточки

Кора березы

Злаки, хвоя, сухостой  

Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи» и др.)

Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.)

Технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Космос», «Насекомые», «Звери» и др.)

Серия альбомов для детского творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»)

Практический, демонстрационный материал для работы с детьми:

Лыкова И.А. Золотая хохлома / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

Лыкова И.А. Небесная гжель / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

4.3. Кадровое обеспечение программы

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Работа с педагогами:

-консультации;

-семинары;

-мастер-классы.

Работа с родителями

-создание родительского клуба;

-организация выставок

V. Список информационных источников

5.1. Научно-методическое обеспечение программы

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / Т.С. Комарова. -  М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 136с.  

Методический материал

Лыкова И.А. Дружная семейка. Детское художественное творчество / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 64с.

Лыкова И.А. Живые узоры / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 64с.

Лыкова И.А. Народный календарь. Осень золотая / И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013. - 96с.

Лыкова И. А. Разноцветный мир. Рисование / И.А. Лыкова. - М., Цветной мир, 2014. - 64с.

5.2. Список литературы

Волосовец Т. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т. Волосовец, И. Кириллов, И. Лыкова. – М.: Русское слово, 2015. – 216с.

Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от2 до 7 лет. – М.: Детство – Пресс, 2011. – 192с.  

Казакова Т. Занимаемся искусством с дошкольниками: методическое пособие / Т. Казакова, И. Лыкова, Г. Пантелеев, Л. Пантелеева, Т. Рубан, К. Тарасова. – М.: Сфера, 2011. – 112с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155 [Электронный ресурс]

Финк М. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Под ред. И.А. Лыковой /  М. Финк, А. Бостельман. – М.: Национальное образование, 2016. – 108с.

Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие / И.В. Штанько. – М.: Перспектива, 2015. – 280с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Радуга красок"

Кружок «Радуга красок» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4-5  лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художестве...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по нетрадиционному рисованию «Радуга красок»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе

Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу  индивидуальных особенностей развитие творческих способност...

Программа дополнительной образовательной услуги "Приключения Акварельки в городе красок" для детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень важный период  в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Дополнительная образовательная программа по кружку "Палитра красок" для детей 3-4 лет (Нетрадиционные техники рисования).

Дополнительная образовательная программа по кружку "Палитра красок" для детей 3-4 лет...