Изобразительная деятельность, как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста
статья по рисованию

Материал для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мишкина В.Н.

воспитатель

ГБДОУ д/с 82

 Невского района

Изобразительная деятельность, как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она содержит огромную значимость для умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольника. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.  Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла: музыке, рисованию. Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и является специфическим образным познанием действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

При реализации этой программы воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в получении определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Это представление о предмете с точки зрения его свойств, качеств, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, т.е. производят умственные действия. Так образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Кроме этого детское творчество имеет и общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то «сказал», чтобы изображенное им узнали, ведь в своих работах он передает и явления общественной жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. Изодеятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородны чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша и кисти, к следам, оставляемым на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им быть самостоятельными. Освоение трудовых умений  и навыков связано с развитием таких качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. На занятиях создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственно чувство прекрасного, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, пропорции, формы, ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства (хохлома, гжель и т.д.) вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Так постепенно у детей развивается художественный вкус.

     У ребенка  сформируется эстетическое отношение посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Ребенок овладеет разными видами техники рисования гуашью, акварелью. Получит представления о наиболее важных законах композиции, об искусстве современного дизайна. Овладеет культурными способами деятельности, будет проявлять  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

     У ребенка сформируется положительного отношения к истории своей Родины,  к разным видам труда, другим людям и самому себе, появится чувством собственного достоинства;  будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Научится  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, научится  разрешать конфликты;

    У ребенка  будет  развиваться  воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, сформируется умение  подчиняться разным правилам и социальным нормам;

   У ребенка разовьется  крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, овладеет основными движениями, сможет контролировать свои движения и управлять ими;

   Ребенок будет способен к волевым усилиям, сможет следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    У ребенка  проявится любознательность, научится задавать  вопросы взрослым и сверстникам, будет интересоваться  причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявит склонность  наблюдать, экспериментировать. Овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; познакомится  с произведениями детской литературы, овладеет элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок будет способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная изобразительная деятельность как средство формирования воображения у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционная изобразительная деятельность включает в себя виды продуктивной деятельности детей, такие как аппликация, лепка, рисование и т.д....

Изобразительная деятельность, как средство всестороннего развития детей.

Изобразительная деятельность, как средство всестороннего развития детей....

План работы по самообразованию «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность темыИзобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действите...

Доклад на тему: "Формирование всесторонне-развитой личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".

Выступление с докладом на научно-практической конференции работников образования Кулундинского района Алтайского края«Образование и современное общество: актуальные вопросы, достижения и ин...

Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР

Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР.Диагностика.Профилактика, коррекция речевых нарушений. 1. Электронные пособия для...

Центр изобразительной деятельности, как средство формирование творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Целью организации в группе «Центра изобразительной деятельности»  является: qформирование творческого потенциала детей,qразвитие интереса к изобразительной деятельности,qформиров...